Роль клиповой представленности материала в формировании эстетического впечатления

дипломная работа

1.6.2 Внутренние триггеры. Распределенное внимание как условие эстетического впечатления

Однако ЭВ не определяется полностью свойствами объекта, будь то формальные признаки (используемые сочетания цветов, формы, направления линий) или разрешение конфликта автора, выраженного через символ в случае с архетипичным произведением искусства.

Если это было бы так, то эстетическое впечатление происходило бы без особой активности со стороны субъекта всякий раз, когда он сталкивается с объектом.

Более того, даже при приложении усилий мы часто не можем специально вызвать у себя эстетическое впечатление, даже если в прошлый раз оно как будто произошло само по себе. Существует точка зрения, в соответствии с которой эстетическое впечатление определяется тем, на нужные ли эстетические свойства обращает внимание субъект [22, с.60]. Однако она не выдерживает критики указанным аргументом. Также существует позиция, в соответствии с которой эстетическое впечатление зависит от того, воспринимаем ли мы объект как существующий сам для себя, то есть не выискивая в нем практическую пользу. Однако такое понимание ЭВ также не справляется с аргументом о его произвольном повторе: ведь если можно было в первый раз рассматривать объект как существующий сам для себя, то ничто не должно помешать воспринимать его также и в другой раз.

Б. Нанай предлагает концепцию распределенного внимания, которая позволяет объяснить возникновение ЭВ и сложность его произвольного возбуждения. Он выделяет для описания своей концепции элементы и их свойства, а также распределенное и сфокусированное внимание. Эстетическое внимание таково, что оно использует сфокусированное внимание к объекту и распределенное внимание к его свойствам. В этом заключается ключевое отличие эстетического внимания от обычного. В повседневной жизни при выполнении, например, домашних обязанностей, мы фокусируемся на множестве объектов и в лучшем случае на нескольких свойствах, так как наше внимание ограничено, а выполнение конкретной задачи обычно не требует учет максимального количества свойств. Такое рассмотрение внимание соответствует кантианскому представлению об ЭВ, одна из важнейших характеристик которого - отсутствие практической заинтересованности в объекте.

И. Кант выделяет три необходимых свойства прекрасного:

1) Незаинтересованность. Подразумевается, что мы получаем удовольствие от того, что мы находим прекрасным, нежели от того, что считаем приятным. Примером высказывания о приятном является «Я люблю пончики»

2) ЭВ универсально и необходимо. Это значит, что мы ожидаем, что другие согласятся с нами по поводу действительно прекрасного объекта. Здесь не подходит фраза «красота в глазах смотрящего». Красота является не достоянием объекта или субъективным впечатлением конкретного человека. Сознание каждого обладает свойствами необходимости и универсальности (Кант называет это «здравым смыслом»), поэтому красота как то, что мы воспринимаем, также является необходимым и универсальным свойством.

3) Прекрасные объекты отличаются тем, что мы их воспринимаем как целенаправленные, однако они не служат определенной цели (иногда переводится как «финал без конца»). Цель - это назначение объекта (например, идея овощного супа в сознании повара). То есть мы должны воспринимать объект так, как будто у него есть цель, в то время как объективно такую цель найти сложно.

Таким образом, только когда мы свободны от практической заинтересованности в объекте, мы можем испытать ЭВ.

При всем при этом нельзя заявить, что, осознавая данный принцип ЭВ и выполнив его, человек обязательно испытает ЭВ. Это можно частично объяснить, что мы не полностью управляем своим вниманием - даже обладая сильным желанием испытать ЭВ, мы не в состоянии это сделать, если какой-то другой объект в силу своей значимости доминирует или «маячит» в нашем сознании (приближающееся выступление или воспоминание о важном событии), также возможно человек сильно устал. Пример распределения внимания, а также дефамилиризации видим у Р. Музиля: «…все, составлявшее этот облик, не находилось в фокусе обычного внимания, теряло резкость контуров и виделось, пожалуй, немного расплывчато и туманно; но из других центров оно явно опять наполнялось нежной определенностью и ясностью, ибо все вопросы и факты жизни приобретали ни с чем не сравнимую кротость, мягкость, покойность и одновременно[4, с. 49].

То же мы видим в описании ЭВ Р. Фрая при просмотре фильма, когда он говорит, что через фильм он увидел множество мелких деталей в одной сцене, которые никогда не замечал, сам находясь в ней [27].

