Заключение
Изменение общей работы ситуации в обществе, актуализирует роль СМИ в культурном самоопределении подростка.
Российский психолог Г.Б. Ананьев отмечал, что самоопределение базируется на формировании у детей отношения к материальным и духовным ценностям общества. Трудно сформировать нравственно устой устойчивую личность, если она постоянно видит на экранах телевизоров и сборниках периодической печати насилие и жестокость.
Социологом С.Б. Цымбаленко считает, что культурному самоопределению через СМИ следует обучать не только дома, но и в школе, так как СМИ - это совокупность различных информационных источников, без которых человек не представляет своей жизни. Исследование данной проблемы позволяет сделать вывод, что данная проблема в научной литературе раскрыта не достаточно как в теоретическом, так и в практическом плане, вызвало трудности в написании выпускной квалификационной работы.
В ходе исследования пришли к выводу, что задача педагогов целенаправленно использовать возможности СМИ в своей деятельности, что поможет сформировать у подростков нравственные установки влиять на его культурное самоопределение.
Проанализировав деятельность школ, выявили, что школа №2 г. Благовещенска занимает более активную позицию к культурному самоопределению подростка через СМИ, учит их разбираться в получаемой информацией, и определять свое отношение к ней. Педагогический коллектив школы с. Пояркова СМИ в основном использует только на уроках, и иногда выпускаются стенгазеты к праздникам.
В результате проведенной работы была реализована программа "Я и СМИ" и установлено, что СМИ оказывает на детей и их культурное самоопределение как положительное, так и отрицательное влияние, а отношение детей к средствам СМИ зависит от их пола, интересов, увлечений и условий семейной жизни.
В ходе реализации программы нам удалось частично убедить детей, что к СМИ необходимо относиться выборочно, при чтении газет и просмотре ТВ отбирать ту информацию, которая является поучительной, содержательной, интересной и необходимой. Мероприятия, проводимые в школе с. Пояркова заинтересовали детей,
Цель реализована через проведение исследования, задачи выполнены, это проявлялась через инициативу, творчество, взаимопомощь при выпуске газеты "Я и СМИ".
На формирующем этапе удалось частично убедить детей, более критично относится к содержанию газет, просмотру телевизионных передач и использовать извлеченную информацию в учебном процессе, культурном самоопределении.
Таким образом, цель реализована, нами определено, что СМИ играет важную роль в культурном самоопределении ребенка. Задачи выполнены.
В результате исследования были определены наиболее позитивные методы и формы деятельности педагогического коллектива работы "Совета СМИ", редколлегия, а также конкурсы, диспуты, беседы о возможностях новых технологий, встречи с работниками редакций, телевидения, и взаимодействие с родителями.
Гипотеза нашла свое подтверждение проблемы роль СМИ в культурном самоопределении и может быть решена успешно, если:
ь Педагогический коллектив своевременно изучит отношение детей к
СМИ, и определить методы по приобщению детей к СМИ.
ь Родители будут заинтересованы в создании условий для общения детей с СМИ.
Список использованной литературы
1. Амеев Ю.Б. Основы эстетического воспитания / Ю.Б. Амеев. - М. 1996г.
2. Андреев Э.Ш. СМИ и реформирование России / Э.Ш. Андреев // социально- политический журнал №4, 1996.
3. Астраханкина Т. Защитить детей от скверноты / Т. Астраханкина // Комсомольская правда №11, 2001 г.
4. Богомолов Л.А. Социальная психология радио, газет и телевидения / Л.А. Богомолов - М. 1995 г.
5. Волков А. СМИ: искажение картины мира / А. Волков // Народное образование №1, 2004 г.
6. Джуринский А.Н. Сравнительная педагогика / А.Н. Джуринский - М. 1998 г.
7. Дорытко Н.М., Колесникова И.А. Воспитательная деятельность педагога / Дорытко Н.М., Колесникова И.А. - М. 2005 г.
8. Засурский Я.Н. Роль СМИ в обществе / Я.Н. Засурский // Вестник МГУ, сер. 10 Журналистика №2, 1995 г.
9. Иванов В.Н., Назаров М.М. Информационное потребление и политические ориентации. / В.Н. Иванов, М.М. Назаров // Социологическое исследование №8, 2000 г.
10. Карнаух Н.В. Введение в специальность социального педагога/ Н.В. Карнаух. - АмГУ, 1998 г.
11. Конецкая В.П. Социология коммуникации / В.П. Конецкая - М., 1997 г.
12. Круглый стол. Массовая коммуникация в формировании современного социокультурного пространства // Социологические исследования №7, 2000г.
13. Кузина И.В. СМИ и юношество / И.В. Кузина // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы №3, 2004 г.
14. Левшина И.С. Подросток на экран / И.С. Левшина. - М. 1989 г.
15. Мардахаев В.А. Социальная педагогика / В.А. Мардахаев. 2005 г.
16. Марс Д. Социальная психология / Д. Марс. 2000 г.
17. Мудрик А.В. Социальная педагогика / А.В. Мудрик. 2005 г.
18. Организация воспитательной работы в школе / М. 2002 г.
19. От кремня до кремня. Радио и связь / 1991 г.
20. Попов В.Д., Тавокин Е.П. Информационное пространство современной России / В.Д. Попов, Е.П. Тавокин - М.: РАГС, 2003 г.
- Введение
- 1. Теоретические аспекты проблемы. Роль средств массовой информации в культурном самоопределении подростка
- 1.1 Средства массовой информации. Понятие. Функции. Исторический аспект
- 1.2 Социально-педагогические возможности СМИ. Их влияние на культурное самоопределение подростка
- 1.3 Культурное самоопределение подростка. Современные исследования
- 2. Исследовательская работа
- 2.1 Анализ деятельности педагогического коллектива муниципального общеобразовательного учреждения средней общей школы №2 г. Благовещенска и муниципального общеобразовательного учреждения средней общей школы №2 с. Пояркова
- 2.2 Моделирование и апробирование программы "Я и СМИ"
- Заключение