Регуляторные ресурсы преодоления стресса

курсовая работа

1.3 Общие представления о понятии «жизнестойкость»

стресс спортивный жизнестойкость саморегуляция

Современный мир отличается высоким уровнем стрессогенности. Угрозу для человека представляет огромное множество факторов, начиная от внутрисемейных и бытовых, заканчивая глобальными политическими [72].

В отечественной психологии проблема жизненных ситуаций разрабатывалась многими авторами, такими как Н.Н. Пуховский [55], Ф.Е. Василюк [16], В. Лебедев [34] и М.М. Решетников [57], которые опирались на такие понятия, как стратегии совладания с трудными жизненными ситуациями, посттравматическое стрессовое расстройство и т.д.

В современном обществе присутствует тенденция общего снижения чувства безопасности и защищенности. Возросла угроза физического насилия, террористических актов, техногенных и экологических катастроф. Наиболее актуальна данная проблема для детей подросткового возраста, чьи адаптационные ресурсы находятся на стадии формирования [14].

Отечественная психология предпринимает попытки исследования личностных ресурсов, способных гарантировать успешную адаптацию и совладание со стрессом [56].

Данный личностный ресурс рассматривался всеми учеными по - разному, так например, Л. Н. Гумилев ввел понятие пассионарности, А. Г. Маклаков предложил понятие о личностном адаптационном потенциале, определяющем устойчивость человека к экстремальным факторам [42], Д. А. Леонтьев - понятие о личностном потенциале, сформированное исходя из идей М.К. Мамардашвили, П. Тиллиха и Э. Фромма [5, 70].

А. Г. Маклаков рассматривает адаптацию как способность приспосабливаться к изменяющимся внешним условиям. Адаптационные способности человека зависят от психологических особенностей. Чем лучше адаптационные способности человека, тем больше шансов, что организм сохранит нормальный уровень работоспособности при воздействии стрессогенных факторов окружающей среды [41, 42].

Адаптационные способности человека поддаются оценке через оценку уровня развития психологических характеристик, наиболее значимых для регуляции психической деятельности и самого процесса адаптации. Чем выше уровень развития этих характеристик, тем выше вероятность успешной адаптации человека и тем значительнее диапазон факторов внешней среды, к которым он может приспособиться [44, 58].

Д. А. Леонтьев вводит понятие личностного потенциала как базовой характеристики личности. Личностный потенциал - это интегральная характеристика уровня личностной зрелости, отражающая ресурс преодоления личностью каких- либо обстоятельств [37].

Чаще всего личностный потенциал проявляется в умении преодолевать неблагоприятные условия. Данные негативные условия могут быть обусловлены внешними факторами, генетическими особенностями, соматическими заболеваниями [56].

Существуют заведомо неблагоприятные условия для формирования личности, но их влияние может быть преодолено, путем подключения такого механизма как самодетерминация, основанного на фоне личностного потенциала [37, 39].

В зарубежной и отечественной психологии к аспектам личностного потенциала относят волю, сил Эго, локус контроля. Но наиболее достоверно, по мнению Д. А. Леонтьева, этому понятию соответствует тремин «hardiness» - «жизнестойкость», которое впервые ввел С. Мадди [84].

По мнению С. Мадди благодаря таким компонентам жизнестойкости, как вовлеченность, контроль и принятие риска, человек способен развиваться, обогащать свой потенциал и противостоять со стрессами, встречающимися на его жизненном пути [84].

Такой компонент жизнестойкости, как включенность дает силы и мотивирует человека к реализации, лидерству, здоровому образу мыслей и поведению, дает возРазмещено на http://www.allbest.ru/

можность чувствовать себя значимым, чтобы полностью включаться в решение жизненных задач, несмотря на наличие стрессогенных факторов и изменений [56].

Компонент контроль - мотивирует к поиску путей влияния на стрессогенные факторы. Данное понятие сопоставимо с понятием "локус контроля" Роттера.

