Влияние игры на эмоциональное развитие детей старшего дошкольного возраста
2.2 Формирующий эксперимент
Результаты диагностики позволили нам определить педагогические задачи по развитию социальных эмоций:
1. Подобрать и систематизировать подвижные игры для развития эмоциональной сферы ребенка.
2. Оснастить подвижные игр соответствующими атрибутами: маски, музыка, кегли, мячи, обручи, скакалки.
3. Провести развивающую работу с детьми по развитию эмоциональной сферы ребенка с помощью системы подвижных игр.
4. Провести повторную диагностику.
5. Сделать анализ проделанной работы.
Первая задача реализована и представлена в таблице 4.
Таблица - 4 Таблица подвижных игр для развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста
Подвижные игры со словесным сопровождением |
Подвижные игры со звуковыми сигналами |
Подвижные игры со зрительными ориентирами |
|
«Гуси и волк» Цель: развитие воображения, жалости, тревоги, групповой сплоченности. «Гуси - гуси» Цель: развитие воображения, выразительность движения и речи. «Ежик топал по тропинке» Цель: Выполнение движений в соответствии с текстом, выражая эмоциональные состояния героев. «Мышеловка» Цель: развитие |
«Тропинка» Цель: учить детей сообща подчиняться определенным игровым правилам. Показывать с помощью мимики разные эмоциональные состояния. «Пустое место» Цель: формирование партнерских отношений в игре. «Если нравится тебе.» Цель: развитие выразительности движений, воображения, снятие напряжения. «Земля, огонь, вода, воздух (пантомима)» Цель: развитие выразительности движения, пластики, воображения. |
«Игрушки» Цель: передать движения и эмоции разных животных. «Бездомный заяц» Цель: развитие выразительности эмоций: удовольствие, счастье, веселье, удивления. «Карусель» Цель: развитие чувства темпа, эмоции: грусть, обида, уныние. «Тише едешь, дальше будешь.» Цель: учить детей передавать заданное эмоциональное состояние. «Встречные перебежки (эстафета)» Цель: Чувство товарищества. «Перенеси предметы» Цель: развитие сплоченности. «Эстафета парами» |
|
Подвижные игры со словесным сопровождением |
Подвижные игры со звуковыми сигналами |
Подвижные игры со зрительными ориентирами |
|
выразительности речи и мимических движений. «Кошка и мышка» Цель: развитие выразительности движений, способность определять эмоции по мимике. «Мыши и кот» Цель: развитие эмоций: удивление, злость, обида. «Краски» Цель: развитие эмоционального состояния: радости, удивления. |
«Затейники» Цель: развитие выразительности движений, раскованности, воображения, чувства юмора. «Лисы и зайцы» Цель: развитие таких эмоций как: радость, горе, удивление. «Тух - тиби - дух» Цель: снятие негативных настроений и восстановление сил. «Тренируем эмоции» Цель: развитие воображения, наблюдательность, выразительности движений (радость, страх, удивление.) |
Цель: развитие сплоченности и дружелюбия. «Прыжки через веревку: Удочка» Цель: воспитание положительного отношения к успеху товарища, упражнение с обручем «Мяч вдогонку» Цель: Восприятие положительного отношения к успеху товарища. «Ключи» Цель: воспитание сопереживания, оказание помощи. «Перетягивание каната; задом наперед; перекатывание с боку на бок» Цель: дружелюбие и поднятие настроения, чувство гордости. |
Данные задачи позволили определить направление работы по развитию социальных эмоций дошкольников (см. таблицу 5, конспекты см. в приложении Б)
Таблица - 5 Сетка занятий, для развития социальных эмоций детей дошкольного возраста
№ |
Период проведения занятий с 01.04.2013по 05.04.2013 |
Часы |
Название занятия |
Игра |
Цели |
|
1 |
Понедельник |
9.00 - 9.30 |
Поставь себя на место героя сказки |
Семеро козлят |
развивать чувство сопереживания по отношению к другим. |
|
2 |
Вторник |
9.00 - 9.35 |
Товарищи |
Три товарища |
развивать чувство отзывчивости; учить проявлять заботу в отношении к товарищу. |
|
3 |
Среда |
9.00 - 9.30 |
Добрый волшебник |
Наследник волшебника |
развивать щедрость по отношению к окружающим. |
|
№ |
Период проведения занятий с 01.04.2013по 05.04.2013 |
Часы |
Название занятия |
Игра |
Цели |
|
4 |
Четверг |
9.00 - 9.35 |
Животные севера |
Кто кем был? |
Продолжить развивать умение поддерживать воображаемую ситуацию, совершать волевые действия |
|
5 |
Пятница |
9.00 - 9.35 |
Лесные животные |
Ежик топал по тропинке |
Выполнение движений в соответствии с текстом, выражая эмоциональные состояния героев. |
Проведение развивающей работы с детьми младшего дошкольного возраста
Подвижные игры были включены в разные формы работы по физическому воспитанию такие как: физкультурное занятие (на воздухе и в зале), утренняя гимнастика, прогулка, вечернего досуга, динамические паузы и др.
