Влияние коллектива сверстников на социализацию личности в подростковом возрасте

курсовая работа

1.2 Социально-психологическая характеристика подросткового возраста

Подростковый возраст (отрочество) - это граница между детством и взрослой жизнью, связанная с возрастом обязательного участия человека в общественной жизни. Понятие отрочества объединяет младший, средний подростковый возраста, а также начало старшего подросткового возраста.

Младший подросток 12-13 лет.

Средний подросток 14-15 лет.

Старший подросток 16-17лет (А.Е.Личко)[15].

Начало отрочества характеризуется появлением ряда специфических черт, важнейшими из которых являются:

стремление к общению со сверстниками;

появление в поведении признаков, свидетельствующих о стремлении утвердить свою самостоятельность, независимость, личностную автономию[20].

Переход от детства к взрослости, от зависимости к независимости, определяется появлением притязаний на взрослость, что часто называют чувством взрослости. Чувство взрослости - ощущение себя взрослым человеком - центральное новообразование младшего подросткового возраста.

Сравнивая себя со взрослым, подросток приходит к заключению, что между ним и взрослым никакой разницы нет. Он начинает требовать от окружающих, чтобы его больше не считали маленьким, осознает, что тоже обладает правами. Внешняя взрослость проявляется в стремлении к подражанию жизни взрослых, в усвоении и демонстрации внешних признаков «мужской» или «женской» взрослости. Внутренняя взрослость выражается в росте самосознания, способности анализировать свои поступки и окружающий мир, в стремлении думать и действовать осмысленно[24].

Потребность быть и считаться взрослым, тесно связана с потребностью в самоутверждении, что побуждает подростка во всех поступках ориентироваться на мнение товарищей. Учитель же для подростка не является таким непререкаемым авторитетом, как для младшего школьника. Стремление занять достойное место в коллективе сверстников - один из доминирующих мотивов его поведения и деятельности. Потребность в самоутверждении настолько сильна в этом возрасте, что во имя признания товарищей подросток готов на многое: он может даже поступиться своими взглядами и убеждениями, совершить действия, которые расходятся с его моральными установками. Потребностью в самоутверждении можно объяснить и многочисленные нарушения норм и правил поведения так называемыми трудными подростками. Неблагополучие в отношениях с одноклассниками, отсутствие близких товарищей, друга или разрушение дружбы порождают тяжелые переживания, расцениваются как личная драма. Самая неприятная для подростка ситуация - искреннее осуждение коллектива, товарищей, нежелание общаться, а самое тяжелое наказание - открытый или негласный бойкот. Потерять авторитет в глазах товарищей, уронить свою честь и достоинство - это самая большая трагедия для подростка. Вот почему он бурно реагирует на нетактичные замечания, которые ему делает учитель в присутствии товарищей. Такое замечание рассматривается им как унижение своей личности (аналогичные явления наблюдаются и в реакциях на замечания товарищей и родителей). На этой основе нередко возникают конфликты между подростками и учителем [12].

По некоторым данным, в свои любимые занятия учащиеся посвящают в основном товарищей и друзей, реже родителей и совсем редко - учителей. Установлено также, что мнением классного коллектива очень дорожит примерно половина подростков, а мнением учителя только треть[13].

Учебная деятельность отступает на задний план. Главное значение получаемых в школе отметок в том, что они дают возможность занять в классе более высокое положение. Если это можно за счет других качеств - ценность отметок отпадает.

Подростки, стремясь занять значимое место среди людей, выходят за рамки учебной деятельности и участвуют во многих разнообразных видах деятельности: спортивной, художественной, общественно-полезной и т.д. Д.И. Фельдштейн считает, что на основе готовности к труду у подростка формируется осознанное стремление применить свои возможности, проявить себя, включая качественно новые отношения с обществом, выражая свою общественную сущность[26].

Основная особенность подросткового периода - резкие, скачкообразные изменения, затрагивающие все стороны развития.

Отрочество - время бурного и плодотворного развития познавательных процессов. Период от 12 до 14 лет характеризуется становлением избирательности, целенаправленности восприятия, устойчивого, произвольного внимания и логической памяти. Активно формируется абстрактное, теоретическое мышление, опирающееся на понятия, не связанные с конкретными представлениями, развивается умение выдвигать гипотезы и проверять их, появляется возможность строить сложные умозаключения. Именно формирование мышления, приводя к развитию рефлексии - способности делать предметом своей мысли саму мысль, - дает средство, с помощью которого подросток может размышлять о себе, то есть делает возможным развитие самосознания [27].