Пример распределенного внимания, а также дефимилиризации, о котором речь пойдет далее, мы встречаем в работе отечественного писателя и литературоведа В.Б. Шкловского: «Если мы станем разбираться в общих законах восприятия, то увидим, что, становясь привычными, действия делаются автоматическими.[…]Процессом автоматизации объясняются законы нашей прозаической речи с ее недостроенной фразой и с ее полувыговоренным словом.[…] При таком алгебраическом методе мышления вещи берутся счетом и пространством, они не видятся нами, а узнаются по первым чертам. […] Целью искусства является дать ощущение вещи как видение, а не как узнавание; приемом искусства является прием «отстранения» вещей и прием затрудненной формы, увеличивающий трудность и долготу восприятия, так как воспринимательный процесс в искусстве самоцелен и должен быть продлен…»[14, c.5].

Таким образом, по Б. Нанай, к распределенному вниманию как необходимому условию ЭВ примыкает и дефамилиризация, что означает восприятие объекта как никогда нами не виденного, а поэтому неизвестного с точки зрения своей функции, а также не успевшего встроиться в выполнение нами конкретной задачи. Дефамилиризация позволяет распределять внимание между свойствами и является условием для такого внимания.

1.7 Клиповое представление материала как свойство XXI в.

Как мы выяснили в предыдущей главе, ЭВ - психический феномен, который во многом зависит от внимания, которое субъект обращает на объект.

Внимание не является самостоятельной психической функцией, оно всегда сопровождает деятельность[2]. Сопровождая деятельность, оно в нем формируется. Как говорит Рубинштейн, сначала внимание было включено в практическую деятельность и проявлялось как настороженность, готовность к действию, вместе с развитием теоретической деятельности, «внимание принимает новые формы: оно выражается в заторможенности посторонней внешней деятельности и сосредоточенности на созерцании объекта, углубленности и собранности на предмете размышления» [7].

Так как внимание формируется в деятельности, можно заключить, что характер деятельности определяет во многом то, как сформируется у человека внимание - будет ли оно устойчивым, как легко человеку будет поддерживать концентрацию на объекте. И деятельность, в которую включен человек сегодня, отличается от той, в которую он был включен сто или двести лет назад.

На протяжении истории менялась форма передачи знаний, общения людей и обучения. Это можно проследить по истории развития СМИ.

История СМИ не особенно продолжительна в перспективе существования человека. Несмотря на то, что первые формы сообщения новостей через бумагу датируются 100г до н.э., большинство форм СМИ появились в последние 500 лет. По мере появления новых форм связи изменялись и становились все более многообразными форматы передачи сообщения.

До изобретения печатного станка И. Гутенбергом и упрощения доступа к знанию, книги создавались вручную и были роскошью. В основном знания передавались «из уст в уста» посредством сказок, былин и прочих форм народного творчества.

Начиная с XVв. и изобретения печатного станка, все больше и больше людей получали доступ к книгам. Основной предпосылкой являлся переход от аграрного к индустриальному обществу, что повлекло за собой большие социальные изменения.

Возможно, самым важным изобретением в истории СМИ был печатный станок, созданный Дж. Гутенбергом в Германии в 1456г. Идея была быстро реализована и в других странах. Однако еще не было возможности печатать большим тиражом, так как процесс был довольно дорогостоящим. Тогда в 1798г. во Франции появилась более совершенный станок, который предусматривал непрерывную печать за счет непрерывного поступления бумаги, который в 1811г. начал работать за счет парового двигателя, а в 1846г. уступил место ротационному прессу.

Спустя 150 лет после изобретения печатного станка в Европе была напечатана первая газета. Формат сообщения информации в газете отличался от книжного - на одном листе были представлен обзор новостей - краткие выдержки, а с материалом при желании можно было ознакомиться подробнее на другой странице.

Другое значительное изобретение в истории СМИ появилось в 1837г - телеграф. Теперь информацию можно было передавалась моментально за сотни километров. Телеграфные сообщения представляли собой минимальный набор слов, которые позволяли передать суть сообщения.

Изобретение предвосхитило развитие беспроводной связи - радио и телевидения, которые ознаменовали переход в XXв. Их популярность начала стремительно расти и к 1920г. практически в каждом домохозяйстве можно было услышать новости из радиоприемника. Телевидение стало настолько же распространенным позже, после второй мировой войны.

