1.2.4 ВОЛЯ КАК ДОЛЖЕНСТВОВАНИЕ
Понимание воли как долженствования противопоставляется отождествлению воли с потребностным побуждением, т. е. с мотивом (поскольку для многих психологов потребность и есть мотив). Спецификой этого подхода к пониманию воли, присущего грузинским психологам, является то, что волю они рассматривают как один из побудительных механизмов, наряду с актуально переживаемой потребностью. По мнению Д. Н. Узнадзе (1966), механизмы воли таковы, что источником деятельности или поведения является не импульс актуальной потребности, а нечто совершенно иное, иногда даже противоречащее потребности. Побуждение к любому действию грузинский ученый связывает с наличием установки на действие (намерение). Эта установка, возникающая в момент принятия решения и лежащая в основе волевого поведения, создается благодаря присутствию в сознании воображаемо или мыслимой ситуации. За волевыми установками скрываются потребности человека, которые хотя и не переживаются непосредственно в данный момент, но лежат в основе принятия решения о действии, причем в выработке такого решения участвуют также процессы воображения и мышления. Ш. Н. Чхартишвили (1958) разделяет мнение Д. Н. Узнадзе о том, что волевое поведение не связано с удовлетворением актуально переживаемой потребности. Выступая против игнорирования воли и обусловленности поведения человека только потребностями, Ш. Н. Чхартишвили пишет: «Если бы со стороны человека, как субъекта поведения, последнее побуждалось и направлялось одними лишь потребностями, как это полагает большинство психологов, то поступок, считающийся злодеянием и квалифицируемый как преступление, следовало бы объявить несчастным случаем и вообще снять вопрос об ответственности, ибо от самого человека совершенно не зависит, какая потребность возникает у него в данный момент и активизируется в наибольшей степени». Повседневное наблюдение говорит о том, что человек обладает способностью стать выше настоящего моментального состояния, сдержать импульсы активизированных потребностей (даже если эти импульсы очень сильны), прислушаться к запросам общества и, сообразуясь с ними, наметить и осуществить такие цели, которые ни в коей мере не соответствуют его теперешним (находящимся в актуализированном состоянии) потребностям. Эту способность, в силу ее специфической природы, нельзя назвать потребностью. Даже человек, не искушенный в науке, говорит о слабоволии того лица, которое лишено способности к указанной выше активности.
Больше того, он не считает признаком воли и сознательный характер поведения. Чхартишвили полагает, что осознание цели и средств ее достижения (которые являются, с моей точки зрения, непременными компонентами мотива) является делом интеллекта, мышления. По одной лишь причине, что цель поведения и связанные с нею явления осознаются, поведение не приобретает никакого особенного свойства, для характеристики которого понадобилось бы вводить некое новое понятие, отличное от понятий сознания, интеллекта, мышления. Поведение осознанно, осмысленно, и поэтому его природу адекватно выражают термины «сознательное поведение» или «поведение». Таким образом, термин «воля» оказывается излишним. Воля призвана служить, с точки зрения этого автора, побудительным механизмом поведения, удовлетворяющего внешним общественным требованиям, которые приняты субъектом.
- ВВЕДЕНИЕ
- 1. ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИЗУЧЕНИЯ ВОЛИ
- 1.1 ЭТАПЫ ИЗУЧЕНИЯ ВОЛИ
- 1.2 ТЕОРИИ ВОЛИ
- 1.2.1 ВОЛЯ КАК ВОЛЮНТАРИЗМ
- 1.2.2 ВОЛЯ КАК СВОБОДНЫЙ ВЫБОР
- 1.2.3 ВОЛЯ КАК ПРОИЗВОЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ
- 1.2.4 ВОЛЯ КАК ДОЛЖЕНСТВОВАНИЕ
- 1.2.5 ВОЛЯ КАК ОСОБАЯ ФОРМА ПСИХИЧЕСКОЙ РЕГУЛЯЦИИ
- 2. ПРИРОДА ВОЛИ
- 2.1 ВОЛЕВАЯ РЕГУЛЯЦИЯ И СИЛА ВОЛИ
- 2.2 ВОЛЕВЫЕ КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ
- 2.3 ПАТОЛОГИЯ ВОЛИ
- 2.3.1 НАРУШЕНИЯ ПРОИЗВОЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПСИХИЧЕСКИМИ ПРОЦЕССАМИ
- 2.3.2 НАРУШЕНИЕ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ ДЕЙСТВИЙ
- 2.3.3 РАССТРОЙСТВА ПРОИЗВОЛЬНЫХ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ
- 2.3.4 МОТОРНЫЕ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ
- 2.3.5 НАРУШЕНИЕ СИЛЫ ВОЛЕВЫХ ПОБУЖДЕНИЙ
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