Центральное личностное новообразование этого периода - становление нового уровня самосознания, «Я-концепции». Этот новый уровень характеризуется стремлением понять себя, свои возможности и особенности, свое сходство с другими людьми и свое отличие - уникальность и неповторимость.

В 12-14 лет в психическом развитии человека наступает переломный момент, известный под названием «подросткового кризиса». Внешне этот кризис проявляется в грубости и нарочитости поведения подростка, стремлении поступать наперекор взрослым, игнорировании замечаний, в замкнутости [7].

Подростковый кризис - пик переходного периода от детства к взрослости. Кризисный характер перехода от одного периода к другому показывает, что у ребенка появились новые потребности, удовлетворение которых серьезно затруднено.

Одна из причин подросткового кризиса и конфликтов с окружающими в этом возрасте - переоценка своих возросших возможностей, которая определяется стремлением к известной независимости и самостоятельности, болезненное самолюбие и обидчивость. Повышенная критичность по отношению к взрослым, острая реакция на попытки окружающих умалить их достоинство, принизить их взрослость, недооценить их правовые возможности, являются причинами частых конфликтов в подростковом возрасте.

Интенсивно формируются нравственные понятия, представления, убеждения, принципы, которыми подростки начинают руководствоваться в своем поведении. Зачастую, у юношей формируются системы своих требований и норм, не совпадающие с требованиями взрослых [17].

Суть подросткового кризиса составляют свойственные этому возрасту подростковые поведенческие реакции. К ним относятся: реакция эмансипации, реакция группирования со сверстниками, реакция увлечения (хобби).

Реакция эмансипации. Эта реакция представляет собой тип поведения, посредством которого подросток старается высвободиться из-под опеки взрослых, их контроля, покровительства. Потребность высвободиться связана с борьбой за самостоятельность, за утверждение себя как личности. Реакция может проявляться в отказе от выполнения общепринятых норм, правил поведения, обесценивании нравственных и духовных идеалов старшего поколения.

Реакция группирования со сверстниками. Подросткам свойственно инстинктивное тяготение к сплочению, к группированию со сверстниками, где вырабатываются и апробируются навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине, умение завоевывать авторитет и занимать желаемый статус. В группе сверстников более эффективно отрабатывается самооценка подростка. Он дорожит мнением сверстников, предпочитая их общество, а не общество взрослых, критику которых он отвергает.

Реакция увлечения. Для подросткового возраста увлечения (хобби) составляют весьма характерную особенность. Увлечения необходимы для становления личности подростка, т.к. благодаря увлечениям формируются склонности, интересы, индивидуальные способности подростков. Увлечения делятся на следующие виды:

а) Интеллектуально-эстетические (музыка, рисование, радиотехника, электроника, история и т.д.).

б) Накопительные (коллекционирование марок, пластинок, открыток).

в) Эксцентрические (увлечение экстравагантной одеждой).

Знание подростковых увлечений помогает лучше понять внутренний мир и переживания подростков, улучшает взаимопонимание между подростками и взрослыми [27 ].

Особенность подросткового возраста - это кризис идентичности (термин Э. Эриксона), тесно связанный с кризисом смысла жизни.

Процесс формирования собственной идентичности сопровождает человека на протяжении всей его жизни. В основе данного процесса лежит личностное самоопределение, имеющее ценностно-смысловую природу. Становление идентичности, особенно интенсивно проходящее в подростковом и юношеском возрасте, невозможно без изменения системных социальных связей, по отношению к которым растущий человек должен выработать определенные позиции [20].

Одним из важнейших моментов в формировании личности является развитие самосознания, самооценки; у молодых людей возникает интерес к себе, качествам своей личности, потребность сравнивать себя с другими, оценить себя, разобраться в своих чувствах и переживаниях. Самооценка формируется под влиянием оценок других людей, сравнения себя с другими, важнейшую роль в формировании самооценки играет успешная деятельность[9].

