Роль средств массовой информации в культурном самоопределении подростка

курсовая работа

1.1 Средства массовой информации. Понятие. Функции. Исторический аспект

Средства массовой информации подразделяются на визуальные (периодическая печать), аудиальные (радио), аудиовизуальные (телевидение, документальное кино). Несмотря на все различия между ними, СМИ объединяются в одну систему коммуникации благодаря общности функции и особой структуре коммуникационного процесса.

СМИ - это:

Ш понятие, объединяющее все каналы доведения информации до широкой общественности (прессы, книжные издательства, агентства печати, радио, телевидение и т.д.);

Ш социальные институты, обеспечивающие сбор, обработку, и распространение информации в массовом масштабе;

Ш учреждения, созданные для открытой, публичной передачи с помощью специального технического инструментария различных сведений любым лицом.

К основным видам СМИ относятся:

§ Радио - акустическое, словесно-звуковое воздействие;

§ Печать - словесное и графическое воздействие;

§ Кино - художественно - образное воздействие;

§ Телевидение - интегрированное акустическое и художественно - творческое воздействие;

§ Компьютерные технологии (интернет) - оперативное самостоятельно - творческое взаимодействие потребителя с информационными потоками с использованием возможностей словесного, акустического, художественно - творческого и другого воздействия.

В любом современном обществе в той или иной форме выполняется ряд общих функций.

Основные функции:

- Информационная (сообщение о положении дел, разного рода фактов и событиях);

- Комментарийно-оценочную (часто изложение сопровождается комментарием к ним, их анализом и оценкой);

- Познавательно-просветительскую (передовая многообразную культурную, историческую, научную информацию, СМИ способствует пополнению фонда знаний своих читателей, слушателей, зрителей);

- Функцию воздействия (СМИ не случайно называют четвертой властью; их влияние на взгляды и поведение людей достаточно очевидно, особенно в период так называемых инверсионных изменений общества или во время проведения массовых социально-политических акций, например, в ходе всеобщих выборов главы государства);

- Гедоническую (речь здесь идет о развлекательной информации, но и о том, что любая информация воспринимается с большим положительным эффектом, когда сам способ передачи вызывает чувство удовольствия, отвечает потребностям адресата);

- Художественно-продуктивная (распространение произведений особого рода искусства - рекламы, телешоу, радиодрамы, телефильмов), при этом имеет место доставка информации на дом в оригинале.

Историю СМИ можно пронаблюдать еще с самых древних лет. Некоторые рисунки свидетельствуют о появлении у человека потребности выразить себя графически и, это предшествует возникновению идеологического письма в собственном смысле слова.

Первые опыты книгопечатания были предприняты в Китае в середине 11 в. Би Шэном. Новый период в истории книги связан с И. Рутенбергом, изобретателем европейского способа книгопечатания (сер. 15 в.). В Московской Руси первая русская печатная датированная книга "Апостол" (1564 г.) была выпущена И. Федоровым и П. Мстиславцем.

Развитие периодической печати в России начиналось с издания рукописных известий под названием "Вестовые письма" (1621 г.). Начало XIX в. - оживление газетного дела.

Термин "журнал" произошел от французкого слова "jornal" - дневник, газета. Родоначальником журнала является "Журналь де саван" - первый номер, которого вышел во Франции 5 января 1665 г. Он содержал обозрение книг по литературе, философии, естествознании. В истории русской журналистики период 1702-1709 время становления и развития государственной печати.

Изобретение радио относится к 1886-1895 гг. У истоков радио стояли немецкий ученый Г. Герц, российский ученый А.С. Попов, английский ученый У. Крукс, итальянский изобретатель Г. Маркони. Регулярные передачи по радио звуковых программ началось в 1920г. в США, в России - в 1924 г. Широкое распространение в ряде стран получило многопрограммное проводное вещание.

Телевидение родилось в начале 20 в. Практическое освоение началось в 1930 г. после изобретения передающей телевизионной трубки телескопа. В начале 1950 г. в США и в России были изобретены системы цветного телевидения электрического типа. В конце 1980 разработана система телевидения высшей точности. СМИ существует с древнейших времен и выполняет важнейшие функции в нашей жизни, которые позволяют со всей полнотой овладевать новой и качественной (не во всех случаях) информацией. Выполняет досуговую деятельность, позволяет отдохнуть и с интересом провести свой досуг. На современном этапе развития СМИ претерпевают существенные изменения вследствие распространения кабельного телевидения и радио, а так же индивидуальных средств накопления и печатания информации (дискет, кассет, дисков).

Делись добром ;)