Роль клиповой представленности материала в формировании эстетического впечатления

дипломная работа

1.3 Характеристики эстетического впечатления

1) Риск;

В субъективной жизни ЭВ представляется личности как едва заметная точка, которая активируется ненадолго. Для того, чтобы ею воспользоваться, личность должна вложить свои силы в момент, который не гарантирует разрешения напряжения. Это сопряжено с риском и готовностью личности принять на себя ответственность за свой выбор. Не рискнув, не посмев «быть», личность не может продвинуться к своему возможному «я».

2) Длящийся акт;

Эпохальные и символические события человечества, такие как, например, распятие Христа, по факту являются законченными, но в нашей субъективной жизни и коллективном бессознательном они длятся. ЭТ позволяет человеку «пробудиться» в осознании этого длящегося события, на себе почувствовать действие символа;

3) ЭТ как телескоп;

Микроскоп концентрируется на деталях, а телескоп позволяет увидеть большую картину происходящего. М. Пруст, чью работу рассматривает Мамардашвили, видит события именно «через телескоп», как знак других состояний, которые не видны невооруженным глазом. Таким образом, жизнь становится неизвестным миром, так как новая перспектива обновляет понимание личности себя.

4) Работа над ЭВ - произведение искусства;

Искусство здесь понимается не в его обычно смысле, а как способность личности проживать впечатление, понимать, что оно пытается донести. Как говорит М. Мамардашвили вслед за Е.Б. Старовойтенко, ЭВ, в которое были вложены физические, эмоциональные, душевные усилия позволяют обрести «утерянное время» М. Пруста.

5) Необходимость вложения психической энергии;

Дорога к расшифровке впечатления лежит не через логику и умозаключения, а через интуицию и чувство. Поэтому все - молодые и старые, образованные и необразованные, мужчины и женщины - могут произвести работу над ЭВ. Главное в этом процессе будет готовность вложить свою психическую энергию в нечто загадочное, неоднозначное. Расшифровать может только тот, кто заранее не привязан к конкретному результату.

6) Личное знание;

Личное знание нельзя передать, его нельзя получить. Оно является продуктом «расшифровки» ЭВ, что ясно выражено в словах М. Пруста: «То что я знаю - не мое, мое - то, что я вырастил из себя», а М. Мамардашвили вслед за Е.Б. Старовойтенко сформулировал иначе: «В область того, что не рождено фактами, факты не проникают».

7) Распознание двух миров: тот, который кажется реальным и тот, который есть реальный;

Впечатление дает возможность личности стать свидетелем реальной жизни. По словам Мамардашвили, существуют 2 мира: тот, который ведет себя как реальный, но на самом деле является вымыслом личности, его мнимых целей и ценностей и другой - реальный, который открывается в моменты причастности. ЭВ - это возможность для личности заглянуть в реальный мир.

8) Индивидуальный отпечаток ЭВ;

Так как предмет, запускающий ЭВ - суть любой объект, с которым сталкивается множество людей, логично, что впечатление - индивидуальное явление, предмет обращается именно к конкретному субъекту. Обращаясь к субъекту, объект обретает для личности глубокую значимость.

9) Реализация себя через реализацию ЭВ;

Акт впечатления доступен только субъекту, и только ему известно, как он реагирует на впечатление. Если субъект «отобъясняет» впечатление, не проникая в него, никто от этого не пострадает, кроме самого субъекта, так как впечатление - редкая возможность для личности проникнуть в суть своей душевной жизни.

10) Источник ЭВ не исключительно в материальных объектах.

Источники душевного, нравственного движения находятся в самой личности, а не в окружающей среде. Следовательно, нет значения, какие стимулы запускают сгущение эмоций, чувств, переживаний, подводя личность к переживанию впечатления. По аналогии, если бы гармоничность личности определялась гармоничностью и красотой окружающих его объектов, не было бы места реальным личным усилиям.

Делись добром ;)