Неуверенность в стабильности своего внутреннего мира, обеспокоенность тем, что этот мир может быть утерян, составляют основу постоянного стресса. Вытекающие из измененного чувства самосознания и эмоционального фона установки, мотивы и ориентации обусловливают нарушения поведения и деятельности личности [14].

Чувство одиночества и неприкаянности, связанное с возрастными трудностями становления личности, порождает у подростков неутолимую жажду общения и группирования со сверстниками, в обществе которых они находят или надеются найти то, в чем им отказывают взрослые: спонтанность, эмоциональное тепло, спасение от скуки и признание собственной значимости [29 ].

Однако, подросток не всегда может самостоятельно найти удовлетворяющее его место в коллективе. Это не так просто. Один не видит своих недостатков, другой стесняется проявить свои достоинства, тут-то и нужна помощь взрослых. Нужно помочь подростку разобраться в себе, подсказать, что в нем хорошего, чем он может быть полезен своим товарищам, в чем может помочь им, подсказать ему пути преодоления недостатков. Необходимо помочь понять ребенку, как он выглядит в глазах других. Одна из основных особенностей подросткового возраста - тяга к общению, к коллективу, к совместной деятельности с товарищами. Это стремление подростка важно направлять в нужное русло, и роль направляющего должен принять на себя взрослый. Сделать это можно при помощи следующих направлений социально-педагогической деятельности: тренингов на сплочение коллектива, занятий по преодолению межличностных конфликтов, коррекционно-развивающих упражнений.

Из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что подростковый возраст обычно характеризуют как переломный, переходный, критический. Это трудный период полового созревания и психологического взросления ребенка. В самосознании происходят значительные изменения: появляется чувство взрослости - ощущение себя взрослым человеком, центральное новообразование младшего подросткового возраста. Возникает страстное желание если не быть, то хотя бы казаться и считаться взрослым. Ведущей деятельностью в этот период становится интимно-личностное общение. Кроме стремления к эмансипации, подростку присуща сильная потребность в общении со сверстниками. Стремление занять достойное место в коллективе сверстников - один из доминирующих мотивов его поведения и деятельности. Центральное личностное новообразование этого периода - становление нового уровня самосознания, «Я-концепции». Одним из важнейших моментов в формировании личности является развитие самосознания, самооценки; у молодых людей возникает интерес к себе, качествам своей личности, потребность сравнивать себя с другими, оценить себя, разобраться в своих чувствах и переживаниях. Самооценка формируется под влиянием оценок других людей, сравнения себя с другими, важную роль в формировании самооценки играет успешная деятельность в коллективе сверстников. В процессе направленного воспитания личности подростка, с одной стороны происходит духовное и нравственное развитие, с другой - идет своеобразная дифференциация способностей подростка, раскрываются разнообразные интересы и потребности, происходит социализация подростков в коллективе сверстников, которая носит положительную направленность.

Вывод по главе 1

Социализация - это процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе. Важнейшую роль в том, каким вырастает человек, как пройдет его становление играют агенты социализации, люди, в непосредственном взаимодействии с которыми протекает его жизнь. Социализация человека происходит с помощью ряда психологических, социально-психологических и социально-педагогических механизмов. Процесс социализации начинается с младенческих лет и продолжается на протяжении всей жизни человека, однако, период детства и юности в процессе социализации играет наиболее важную роль, так как, в этом возрасте закладываются основные знания о нормах поведения в обществе, закладываются основы самосознания, представления о себе как о субъекте труда, общения, познания. Подростковый возраст обычно характеризуют как переломный, переходный, критический. Это трудный период полового созревания и психологического взросления ребенка. В самосознании происходят значительные изменения: появляется чувство взрослости - ощущение себя взрослым человеком, центральное новообразование младшего подросткового возраста. Возникает страстное желание если не быть, то хотя бы казаться и считаться взрослым. Ведущей деятельностью в этот период становится интимно-личностное общение. Референтная группа сверстников, ориентация на ее нормы и ценности играют решающую роль в социализации подростка, в усвоении им определенного социального опыта и формировании внутренних поведенческих регуляторов, внутреннего плана сознания. Стремление занять достойное место в коллективе сверстников - один из доминирующих мотивов его поведения и деятельности. Одним из важнейших моментов в формировании личности является развитие самосознания, самооценки; у молодых людей возникает интерес к себе, качествам своей личности, потребность сравнивать себя с другими, оценить себя, разобраться в своих чувствах и переживаниях. Самооценка формируется под влиянием оценок других людей, сравнения себя с другими, важную роль в формировании самооценки играет успешная деятельность в коллективе сверстников.

