Влияние индивидуально-психологических особенностей на проявления агрессивного поведения подростков

дипломная работа

ВВЕДЕНИЕ

Индивидуально-психологическими особенностями называются свойства психической активности личности, которые выражаются в темпераменте, характере, способностях, чувствах и эмоциях, а также проявлениях воли. Они связаны со всеми психическими процессами: мотивационными, познавательными, эмоционально-волевыми. Считается, что темперамент и характер обозначают динамические и содержательные аспекты поведения.

В последнее время проблема агрессивного поведения подростков приобретает все более острую социальную направленность и привлекает внимание педагогов, социальных педагогов, психологов, юристов, социологов, которые рассматривают способы ее решения в контексте профилактики и преодоления агрессивных проявлений в обществе, снижение уровня агрессивности, особенно среди подростков.

Данная работа посвящена анализу влияния характерологической составляющей, а именно акцентуаций характера, нервно психической устойчивости, на проявления состояния агрессии подростков. Основные понятия, используемые в выпускной квалификационной работе: агрессия, агрессивное поведение, акцентуация характера, нервно-психическая устойчивость.

Агрессия (от лат. aggressio -- нападение) -- мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам (правилам) сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицат. переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т.п.).

Агрессивное поведение -- одна из форм реагирования на различные неблагоприятные в физическом и психическом отношении жизненные ситуации, вызывающие стресс, фрустрацию и т.п. состояния.

Акцентуация характера -- преувеличенное развитие отдельных свойств характера в ущерб другим, в результате чего ухудшается взаимодействие с окружающими людьми. Выраженность акцентуации может быть различной -- от легкой, заметной лишь ближайшему окружению, до крайних вариантов, когда приходится задуматься нет ли болезни -- психопатии. Акцентуации характера часто встречаются у подростков.

Исследовательская проблема состоит в выявлении связи уровня выраженности акцентуаций характера, нервно-психической устойчивости и проявлений агрессии у детей подросткового возраста.

Актуальность темы исследования. Подростковый возраст является одним из самых важных, существенно влияющим на дальнейшее развитие, критическим периодом в жизни человека. Он выступает в роли «переходного мостика» между детством и взрослостью.

Понятие «кризис» применительно к подростковому периоду используется для того, чтобы подчеркнуть тяжесть, болезненность переходного состояния от детства к взрослости, этого периода разлома, распада (возраст «бури и натиска», «эмоционального шторма»).

Традиционно в качестве одной из основных причин возникновения «кризиса» выделяется половое созревание, которое влияет на психологический и психофизиологический облик, определяет его функциональные состояния (повышенную возбудимость, импульсивность, неуравновешенность, утомляемость, раздражительность), вызывает половое влечение (часто неосознанное) и связанные с этим новые переживания, потребности, интересы. Оно создает основания для специфических тревог, связанных с физическим Я, образом тела и определяет соответствующую кризисную симптоматику.

Психологический портрет подростка был бы явно неполным, если в нем будет отсутствовать такая важная деталь как агрессия. К сожалению, в последние годы отмечается значительный рост агрессивности подростков. Агрессивное поведение становится источником душевных страданий не только родителей, но и самих подростков, которые нередко сами становятся его жертвами со стороны сверстников. Не вызывает сомнения, что агрессивное поведение вызывает ряд проблем, потому что интересующее нас поведение опасно. Оно вызывает глубокую озабоченность у педагогов и работников правоохранительных органов. Практически оно затрагивает всех, кто, так или иначе, соприкасается с подростками. Задача психолога связана с решением проблемы психического и психологического здоровья подростков. Поэтому так важно понять причины такого поведения и условия его становления.

Исходя из вышесказанного, изучение уровня выраженности акцентуаций характера, нервно-психической устойчивости, понять влияние их на проявления агрессии у детей подросткового возраста одна из ведущих задач психологии и педагогики. Этим, на мой взгляд, определяется актуальность темы исследования.

Объект исследования: личностная сфера детей подросткового возраста.

Предмет исследования: связь уровня выраженности акцентуаций характера и нервно-психической неустойчивости на проявления агрессии у детей подросткового возраста.

Цель исследования -- выявление связи уровня выраженности акцентуаций характера и нервно-психической неустойчивости на проявления агрессии у детей подросткового возраста.