Для создания у детей интереса к игре были использованы в игры маски и музыку. В играх-эстафетах использованы различные предметы: скакалки, канат, мячи, кегли и т. д.
Особенно ярко проявлялось чувство радости у детей, когда игры были под музыку, так как музыка воздействует на эмоции детей, создает у них определенное настроение.
Игры под музыку были использованы на утренней гимнастике «Бодрящей гимнастике».
В игре «Затейники» мы развивали у детей выразительность движений, чтобы они чувствовали себя раскованно, показывали движения и с юмором, и с разным эмоциональным состоянием.
Для этого были использованы словесные образы-подсказки:
Улыбнись как: кот на солнце; как Буратино; как хитрая лиса; как будто ты увидел чудо.
Рассердись как: ребенок, у которого отняли мороженое; как человек, которого ударили.
Испугайся как: ребенок, потерявшийся в лесу; заяц, увидевший волка; котенок на которого лает собака.
Вы устали, как: папа после работы; человек, поднявший тяжелый груз,; муравей, притащивший большую муху.
Отдохните, как: турист, снявший большой рюкзак; ребенок, который много потрудился, но помог маме.
Проявить эти эмоции детям было сначала трудно. Они не понимали, что студент от них хочет. Вика отвлекалась, Вова и Сергей стеснялись. Я показывала им эмоциональные состояния мимикой и жестами.
Дети очень любят подвижные игры, где имитационные движения повторяются одновременно со словами.
В игре «Бездомный заяц» дети выполняли движения зайцев: скакали на лужок, веселились, плясали, лапочками махали, песни распевали.
Эмоции удивления, страха, гнева, жалости, развивала в игре «Гуси и волк».
Произнося слова текста, дети переживали и боялись за гусенка, а после слов:
«Гуси, мои гуси,
Щипите волка
Да гоните
По мхам, по болтам,
По крутым горкам!» они с криком бежали за волком (Никитой) готовые его просто «разорвать».
После беседы о том, что волк очень голоден и ему нужно покушать, чтобы накормить своих волчат, часть детей смотрела на волка с сочувствием. Им было его жалко.
С музыкальным сопровождением мы проводили такие игры, как: «Тропинка», «Если нравится тебе» и др.
В игре «Тропинка» нужно сообща подчиняться определенным игровым правилам. Мы разделили ребят на команду девочек и команду мальчиков.
Делая «тропинку», «копну», «кочки» мальчишки старались быстрее выполнить задание. У Вани и Максима при этом лица были как у заговорщиков. Они шептались и подсказывали друг другу, что нужно делать.
В игре «Игрушки» я предложила детям войти в образы тех животных, которые были в тексте. Не все дети справились сразу. Никита и Вика, обычно очень стеснительные и поэтому у них возникали сложности в передаче таких эмоций как: удивление, стыд.
Пришлось помогать, используя образец (показ эмоций). Стоит заметить, что одна и та же эмоция у разных детей выражалась по - своему . Резвый зайка - у одного был очень веселый, улыбался, лапками махал; у другого удивленный, словно он случайно выскочил на поляну, а там, что-то необычное; у Риты зайчик прыгал без всяких эмоций.
Так же были проведены игры - эстафеты, игры - забавы.
В этих играх можно показать, какой ты ловкий, сильный, быстрый, сообразительный. Они сплачивают детей, заставляют переживать за членов своей команды и за конечный результат. При таких играх всегда бывают неожиданности. Кто-то упадет, стукнется. Одни делают все быстро и правильно, другие хитрят, чтобы успеть, третьи не успевают или сил не хватает.
Но больше всего было радости, когда все получилось, они были первыми. Мальчики говорили: «Даем пять» и всей командой хлопались рука об руку.
Таким образом, благодаря проведенной работе с детьми экспериментальной группы, нам удалось снизить эмоциональное неблагополучие в группе посредством игры.