Аттитюд, обозначенный как «принятие риска» позволяет открыться миру и обществу. Благодаря развитию данного компонента личность воспринимает события жизни как испытания посланные ей лично.

Понятие «жизнестойкость» не тождественно понятию копинг-стратегий. С точки зрения Р. Лазаруса и Фолкман, копинг-стратегии - это алгоритмы привычных и традиционных действий, в то время как жизнестойкость - черта личности; копинг-стратегии могут принимать как конструктивную форму, так и неконструктивную, в то время как жизнестойкость позволяет справляться с дистрессом эффективно и всегда направлена на личностный рост [82].

На наш взгляд, именно высокий уровень жизнестойкости является тем ресурсом психики человека, который позволяет эффективно противостоять стрессу, путем использования конструктивных копинг-стратегий. Многие исследовали задавались целью изучить данную взаимосвязь. Ниже представлены некоторые из работ психологов, рассматривавших жизнестойкость и стрессы.

В. Флориан, М. Микулинчер и О. Таубман [78] исследовали способствует ли высокий уровень жизнестойкости оптимальному сохранению психического здоровья в стрессовой ситуации и получили данные о том, что вовлеченность и контроль, как компоненты жизнестойкости, повысили умственное здоровье, уменьшив оценку угрозы и использовав копинг-стратегий, сфокусированные на эмоциях, а так же увеличили роль вторичной переоценки стресса.

С. Мадди и Д. Кошаба [84] рассматривали роль более раннего опыта в формировании жизнестойкости. Благодаря данному исследованию было выявлено, что жизнестойкость является звеном, противостоящим на пути перехода стресса в болезнь.

Ф. Олред и С. Смит [77] исследовали реакцию людей, обладающих высоким уровнем жизнестойкости, на угрожающие и стрессовые факторы. Данное исследование позволило выявить, что люди с высоким уровнем жизнестойкости являются более стойкими и редко испытывают нарушения, связанные со стрессом, благодаря своему адаптивному когнитивному стилю и низкому уровню физиологического возбуждения.

Многие исследования показывают, что люди, обладающие более высоким уровнем развития компонентов жизнестойкости имеют тенденцию реже испытывать стрессы и воспринимают мелкие неприятности как не стрессогенные.

По мнению C. Ханг, индивидуальные и семейные черты жизнестойкости являются ресурсами в преодолении стресса и состоят из таких компонентов, как контроль, вызов, включенность и доверие. Люди с высоким уровнем развития данных компонентов имеют более высокие шансы сохранить психическое здоровье и воспринимать жизненные изменения как положительные, путем когнитивной оценки [79].

Многие исследователи рассматривают жизнестойкость в контексте изучения проблем преодоления стресса, адаптации - дезадаптации в социальной жизни, физического, психического и социального благополучия.

С. Мадди, как исследователь, впервые обративший внимание на данный феномен рассматривает его в рамках социальной экологии, считая, что это качество является не только индивидуальным, но и организационным. Автор включает в понятие жизнестойкость личностные установки, которые могли бы стать основой для повышения качества жизни человека, преобразование стрессов и препятствий в источник роста и развития [84].

Ключевым аспектом теории С. Мадди является то, что он рассматривает жизнестойкость как внутренний ресурс, который находится под контролем самого человека. То есть данный феномен способствует поддержанию физического, психического и социального здоровья, установка, которая придает жизни ценность и смысл в любых обстоятельствах [84].

Анализ научно-методической литературы по проблеме жизнестойкости позволил выявить, что существует множество подходов в исследовании данного феномена, но отличает их то, что речь идет о разных уровнях анализа этого процесса: от адаптации к самодетерминации до реализации жизненного потенциала.

Таким образом, можно предположить, что жизнестойкость имеет особое значение в любом возрасте человека, но наименее изучена в подростковом, крайне стрессогенном и эмоционально неустойчивом, как говорилось выше.

Делись добром ;)