Роль клиповой представленности материала в формировании эстетического впечатления

дипломная работа

1.2 Психологическая ценность эстетического впечатления

Как любая укоренившаяся форма взаимодействия человека с реальность, эстетика играет большую роль в психологическом благополучии человека. Рассмотрим, что именно эстетика несет для человека.

В работах психологов, теологов, философов часто встречаются описания восприятия человеком формы, интенсификация чувств, которая ведет к катарсису, разрядке.

Т. Липпс говорит об улучшении человека посредством ЭВ. По его мнению, все подчинено одной цели - сделать человека лучше (более нравственным, более цельным). Когда человек созерцает, он наделяет себя качествами созерцаемого, поэтому он получается удовольствие от созерцания прекрасного.

Выготский говорит, что ЭВ - один из путей достижения психической «переплавки», то есть изменения личности. Рассматривая с данной точки зрения литературу и изобразительное искусство, он утверждает, что ЭВ происходит при столкновении противоречий. Оно происходит через вчувствование, осознание, внимательное рассмотрение, то есть требует активности от индивида. Искусство по Выготскому - это преодоление формы над материалом. Форма и материал могут и даже должны противоречить друг другу, для того, чтобы субъект восприятия мог испытать ЭВ в виде катарсиса при разрешении противоречия, заложенного автором работы. Поэтому ЭВ - «является средством для такого взрывного уравновешивания со средой в критических точках нашего поведения»[1, с.182], что опровергает взгляд на искусство просто как на простое украшение жизни.

Французский философ Ж.М. Гюйо говорит, что «Искусство есть конденсация действительности, оно нам показывает человеческую машину под более сильным давлением. Оно старается представить нам более жизненных явлений, чем их было в прожитой нами жизни»[1, с.184], в чем мы видим сходство с тем, что говорил Юнг об архетипах.

Дж. Купфер убежден, что ЭВ - необходимый элемент хорошей жизни, игнорирование ЭВ может быть контрпродуктивным и приводить к консьюмеризму и жадности [33, с.2].

Р. Шустерман говорит о самопознании как результате ЭВ. Такое познание осуществляется через мелкие детали жизни - повседневные эпизоды [43, с.139].

Таким образом, полнота разворачивания ЭВ в субъективной жизни может служить критерием того, устанавливает ли личность значимые отношения с окружающим миром и насколько интенсивно использует этот (эстетический) источник для личностного развития.

Рассмотрим характеристики ЭВ, которые мы выделили из работы М. Мамардашвили вслед за Е.Б. Старовойтенко «Психологическая топология пути».

Делись добром ;)