1.5 Критерии эстетического впечатления
Для того, чтобы выделить феномен впечатления из внутренней жизни субъекта, нужно определить критерии его формирования. Разобрав категорию впечатления детально в работе М. Мамардашвили вслед за Е.Б. Старовойтенко, а также концептуально соединив его с содержанием символического объекта К. Юнга, можно выделить 4 основных критерия:
1. Экспликация противоречий жизни. При «расшифровке» ЭВ субъект имеет дело с архетипичным содержанием, которое всегда противоречиво.
2. Генез/беспорядочное повествование. Формирование впечатления всегда происходит в несколько этапов (в соответствии с вышеприведенной моделью, их 4). Нельзя сказать, что этапы всегда четко отделены друг от друга, но при формировании впечатления всегда происходит движения от конкретных деталей к жизненному закону.
3. Многозначность личностных смыслов. Впечатление носит архетипичный характер, о чем пойдет речь в следующем разделе. Переход к архетипичному содержанию происходит через символ. Символ вызывает множество амбивалентных, многозначных сюжетов жизни.
4. Обращение личности к значимостям и идеалам жизни. Личная встреча с объектом и формирование впечатления на его основе - это опыт субъективной жизни. Поэтому все переживания, запущенные символом оказываются связным с идеалами и значимостями субъекта.
Данные критерии ЭВ перекликаются с пониманием ЭВ американским философом искусства М. Бердслей, который выделил пять критериев ЭВ [39, с. 66]:
1. Внимание к объекту;
2. Рассмотрение объекта без интереса применения его к решению проблем (то есть без практического интереса);
3. Объект эмоционально дистанцирован;
4. Сознательное направление волевого усилия для преодоления вызова среды;
5. Чувство личностной интеграции и расширения границ личности (то есть личностный рост).
- Введение
- 1.1 Проблема исследования
- 1.2 Цель работы
- 1.3 Задачи
- 1.4 Научная новизна
- 1.5 Теоретическая значимость работы
- 1.6 Практическая значимость работы
- 1.7 Объект
- 1.8 Предмет
- 1.9 Гипотеза
- Глава I. Феномен эстетического впечатления
- 1.1 Общие положения
- 1.2 Психологическая ценность эстетического впечатления
- 1.3 Характеристики эстетического впечатления
- 1.4 Модель генеза эстетического впечатления
- 1.5 Критерии эстетического впечатления
- 1.6 Триггеры эстетического впечатления: внешние и внутренние
- 1.6.1 Внешние триггеры
- 1.6.2 Внутренние триггеры. Распределенное внимание как условие эстетического впечатления
- 42. Формирование эстетической культуры учащихся
- 5.7. Формирование эстетической культуры учащихся
- §5. Формирование эстетической культуры учащихся
- 14. Формирование эстетической культуры учащихся.
- Формирование эстетической культуры учащихся
- Роль эстетического воспитания в формировании духовной культуры детей
- 2.2 Сводная таблица представленности религиоведческого материала в учебниках. Выводы по результатам анализа
- § 5. Формирование эстетической культуры учащихся
- Тема 3.3. Формирование эстетической культуры личности.