Развитие фотографических технологий в XVIIIв. стали предпосылкой инновации в кино и телевидении. Впервые американские жители увидели то, что сегодня мы называем фильмом, в 1905г, а к 1930 индустрия уже набрала большие обороты.

Следующий скачок СМИ произошел в 1980-90гг с появлением кабельного телевидения. Тогда значительно увеличилось число каналов транслирования, появилась возможность выбирать: новости, фильмы, спортивные состязания, культурные обзоры, детские каналы и прочее.

Пиком развития СМИ стало появление Всемирной паутины в 1990-х гг, несмотря на то, что официальной датой рождения Интернета считается 1969г. С тех пор все предыдущие виды СМИ стали встраиваться в Интернет и сегодня посредством Всемирной паутины можно получить доступ практически к любой книге, газете, журналу, радио или телеканалу. Популярным форматом предъявления информации стал клип - быстро сменяющиеся визуальные, звуковые, текстовые выдержки. Страницы вебсайтов обычно содержат множество фрагментов информации, представленных кратко и в разных форматах, причем предусмотрена возможность более глубокого ознакомления с материалом по гиперссылкам.

История развития СМИ начиная с XVв. поражает своими изобретениями и тем влиянием, которое они оказали на повседневную жизнь рядового гражданина. Есть несколько причин того, почему общество так нуждалось в развитии именно этой области:

1. Развлечение. Если в XIXв. люди находили успокоение и развлечение, погружаясь в фантастические истории, сказки и художественные произведения, то в XXIв. обыватель, помимо книг, может расслабиться после трудового дня около телевизора, просматривая шоу, спортивные матчи, кино или новости. Второе требует меньше концентрации и приложения сил, поэтому привлекает больше внимания.

2. Информация и образование. Сегодня СМИ предоставляют возможность узнать обо всех новостях в мире за несколько секунд. Новостные агентства сообщают факты; книги, журналы и газеты дают аналитический обзор происходящего во всех сферах жизни общества. Ведущие университеты открывают свои образовательные интернет ресурсы для широкой публики.

3. Площадка для обмена мнениями. Блоги, форумы, возможность онлайн-комментирования позволяют узнать, что происходит в жизни у соседа или у незнакомца, живущего на другом конце света, узнать, что думают граждане по поводу правительства, каковы общественные настроения и др.

Разные формы СМИ выполняют разные функции: они больше подходят для образовательных целей, другие - для развлечения. В рамках печатных СМИ, книги обладают большим «сроком жизни», чем газета, однако требуется больше времени для ее написания. Как сказал М. Макклюен: «Форма СМИ является сообщением»[37]. Или как выразился А. Кей: «Каждая форма СМИ имеет свой особенный способ представления идей, которые делают акцент на определенных способах мышления и ослабляют другие»[30]. То есть сам формат предоставления информации определяет то, как она будет обрабатываться и влиять на психические процессы. Из этого следует, что при преобладании одной формы предоставлении информации человек адаптирует свое восприятие именно под нее. Другие формы, требующие других перцептивных операций, становятся более сложными для использования в качестве канала получения информации.

Иллюстрацией к данному наблюдению являются слова Ф. Ницше. После того, как он начал работать на печатной машинке, один из его друзей отметил, что стиль работы Ницше изменился и стал напоминать телеграфные сообщения. На что Ницше ответил, что это действительно так, ведь средства письма принимает участие в формировании самой мысли [21, с.5]. Также в книге Н. Карра «Is google making us stupid» (делает ли Гугл нас глупее) автор начинает с наблюдения о том, что, если раньше он мог проводить несколько часов погруженным в сюжетные переплетения книги, то теперь ему это едва удается сделать: « Теперь мое сознание начинает блуждать на второй или третей страницы книги. Я начинаю нервничать, теряю мысль автора и думаю, чем еще можно заняться. […] Глубокое чтение, которое раньше для меня было естественным занятием, превратилось в борьбу»[21, с. 2].

Было проведено множество исследований на тему восприятия потребителем информации в сети, интернет аддикции и прочих психологических феноменов, которые стали следствием широкого пользования Интернетом [32], [28]. Как и в случае в любым изобретением, кардинально изменившим повседневную жизнь, отношение к Интернету рознится от отрицательного до заявлений о том, что это самый значительный прорыв человечества. Однако, что бы ни говорили про негативное влияние Всемирной паутины на психологическое благополучие, преимущества слишком велики, чтобы появилась даже малейшая тенденция к прекращению его использования.

Делись добром ;)