Регуляторные ресурсы преодоления стресса

курсовая работа

1.4 Понятие «саморегуляции» и ее значимость в подростковом возрасте

В современном мире психологический стресс может быть обусловлен многочисленным количеством факторов: межличностными и внутриличностными конфликтами, бытовыми проблемами, содержанием профессиональной деятельности, информационными перегрузками. Человеку ежедневно приходится преодолевать данные стрессы, пребывать в состоянии эмоционального напряжения, переживать чувство тревоги, неуверенности в себе [74, 75].

В свою очередь, стрессоустойчивость является защитой организма от влияния факторов стресса и во многом зависит от самого человека и его умения применять приемы психической саморегуляции.

Проблема саморегуляции человека является одной из наиболее популярных тем в области возрастной и спортивной психологии. Данное понятие имеет множество характеристик и рассматривается не только в рамках психологии, но и в физиологии [65].

Очевидно, что огромную роль в жизни человека занимает психическая саморегуляция, так как практически вся жизнь состоит из различных форм деятельности, поступков, общения и других форм произвольной активности. Как правило, успешность и продуктивность любого вида осознанной деятельности зависит от уровня сформированности психической саморегуляции.

Наибольшую популярность с области исследования саморегуляции получила теория И.П. Павлова, который рассматривал человека как саморегулирующуюся систему, способную направлять себя, воспитывать и самосовершенствоваться. Данная теория получила второе дыхание в рамках теории функциональной системы П.К. Анохина.

П.К. Анохин рассматривал функциональные системы как динамические и саморегулирующиеся организации, компоненты которых образуя цепочку последовательных действий ведут к единой цели и отличаются адаптационным характером [8].

Л.В. Выготский считал, что в процессе саморегуляции принимает участие психика человека. Согласно его концепции человек от природы наделен первой сигнальной системой, которая представляет собой органы чувств, а вторую сигнальную систему приобретает в течение жизни и выражается она в речи.

Именно благодаря второй сигнальной системе возможна реализация таких механизмов психики человека как самоуправление и саморегуляция. Практически все психические процессы человека вследствие использования второй сигнальной системы, а именно речи, вышли за пределы биологических и природных границ и соответственно получили возможность дальнейшего развития и совершенствования [8].

Существует две точки зрения: с одной стороны саморегуляция рассматривается как неосознанный психический процесс, с другой - как осознанный регуляторный механизм.

В современной психологии саморегуляция рассматривается как целостный механизм работы многоуровневой системы, а именно психики. Огромный вклад в постановку и раскрытие проблемы психической саморегуляции внесли исследователи научной школы В.М. Бехтерева такие, как М.Я. Басов, В.Н. Мясищев, Б.Г. Ананьев и многие другие [7, 49].

М.Я. Басов рассматривал саморегуляцию в двух аспектах: связывая ее с общей установкой личности и общим направлением ее активности; и рассматривая собственно саморегуляцию с точки зрения ее структуры и способов организации [7].

В.Н. Мясищев дает следующее определение понятию саморегуляция - это «произвольная регуляция своих индивидуально-личностных характеристик (текущего психического состояния, целей, мотивов, установок, поведения, системы ценностей и т.п.) как заранее осознанное и системно организованное воздействие индивида на свою психику с целью изменения ее характеристик в желаемом направлении» [49].

Так же данный исследователь выделяет три уровня саморегуляции:

1. непроизвольная адаптация организма к окружающей среде (поддержание организмом постоянного кровяного давления, температуры тела, адаптация зрения к темноте и др.);

2. установки, благодаря которым слабо осознается либо или неосознается готовность человека совершать те или иные действия на фоне приобретенных навыков и опыта;

3. саморегуляция или иными словами произвольная регуляция своих индивидуальных особенностей, таких как текущее психическое состояние, цели, мотивы, поведение, система ценностей и так далее.

Таким образом, психическая саморегуляция - это сознательное воздействие человека на психические явления, процессы, свойства, поведение с целью сохранения или изменения характера их протекания.

Проблема психической саморегуляции остается одной из наиболее фундаментальных проблем психологии. Ее исследование открывает нетрадиционные взгляды в понимании и объяснении общих закономерностей построения человеком своей произвольной деятельности, в определении условий для наиболее успешного развития психики ребенка, в исследовании индивидуально-типологических особенностей поведения [51, 74].