Подросток не всегда может самостоятельно найти удовлетворяющее его место в коллективе. Один не видит своих недостатков, другой стесняется проявить свои достоинства, тут-то и нужна помощь взрослых. Нужно помочь подростку разобраться в себе, подсказать, что в нем хорошего, чем он может быть полезен своим товарищам, в чем может помочь им, подсказать ему пути преодоления недостатков. В процессе направленного воспитания личности подростка, с одной стороны происходит духовное и нравственное развитие, с другой - идет своеобразная дифференциация способностей подростка, раскрываются разнообразные интересы и потребности, происходит социализация подростков в коллективе сверстников, которая носит положительную направленность.

2. Экспериментальное исследование проблемы влияния коллектива сверстников на социализацию личности в подростковом возрасте

2.1 Диагностика взаимоотношений подростков и их влияния на социализацию личности

В практической части исследования нам необходимо определить: являются ли эффективными в формировании положительного влияния коллектива сверстников на социализацию личности подростка следующие способы социально-педагогической деятельности:

- тренинги на сплочение коллектива;

- занятия по преодолению межличностных конфликтов;

- коррекционно-развивающие упражнения.

Эксперимент проводился на базе двух 9 классов школы № 98 г. Минска.

Предварительно мы попросили педагогов школы, работающих с подростками, выделить два классных коллектива, имеющих схожие тенденции в развитии групповых отношений. По мнению педагогов, наиболее полно удовлетворяют наш запрос два 9 класса (назовем их условно А и Б).

Оба класса, по мнению педагогов, являются пассивными, разобщенными, не имеющими общих целей. В классах случаются конфликты между микро-группами, но большую часть времени ребята сосуществуют рядом, никак не взаимодействуя. Интересы большинства ребят находятся за пределами школьной жизни.

Таблица 2.1- Характеристика выборки

Класс

А (контрольная группа)

Б (экспериментальная группа)

Всего учащихся

22 человека

20 человек

Девочки

10 человек

9 человек

Мальчики

12 человек

11 человек

Возраст

14-15 лет

14-15 лет

1 этап - констатирующий эксперимент. Цель - выявить уровень сложившихся взаимоотношений в двух классных коллективах.

На данном этапе проведены 2 диагностические методики. Первая проведенная методика - «Социометрия» (Приложение 1). Социометрическая техника применяется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования. С помощью социометрии можно изучить типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности, судить о социально-психологической совместимости членов конкретных групп.

Перед началом опроса проводится инструктаж тестируемой группы. В ходе него следует объяснить группе цель исследования, подчеркнуть важность его результатов для группы, показать как нужно выполнять задания, гарантировать сохранение тайны ответов.

Необходимо постараться установить атмосферу доверия в отношениях с группой. Отсутствие доверия к экспериментатору, подозрения в том, что результаты опроса могут быть использованы во вред испытуемому, приводят к отказу выполнять задание в целом либо к отказу осуществить негативный выбор.

Анализ полученных данных дает представление о социометрической структуре группы, которая заключается в распределении членов группы по четырем статусным категориям: «звезды» (более 5 выборов), «предпочитаемые» (от 3 до 5 выборов), «принятые» (1-2 выбора), «изолированные» (не имеют ни одного выбора).

Первые две категории считаются благоприятными, две последние неблагоприятными. Соотношение суммарных величин благоприятных и неблагоприятных статусных категорий дает представление об уровне благополучия взаимоотношений. Если большинство детей группы оказывается в благополучных статусных категориях, уровень благополучия взаимоотношений определяется как высокий, при одинаковом взаимоотношении - как средний, при преобладании в группе членов с неблагоприятным статусом - как низкий.

Низкий уровень благополучия взаимоотношений является сигналом тревоги, означающим эмоциональное неблагополучие большинства детей в системе взаимоотношений со сверстниками в группе.

Важным диагностическим коэффициентом, характеризующим отношения, существующие в группе, является показатель удовлетворенности детей своими отношениями со сверстниками. Он определяется как процентное соотношение детей имеющих взаимные выборы, к общему количеству детей в группе. Полученный результат сравнивается с нормативными показателями уровней коэффициентов удовлетворенности отношениями со сверстниками.

