logo
Роль клиповой представленности материала в формировании эстетического впечатления

1.5 Критерии эстетического впечатления

Для того, чтобы выделить феномен впечатления из внутренней жизни субъекта, нужно определить критерии его формирования. Разобрав категорию впечатления детально в работе М. Мамардашвили вслед за Е.Б. Старовойтенко, а также концептуально соединив его с содержанием символического объекта К. Юнга, можно выделить 4 основных критерия:

1. Экспликация противоречий жизни. При «расшифровке» ЭВ субъект имеет дело с архетипичным содержанием, которое всегда противоречиво.

2. Генез/беспорядочное повествование. Формирование впечатления всегда происходит в несколько этапов (в соответствии с вышеприведенной моделью, их 4). Нельзя сказать, что этапы всегда четко отделены друг от друга, но при формировании впечатления всегда происходит движения от конкретных деталей к жизненному закону.

3. Многозначность личностных смыслов. Впечатление носит архетипичный характер, о чем пойдет речь в следующем разделе. Переход к архетипичному содержанию происходит через символ. Символ вызывает множество амбивалентных, многозначных сюжетов жизни.

4. Обращение личности к значимостям и идеалам жизни. Личная встреча с объектом и формирование впечатления на его основе - это опыт субъективной жизни. Поэтому все переживания, запущенные символом оказываются связным с идеалами и значимостями субъекта.

Данные критерии ЭВ перекликаются с пониманием ЭВ американским философом искусства М. Бердслей, который выделил пять критериев ЭВ [39, с. 66]:

1. Внимание к объекту;

2. Рассмотрение объекта без интереса применения его к решению проблем (то есть без практического интереса);

3. Объект эмоционально дистанцирован;

4. Сознательное направление волевого усилия для преодоления вызова среды;

5. Чувство личностной интеграции и расширения границ личности (то есть личностный рост).