Влияние игры на эмоциональное развитие детей старшего дошкольного возраста

курсовая работа

2.2 Формирующий эксперимент

Результаты диагностики позволили нам определить педагогические задачи по развитию социальных эмоций:

1. Подобрать и систематизировать подвижные игры для развития эмоциональной сферы ребенка.

2. Оснастить подвижные игр соответствующими атрибутами: маски, музыка, кегли, мячи, обручи, скакалки.

3. Провести развивающую работу с детьми по развитию эмоциональной сферы ребенка с помощью системы подвижных игр.

4. Провести повторную диагностику.

5. Сделать анализ проделанной работы.

Первая задача реализована и представлена в таблице 4.

Таблица - 4 Таблица подвижных игр для развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста

Подвижные игры со словесным сопровождением

Подвижные игры со звуковыми сигналами

Подвижные игры со зрительными ориентирами

«Гуси и волк»

Цель: развитие воображения, жалости, тревоги, групповой сплоченности.

«Гуси - гуси»

Цель: развитие воображения, выразительность движения и речи.

«Ежик топал по тропинке»

Цель: Выполнение движений в соответствии с текстом, выражая эмоциональные состояния героев.

«Мышеловка»

Цель: развитие

«Тропинка»

Цель: учить детей сообща подчиняться определенным игровым правилам. Показывать с помощью мимики разные эмоциональные состояния.

«Пустое место»

Цель: формирование партнерских отношений в игре.

«Если нравится тебе.»

Цель: развитие выразительности движений, воображения, снятие напряжения.

«Земля, огонь, вода, воздух

(пантомима)»

Цель: развитие выразительности движения, пластики, воображения.

«Игрушки»

Цель: передать движения и эмоции разных животных.

«Бездомный заяц»

Цель: развитие выразительности эмоций: удовольствие, счастье, веселье, удивления.

«Карусель»

Цель: развитие чувства темпа, эмоции: грусть, обида, уныние.

«Тише едешь, дальше будешь.»

Цель: учить детей передавать заданное эмоциональное состояние.

«Встречные перебежки (эстафета)»

Цель: Чувство товарищества.

«Перенеси предметы»

Цель: развитие сплоченности.

«Эстафета парами»

Подвижные игры со словесным сопровождением

Подвижные игры со звуковыми сигналами

Подвижные игры со зрительными ориентирами

выразительности речи и мимических движений.

«Кошка и мышка»

Цель: развитие выразительности движений, способность определять эмоции по мимике.

«Мыши и кот»

Цель: развитие эмоций: удивление, злость, обида. «Краски»

Цель: развитие эмоционального состояния: радости, удивления.

«Затейники»

Цель: развитие выразительности движений, раскованности, воображения, чувства юмора.

«Лисы и зайцы»

Цель: развитие таких эмоций как: радость, горе, удивление.

«Тух - тиби - дух»

Цель: снятие негативных настроений и восстановление сил.

«Тренируем эмоции»

Цель: развитие воображения, наблюдательность, выразительности движений (радость, страх, удивление.)

Цель: развитие сплоченности и дружелюбия.

«Прыжки через веревку: Удочка»

Цель: воспитание положительного отношения к успеху товарища,

упражнение с обручем

«Мяч вдогонку»

Цель: Восприятие положительного отношения к успеху товарища.

«Ключи»

Цель: воспитание сопереживания, оказание помощи.

«Перетягивание каната; задом наперед; перекатывание с боку на бок»

Цель: дружелюбие и поднятие настроения, чувство гордости.

Данные задачи позволили определить направление работы по развитию социальных эмоций дошкольников (см. таблицу 5, конспекты см. в приложении Б)

Таблица - 5 Сетка занятий, для развития социальных эмоций детей дошкольного возраста

Период проведения занятий с 01.04.2013по 05.04.2013

Часы

Название занятия

Игра

Цели

1

Понедельник

9.00 - 9.30

Поставь себя на место героя сказки

Семеро козлят

развивать чувство сопереживания по отношению к другим.

2

Вторник

9.00 - 9.35

Товарищи

Три товарища

развивать чувство отзывчивости; учить проявлять заботу в отношении к товарищу.

3

Среда

9.00 - 9.30

Добрый волшебник

Наследник волшебника

развивать щедрость по отношению к окружающим.

Период проведения занятий с 01.04.2013по 05.04.2013

Часы

Название занятия

Игра

Цели

4

Четверг

9.00 - 9.35

Животные севера

Кто кем был?