Задачи:

· Изучить психологическую характеристику подросткового возраста;

· Изучить проблему акцентуации характера в подростковом возрасте во взглядах отечественных и зарубежных авторов;

· Изучить проблему агрессивного поведения в подростковом возрасте во взглядах отечественных и зарубежных авторов;

· Провести эмпирические исследования для определения числовых показателей уровня выраженности акцентуаций характера, нервно-психической устойчивости и агрессии у детей подросткового возраста;

· Выявить связь между уровнем выраженности акцентуаций характера, нервно-психической устойчивостью и агрессии у детей подросткового возраста;

· Обработать и проанализировать результаты исследования.

Гипотеза исследования: проявление определенных форм агрессии в поведении подростка зависит от имеющейся акцентуации характера индивида по определенному типу.

В качестве гипотезы исследования выступило предположение о наличии связи между уровнем выраженности акцентуаций характера, показателями нервно-психической неустойчивости и агрессии в подростковом возрасте, а именно: чем больше выражена акцентуация характера, тем ниже показатели нервно-психической устойчивости и тем ярче проявляется агрессивное поведение.

Теоретико-методологической основой работы послужили: психолого-педагогические концепции П. Б. Ганушкина, К. Леонгарда, Л. Е. Личко, Д. А. Леонтьева, А. Бандуры.

Методы исследования:

1. Методы исследования и диагностики: для проведения исследования были отобраны методики, отвечающие его целям и задачам.

· Для выявления акцентуации характера был отобран опросник К. Шмишека;

· Для диагностики Нервно-психической устойчивости (НПУ) -- методика «Прогноз»;

· Для диагностики таких личностных свойств как агрессия был применен опросник А. Басса, А. Дарки.

2. Методы обработки и интерпретации данных: для математической обработки данных применялся коэффициент ранговой корреляции Ч. Э. Спирмена. Расчет статистических показателей выполнен с привлечением компьютерной программы SPSS.

Планируемый результат -- в случае подтверждения гипотезы выпускная квалификационная работа приобретет практическую значимость, заключающуюся в том, что результаты исследования могут быть использованы в дальнейшем как практический материал для психолога.

Характеристика выборки:

Всего в исследовании принимало участие 30 человек испытуемых в возрасте 12-13 лет. Гомогенность выборки обеспечивалась тремя критериями:

· возрастной критерий -- средний возраст испытуемых 12,5 лет;

· половой критерий -- в исследовании принимали участие испытуемые женского и мужского пола: 15 девочек и 15 мальчиков;

· образовательный критерий -- в исследовании принимали участие ученики 6-го класса средней московской общеобразовательной школы.

База исследования: данное исследование проводилось с 14 марта 2016 г. по апрель 2016 г. на базе общеобразовательной школы №6 г. Химки Московской области.

Теоретическая значимость исследования. Данная работа вносит вклад в решение проблемы детерминации агрессии. Полученные данные способствуют развитию представлений о подростковой агрессии, вносят определенный вклад в изучение закономерностей личностного развития в подростковом возрасте. Эти данные расширяют представления об индивидуально-психологических особенностях подростков 12-14 лет с разным уровнем проявления агрессии, об особенностях проявления агрессии, а также о половых различиях в выражении агрессии детей данного возрастного периода. Результаты дополнили спектр знаний о влиянии личностных черт на проявление агрессии разного уровня в достаточно специфический период человеческой жизни -- подростковый возраст.

Практическая значимость исследования. Проведенное исследование направлено на научно-методическое обеспечение практической психологии образования. Данные о психологических особенностях детей с агрессивным поведением, полученные в ходе исследования, позволяют составить психологический портрет подростка с разным уровнем проявления агрессии (от низкого уровня до высокого), а психологам системы образования компетентно подойти к организации профилактической работы, диагностической деятельности и коррекционно-развивающим занятиям с подростками.

Результаты работы могут быть использованы в общеобразовательных школах, в психолого-педагогических и социальных центрах для диагностики, прогнозирования, психопрофилактики дезадаптационных расстройств, оказания психологической помощи подросткам, а также могут применяться в целях повышения квалификации специалистов, работающих с подростками.

Cтруктура работы: дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии (из 71 источника) и приложений. В работе содержится 7 таблиц и 3 рисунка. Объем дипломной работы 78 страниц.

Делись добром ;)