Репрезентация образа семьи в сознании детей

курсовая работа

1.1. Сущность понятия «образ семьи» в психолого-педагогической литературе

Развитие личности дошкольника обусловлено влиянием семьи как значимого для ребенка социального микроокружения. Ситуация в семье, которую взрослые оценивают как благоприятную и неблагоприятную, может совершенно по-другому восприниматься ребенком. Поэтому гораздо более важным и информативным в психолого-диагностической деятельности выступает тот «образ семьи», который «рисует» в своем сознании ребенок. Здесь может выступать на первый план и само оценивание родительского отношения к себе ребенком, и характер поведенческих стратегий, преобладающих в социальном взаимодействии в семье, и т.д.

Изучением сущности понятия «образ семьи» занимались следующие исследователи: А. Гайдукевич [5], Н.И. Демидова [8], Т.М. Мишина [21], Н.В. Панкова [18], , Т.И. Пухова [19] и др..

Согласно результатам их исследований, значение «образа семьи» заключается в том, что «образ семьи» является: своеобразным семейным самосознанием, важнейшей функцией которого является регуляция поведения семьи на основе согласования позиций отдельных ее членов (Т.М. Мишина); видовым понятием по отношению к понятию «образ мира», определяемым как субъективное эмоционально-когнитивное образование, система ожиданий относительно развития событий в семье, влияющих на поведение в данном социальном образовании, поэтому ему свойственны такие качества, как категориальность и прогностичность, что необходимо для формирования у ребенка идеальных представлений о семье и собственных ожиданий (А. Гайдукевич).

В психологической науке также исследователями раскрываются категории, схожие по сущностным признакам и функциям с понятием «образ семье».

К примеру, «родовое бессознательное» Л. Зонди как форма психической наследственности; «родительское программирование» Э. Берна как психический импульс, формирующийся в раннем детстве под влиянием родителей, и определяющий «сценарий» жизни человека, независимо от его свободного выбора и сопротивления; «семейные концепции» Н. Пезешкиан как структура мировоззрения и взаимоотношений, передаваемая из поколение в поколение; «семейный миф» А.А. Андреевой как объединяющий всех членов семьи образ, определяющий их поведение, нормы внешнего и внутреннего взаимодействия, в особенности при переживании семьей кризисных ситуаций, при изменении состава семьи, границ и условий существования семьи. [2,25,27]

Таким образом, в результате анализа психолого-педагогической литературы по выдвинутой проблеме, понятие «образ семьи» можно определить как субъективную картину семьи, включающую в себя самого субъекта и остальных членов семьи, характеризующуюся определенными связями и отношениями ее членов, проявляющимися во взаимодействии между собой, распределении ролей и функций и формировании системы определенных социальных установок.

Исследователи Н.И. Демидова [8], Н.В. Панкова [18], Т.И. Пухова [19] и др. выделяют три составляющих в категории «образ семьи»: когнитивную, эмоциональную и поведенческую. Рассмотрим каждую из них.

Когнитивная составляющая «образа семьи» характеризуется существующими в семье приоритетными целями и поведенческими стратегиями.

Эмоциональная составляющая «образа семьи» состоит в эмоциональном оценивании различных социальных явлений и ситуаций, установлении личностно-ценностной иерархии семьи, определении социальных и поведенческих приоритетов.

Поведенческая составляющая «образа семьи» способствует реализации имеющейся в семье личностно-ценностной ориентации, достижению значимых целей.

Модель «образа семьи» в картине мира субъекта А.С. Шубиной образа включает в себя пять компонентов:

ѕ ресурсный компонент, связанный с исследованием компенсаторных характеристик образа семьи;

ѕ мотивационный компонент, предполагающий анализ значимости семьи;

ѕ когнитивный компонент, характеризующий представления об основных характеристиках отношений в семье;

ѕ эмоциональный компонент, включающий в себя переживания, связанные с образом семьи, отношением к настоящему и возможному будущему семейному статусу;

ѕ компонент «образ Я», представляющий собой представления субъекта о себе через принадлежность к семейной группе. [28]

Таким образом, семейные отношения необходимо рассматривать через, так называемый, «образ семьи» как через призму восприятия окружающего мира членами семьи, так как их поведение, индивидуально-личностные характеристики и ценностные ориентации во многом определяются не столько реальными условиями семейной жизни, сколько восприятием и интерпретацией этих условий.

Теоретический анализ литературы по проблеме сущности такого понятия как «образ семьи» позволил нам сделать вывод о том, что существует прямая взаимозависимость состава, ценностных ориентаций, нравственных норм и правил, характера взаимоотношений в семье, общего психологического климата и ее возможностей воспитания ребенка как нравственной и успешной личности.

личность дошкольник кинетический семья

Делись добром ;)