Продолжить развивать умение поддерживать воображаемую ситуацию, совершать волевые действия

5

Пятница

9.00 - 9.35

Лесные животные

Ежик топал по тропинке

Выполнение движений в соответствии с текстом, выражая эмоциональные состояния героев.

Проведение развивающей работы с детьми младшего дошкольного возраста

Подвижные игры были включены в разные формы работы по физическому воспитанию такие как: физкультурное занятие (на воздухе и в зале), утренняя гимнастика, прогулка, вечернего досуга, динамические паузы и др.

Для создания у детей интереса к игре были использованы в игры маски и музыку. В играх-эстафетах использованы различные предметы: скакалки, канат, мячи, кегли и т. д.

Особенно ярко проявлялось чувство радости у детей, когда игры были под музыку, так как музыка воздействует на эмоции детей, создает у них определенное настроение.

Игры под музыку были использованы на утренней гимнастике «Бодрящей гимнастике».

В игре «Затейники» мы развивали у детей выразительность движений, чтобы они чувствовали себя раскованно, показывали движения и с юмором, и с разным эмоциональным состоянием.

Для этого были использованы словесные образы-подсказки:

Улыбнись как: кот на солнце; как Буратино; как хитрая лиса; как будто ты увидел чудо.

Рассердись как: ребенок, у которого отняли мороженое; как человек, которого ударили.

Испугайся как: ребенок, потерявшийся в лесу; заяц, увидевший волка; котенок на которого лает собака.

Вы устали, как: папа после работы; человек, поднявший тяжелый груз,; муравей, притащивший большую муху.

Отдохните, как: турист, снявший большой рюкзак; ребенок, который много потрудился, но помог маме.

Проявить эти эмоции детям было сначала трудно. Они не понимали, что студент от них хочет. Вика отвлекалась, Вова и Сергей стеснялись. Я показывала им эмоциональные состояния мимикой и жестами.

Дети очень любят подвижные игры, где имитационные движения повторяются одновременно со словами.

В игре «Бездомный заяц» дети выполняли движения зайцев: скакали на лужок, веселились, плясали, лапочками махали, песни распевали.

Эмоции удивления, страха, гнева, жалости, развивала в игре «Гуси и волк».

Произнося слова текста, дети переживали и боялись за гусенка, а после слов:

«Гуси, мои гуси,

Щипите волка

Да гоните

По мхам, по болтам,

По крутым горкам!» они с криком бежали за волком (Никитой) готовые его просто «разорвать».

После беседы о том, что волк очень голоден и ему нужно покушать, чтобы накормить своих волчат, часть детей смотрела на волка с сочувствием. Им было его жалко.

С музыкальным сопровождением мы проводили такие игры, как: «Тропинка», «Если нравится тебе» и др.

В игре «Тропинка» нужно сообща подчиняться определенным игровым правилам. Мы разделили ребят на команду девочек и команду мальчиков.

Делая «тропинку», «копну», «кочки» мальчишки старались быстрее выполнить задание. У Вани и Максима при этом лица были как у заговорщиков. Они шептались и подсказывали друг другу, что нужно делать.

В игре «Игрушки» я предложила детям войти в образы тех животных, которые были в тексте. Не все дети справились сразу. Никита и Вика, обычно очень стеснительные и поэтому у них возникали сложности в передаче таких эмоций как: удивление, стыд.

Пришлось помогать, используя образец (показ эмоций). Стоит заметить, что одна и та же эмоция у разных детей выражалась по - своему . Резвый зайка - у одного был очень веселый, улыбался, лапками махал; у другого удивленный, словно он случайно выскочил на поляну, а там, что-то необычное; у Риты зайчик прыгал без всяких эмоций.

Так же были проведены игры - эстафеты, игры - забавы.

В этих играх можно показать, какой ты ловкий, сильный, быстрый, сообразительный. Они сплачивают детей, заставляют переживать за членов своей команды и за конечный результат. При таких играх всегда бывают неожиданности. Кто-то упадет, стукнется. Одни делают все быстро и правильно, другие хитрят, чтобы успеть, третьи не успевают или сил не хватает.

Но больше всего было радости, когда все получилось, они были первыми. Мальчики говорили: «Даем пять» и всей командой хлопались рука об руку.

Таким образом, благодаря проведенной работе с детьми экспериментальной группы, нам удалось снизить эмоциональное неблагополучие в группе посредством игры.

Делись добром ;)