Рассмотрение христианского учения о воле и проблемы воли в психологии

дипломная работа

1.1.4 Душа человека

Бог, создавая душу, ничего не взял из земли. Душа появляется из небытия творческим дуновением Творца. Преподобный Иоанн Дамаскин пишет: «Душа есть сущность живая, простая и бестелесная, невидимая по своей природе телесными очами, бессмертная, одаренная разумом и умом, не имеющая определённой фигуры (формы). Она действует при помощи органического тела и сообщает ему жизнь, возрастание, чувство и силу рождения. Ум, или дух, принадлежит душе не как что-либо другое, отличное от неё самой, но как чистейшая часть её…. Душа есть существо свободное, обладающее способностью хотения. Она доступна изменению со стороны воли». См. Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение…Кн.2.Гл.12. С.213. «Самосознание есть функция духа, а дух может существовать отдельно от души и тела» Лихоманов Николай, прот., Человек - храм Божий. М.: Паломник, 2000. С.113..

Понятие душа человека охватывает как психическую реальность, так и телесно-физиологическую, а также мистическую, что для научного сознания невозможно. Психика с точки зрения психологии образуется путем конструирования новой реальности из эмпирики поведения человека и из внутреннего опыта. Душа же не выводится из опыта и из наблюдения, являясь богооткровенным знанием. См. Андрей Лоргус, свящ., Душа и дух: природа и бытие. Православное учение о человеке. Избранные статьи. М.-Клин: Христианская жизнь, 2004.С. С. 169-171.

В Священном Писании духовное начало в человеке, противоположное телу, обозначается двумя почти равнозначащими терминами: «дух» и «душа». Протоиерей Илия Гумилевский поясняет по этому поводу следующее:

1. Психи - душа в своих естественных силах, а пневма - (дух) душа, украшенная благодатью. Дух в земных условиях бытия не есть личный независимый центр жизни, а лишь известное состояние человеческой души.

2. Характерной чертой самосознающего, разумного и способного к самопознанию духа человеческого является то, что он есть носитель Святого Духа, а не носитель жизни. См. Гумилевский Илия, прот. Учение святого апостола Павла о душевном и духовном человеке. Киев: Пролог, 2004. С. С. 110-117.

3. Духовная «действительность не укладывается в субъективных рамках душевного человека, не ассоциируется с чувственным опытом его жизни, производимым посредством тела и обращенным к внешнему миру. …Человек душевен и потому не компетентен в предметах духовных….Насколько в этом случае духовное не вмещается в рамках душевного, составляя новую фазу человеческой жизни, ясно из следующих слов апостола: Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его (1Кор.2:9)» См. Гумилевский Илия, прот. Ук.соч., С. 128-129..

Итак, по Гумилевскому пневма есть новое, просветленное состояние душ святых подвижников благочестия, восполняющая ограниченность человеческой природы. Душа живая преображается в дух, живущий для праведности, когда становится седалищем Духа Святого. См. Гумилевский Илия, прот. Ук.соч., С. С. 133-134.

Дух есть дар высших способностей в человеке, а душа по отношению к духу -- это животные и чувственные способности. Душа -- это ум, сердце, совесть, сознание, а дух -- созерцание, ведение, любовь. Как бы ни распределялись свойства или силы души, т. е. то, что в психологии называется функциями психики, по уровням совершенства, все равно богатство и благодатность духовной жизни нельзя свести к душе и ее проявлениям.

Итак, основные различия понятий «душа» и «дух».

1. Душа есть суверен, субъект личного бытия. Она первенствует в человеке. Дух есть действие, энергия, дар, качество и не принадлежит человеку, человек не властен над духом.

Душа всегда одна и та же в человеке; она не отнимается при жизни, даруется нам после смерти. Дух приходит и уходит, один дух сменяет другой. Он может быть отнят, что не означает физической смерти.

3. Наконец, душа есть духовное тело, сущность; дух есть энергия, действие, качество (в отличие от духов тварных сущностей) Лоргус Андрей свящ..Душа и дух: природа и бытие. Избранные статьи. Православное учение о человеке. М.-Клин: Христианская жизнь, 2004. С. С. 187-188..

Согласно ап.Павла, если иная плоть у человека и иная у скотов, то естественно и душа человеческая иная, чем души животного царства. У животных жизнь души полностью сводится к жизни тела, ею одушевленного. Функции душ животных сводятся к тому, чтобы одушевлять тело и управлять им. При этом души животных не обладают существенными свойствами человеческой души, такими, как независимость от тела или самостоятельность, разумность, свобода и бессмертие. См. Давыденков О., иерей. Ук.соч..С. 84.

Делись добром ;)