1. низкий уровень- коэффициент удовлетворенности 33% и ниже;

2. средний уровень- коэффициент удовлетворенности 34-49%;

3. высокий уровень- коэффициент удовлетворенности 50-65%;

4. сверхвысокий уровень- коэффициент удовлетворенности 66% и выше.

Соотношение количества изолированных детей к общему числу членов

группы позволяет установить коэффициент изолированности, который рассматривается как диагностический показатель успешности работы педагога по воспитанию дружеских взаимоотношений детей.

Группу можно считать благополучной, если в ней нет изолированных или коэффициент изолированности в пределах 6%; менее благополучной- при индексе до 25% и неблагополучной, если индекс изолированности выше 25%.

Проведя социометрическое исследование в двух классах, мы получили следующие результаты.

Таблица 2.2 - Распределение социометрических статусов в контрольном и экспериментальном классах

Статус

Класс А

Класс Б

«Звезды»

3 человека

2 человека

«Предпочитаемые»

8 человек

8 человек

«Принятые»

7 человек

9 человек

«Изолированные»

4 человека

1 человек

Количество взаимных выборов

13

8

Коэффициент удовлетворенности

59,1%

40%

Коэффициент изолированности

18,1%

5%

Сопоставив результаты социометрического исследования в двух классах, мы можем сделать следующие выводы:

В классе А (контрольная группа) половина учащихся имеет высокие статусы: 3 «звезды» - Карина А.(7 выборов), Антон П.(8 выборов), Руслан Ш.(8 выборов), 8 человек относятся к категории «предпочитаемые» - они получили от 3 до 5 выборов, 7 человек «принятые» - получили по 1-2 выбора, «изолированных» - 4 человека - не получили ни одного выбора. Из 22 учащихся класса взаимные выборы имеют 13 человек, что обусловило высокий коэффициент удовлетворенности 59,1%, при этом коэффициент изолированности составил 18,1%, что говорит о недостаточно успешной работе педагога по воспитанию дружеских отношений в коллективе.

В классе Б (экспериментальная группа) сложилась похожая система взаимоотношений, 2 «звезды» получили по 6-8 выборов, 8 человек «предпочитаемые», 9 человек относятся к категории «принятые» и 1 «изолированный». Из 20 учащихся класса взаимные выборы имеют 8 человек, что обусловило средний уровень коэффициента удовлетворенности 40%. При этом коэффициент изолированности составил 5% от общего числа выборов. Подобные результаты говорят о достаточно неплохой системе отношений, сложившейся в коллективе. Социоматрицы, составленные по результатам исследования в двух классах, (Приложение 2).

Рис. 2.1 Сводные результаты социологического исследования в классе А (контрольная группа)

Рис. 2.2 Сводные результаты социологического исследования в классе Б (экспериментальная группа)

Вторая методика проведенная в нашем эксперименте - «Изучение уровня социализированности подростков» по методике М.И. Рожкова (Приложение 3).

Методика позволяет выявить уровень социальной адаптированности, активности, автономности, нравственной воспитанности, а также определить общий уровень социализированности.

Подросткам предлагается 20 суждений. Необходимо оценить степень своего согласия с ними (от 4-всегда, до 0-никогда). Затем подсчитываются средние оценки по каждому компоненту, и делается вывод об общем уровне социализированности.

1. Высокий уровень - коэффициент больше 3;

2. Средний уровень - коэффициент больше 2, но меньше 3;

3. Низкий уровень - коэффициент меньше 2.

Таблица 2.3 - Сводная таблица результатов по методике М.И. Рожкова

Компонент

Уровень

Класс А

Класс Б

Социальная адаптированность

Высокий

Средний

Низкий

6 человек

12 человек

4 человека

5 человек

11 человек

4 человека

Активность

Высокий

Средний

Низкий

7 человек

10 человек

5 человек

10 человек

5 человек

5 человек

Автономность

Высокий

Средний

Низкий

9 человек

10 человек

3 человека

8 человек

10 человек

2 человека

Нравственная воспитанность

Высокий

Средний

Низкий

9 человек

9 человек

4 человека

9 человек

10 человек

1 человек

Общий уровень социализированности

Высокий

Средний

Низкий

7 человек

10 человек

5 человек

6 человек

10 человек

4 человека

Из таблицы видно, что в классах А и Б общий уровень и отдельные показатели социализированности примерно одинаковы.