Учеными установлено, что существует три вида саморегуляции. Первый вид осуществляется посредством усиления двигательной активности, которая проявляется постоянном движении взволнованного человека, в его стремлении поделиться о проблемах даже с незнакомым ему человеком.

Второй вид характеризуется привлечением дополнительных импульсов со стороны нервной системы, которые возможны путем воздействия на органы чувств.

Третий тип обусловлен применением условных сигналов.

Перечисленные виды саморегуляции психической деятельности взаимосвязаны между собой, вызывая ослабление или усиление друг друга.

То есть, способность человека мобилизовать волевые усилия при столкновении со стрессовыми ситуациями и проблемами, а так же успешно преодолевать их, свидетельствует о достаточно высоком уровне саморегуляции высшей нервной деятельности и наоборот.

Одной из наиболее популярных концепций в исследовании саморегуляции является модель О.А. Конопкина.

О.А. Конопкин рассматривает под саморегуляцией «системно-организованный процесс внутренней психической активности человека по инициации, построению, поддержанию, управлению разными видами и формами произвольной активности, непосредственно реализующей достижения принимаемых человеком целей» [29].

Саморегуляция проявляется в двух формах: произвольной (осознанной) - целенаправленной деятельности, непроизвольной (бессознательной) - связанной с поддержанием жизнедеятельности организма.

С точки зрения спортивной деятельности О.А. Конопкин характеризует саморегуляцию как произвольный процесс, направленный на достижение высокого результата.

В.И. Моросанова рассматривает саморегуляцию как целостную информационную систему, внутри которой происходит взаимодействие функциональных звеньев, которые обладают определенными специфическими регуляторными функциями. Осознанная саморегуляция психической деятельности представляет собой следующую модель связанных действий: цель деятельности, значимые условия ее выполнения, программа или план действий, критерии ее успешности, оценка результатов деятельности, коррективы плана действий исходя из достигнутого результата. Стоит отметить, что данные звенья образуют, стиль индивидуальный саморегуляции деятельности человека [29].

Индивидуальный стиль саморегуляции проявляется в различных видах деятельности и поведения человека и формируется на начальном этапе развития человека, то есть уже в раннем детстве. Саморегуляция приобретает характерные черты на различных этапах развития, которые уже ярко проявляются в подростковом возрасте.

Как известно, подростковый возраст является самым сложным и бурным, тем более на фоне предшествующего ему относительно спокойного младшего школьного возраста.

Главной особенностью личности подростка является отсутствие личностной стабильности, наличие максимализма, желание доказать себе и окружающим свою взрослость. Данное желание подростка чаще всего проявляется во внешности и поведении. Подросток стремится внешне ни чем не отличаться от сверстников, слиться с группой, ни чем не выделяться.

Отношение к себе как к взрослому является субъективным. Чувство взрослости проявляется в желании получить равноправие в обществе взрослых, что сопровождается стремлением к самостоятельности и зачастую, отстаиванием своей позиции и наличием конфликтов [25].

Чувство взрослости является одной из форм самосознания, а уровень самосознания, как известно, связан с уровнем наиболее актуальных в подростковом возрасте психических функций. На данном этапе развития центральной и ведущей функцией развития является мышление, все остальные способности вступают в тесное взаимодействие с ним. В процессе развития мышления происходит формирование когнитивного компонента Я-концепции, т.е. представлений подростка о себе, которые складываются благодаря влиянию семьи и сверстников. Я-концепция состоит из «Я- реального» и «Я-идеального». В подростковом возрасте зачастую данные составляющие сильно отличаются, так как подростки склонны к высокому уровню притязаний. Сильные противоречия между уровнем «Я-реального» и «Я-идеального» очень эмоционально воспринимаются подростком, что приводит к неуверенности в себе, обидчивости, агрессии. В противном случае, когда идеальный образ воспринимается подростком как достижимый, он побуждает к самовоспитанию. В свою очередь самовоспитание и развитие в себе необходимых личностных качеств возможно благодаря развитию самоконтроля и саморегуляции [4, 9, 14].

Особый интерес в исследовании саморегуляции подросткового возраста представляют те подростки, которые с раннего детства включены в какие либо виды деятельности, например, в занятия профессиональным спортом. Исследование сочетания столь стрессогенного вида деятельности с эмоционально нестабильным и ранимым этапом в жизни человека требует особого внимания [31, 32].

Делись добром ;)