Рис. 2.3 Сравнительный анализ результатов изучения социализированности в двух классах

Таким образом, можно сказать, что уровень сложившихся взаимоотношений и уровень социалазарованности учащихся в классах А и Б, выявленные при помощи данных методик, сильно друг от друга не отличаются.

2 этап исследования - формирующий эксперимент. Цель данного этапа - проведение занятий, направленных на формирование положительного влияния коллектива сверстников на социализацию личности подростков, психологическая коррекция межличностных отношений в коллективе. Мы использовали программу, разработанную совместно с социальным педагогом и психологом школы № 98 города Минска, цель которой состоит в развитии поведения и поступков подростков, направленных на пользу общества и проявляющихся в изменении позиции, занимаемой в структуре коллектива. Программа реализовывалась в форме упражнений по межличностной коммуникации. Занятия проводились только в классе Б (экспериментальная группа).

Программа групповых занятий включает в себя 4 блока: ориентировочно-установочный, установочно-развивающий, коррекционно-развивающий, формирующий. Каждый блок состоит из 2 занятий, включающих в себя по 2-3 упражнения, объединенных общей целью (Приложение 4).

Участники вступали в межличностные отношения в парах, тройках и группах; учились правильно передавать сообщение и правильно его воспринимать, а также тренировались в навыках, необходимых для контактов с другими людьми. На занятиях происходило углубление знания и размышления подростков о самих себе, осознание своих положительных и отрицательных сторон, основанное на составлении мнения о самом себе и мнений о нем других. Благодаря разработанным упражнениям подростки лучше узнавали друг друга, вступали в контакт с соучениками «здесь и сейчас», часто проводились различные межличностные контакты.

Для установления наиболее близких контактов со всеми участниками были введены специальные эмблемы с именами и фамилиями. В то же время форма эмблемы несла в себе информацию (понятную только исследователю) о том, какую позицию подросток занимает в классном коллективе. Таким образом, учащиеся которых коллектив принимал как «звезд» имели эмблемы в форме круга, «предпочитаемые» - в форме квадрата, «принятые» - в форме треугольника, «изолированные» - в форме ромба. На каждом занятии все участники имели на себе эмблемы, благодаря чему было больше возможности по ходу занятий корректировать межличностные контакты внутри всех социометрических категорий. Всего на данном этапе было проведено 8 развивающих занятий.

3 этап исследования - контрольный эксперимент. На данном этапе были проведены диагностические методики, направленные на изучение межличностных отношений, с целью выявления их изменений.

Первоначально была проведена методика «Социометрия» (Приложение 1), но с измененными вопросами (Приложение 5).

После сбора социометрических карточек они были проанализированы, затем была построена социоматрица контрольной и экспериментальной групп (Приложение 6). На основании социометрических матриц вычислены социометрические статусы подростков двух групп.

Таблица 2.4 - Распределение социометрических статусов в контрольном и экспериментальном классах

Статус

Класс А

Класс Б

«Звезды»

3 человека

3 человека

«Предпочитаемые»

9 человек

10 человек

«Принятые»

6 человек

7 человек

«Изолированные»

4 человека

0 человек

Количество взаимных выборов

13

12

Коэффициент удовлетворенности

59,1%

60%

Коэффициент изолированности

18,1%

0%

Из таблицы видно, что по сравнению с первым этапом эксперимента, сейчас в экспериментальной группе увеличилось количество «звезд», меньше стало число «принятых», повысился их статус в коллективе, «изолированных» детей в классе не осталось, каждый ребенок получил хотя бы 1 выбор. Коэффициент удовлетворенности отношениями со сверстниками вырос с 40% до 60%. В контрольной группе ситуация существенным образом не изменилась, статусы остались на прежнем уровне.

Рис. 2.4 Распределение социометрических статусов в классе А (контрольная группа)

Рис. 2.5 Распределение социометрических статусов в классе Б (экспериментальная группа)

Также, на данном этапе исследования учащимся двух классов была предложена «Анкета для изучения психологического климата в классе» (Приложение 7).

Делись добром ;)