Саморегуляция психических состояний курсантов 1 курса высшего военно-учебного заведения

дипломная работа

1.1 Проблема саморегуляции в отечественной и зарубежной психологии

Одной из важнейших фундаментальных задач психологии является изучение закономерностей формирования саморегуляции в произвольной деятельности человека. Для понимания сущности саморегуляции необходимо выявить структуру, компоненты, способы саморегуляции, а также ее психологические механизмы.

Проблема саморегуляции рассматривается в отечественной и зарубежной психологии в разных теоретических контекстах. Понятие "саморегуляция" носит междисциплинарный характер. Это понятие широко применяется в различных областях науки для описания живых и неживых систем, основанных на принципе обратной связи. Понятие саморегуляции (от лат. Re gulare - приводить в порядок, налаживать) в энциклопедическом варианте определяется как "целесообразное функционирование живых систем разных уровней организации и сложности", что получило развитие как в зарубежной, так и в отечественной психологии. [1]

Понятие регуляции впервые ввел П. Жанэ, утверждая, что способность к саморегуляции является наивысшим критерием развития личности. Саморегуляция рассматривалась им как процесс опосредованния социальных норм и ценностей, как система внутренних требований, которые превращают человека в активного субъекта .[29]

Фрейд выделял в качестве регулирующей инстанции - "Я", которое опосредует влечения нормами и табу, участвует в осознании желаний .

Адлер процессы регуляции связывал с механизмами развития комплекса неполноценности, который рассматривался как патологический результат гипертрофированного чувства неполноценности. "Сверхкомпенсация" и "уход в болезнь" понимались как неудавшиеся способы саморегуляции, в основе которых лежит переживание "быть лучше других", "быть не таким как другие", противоречащее сложившимся нравственным нормам и ценностям. [29]

Смысловая сторона процесса саморегуляции нашла отражение в таких понятиях динамической теории К.Левина, как "временная перспектива", "надситуативное и волевое поведение".

По мнению Г.Олпорта, в процессах саморегуляции ведущую роль играет система ценностей, своеобразная жизненная философия, которая обобщает, систематизирует опыт и сообщает смысл поступкам человека. [29].

B. Франкл в концепции логотерапии специально выделяет смысловую регуляцию поведения, подразумевая под ней поиск и принятие того или иного смысла жизни, которым должно быть пронизано любое жизненное событие. [29]

В отечественной психологии начало рассмотрения проблем саморегуляции было положено Л.С. Выготским, который связывал специфически человеческий способ регуляции с созданием и употреблением знаковых психологических орудий и видел его в явлении овладения собственным поведением. Знаки понимались им как искусственные стимулы-средства, сознательно вводимые в психологическую ситуацию и выполняющие функцию автостимуляции. [29]

С.Л. Рубинштейн связывал высший уровень саморегуляции с появлением мировоззренческих чувств, которые понимались им как осознанные ценностные отношения человека к миру, другим людям, себе самому. [29]

Концепция А.Н.Леонтьева положила начало исследованию "связной системы личностных смыслов", межмотивационных отношений, которые характеризуют собою строение личности. Самым сильным регулятором жизненных процессов А.Н.Леонтьев считал "личностный смысл". Саморегуляция в контексте рассмотрения "личностных смыслов" понимается как особая деятельность, "внутренняя работа" или "внутреннее движение душевных сил", направленное на связывание систем личностных смыслов. [29]

Дальнейшую конкретизацию идеи Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н.Леонтьева получили в концепции смысловых образований личности "Смысловые образования определяются как целостная динамическая система, отражающая взаимоотношения внутри пучка мотивов, реализующих то или иное отношение к миру, они порождаются и изменяются в деятельности, и выполняют в ней регулирующую роль". Регулирующая роль смысловых образований выявляется при осознании и принятии их в качестве ценностей.

Психологическая наука в настоящее время располагает значительными сведениями о сущности, природе и роли сознательной активности субъекта в интеллектуальной деятельности (Л. С. Выготский, Б. Г. Ананьев, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев и др.), о сложности структуры саморегуляции, и итеративности ее механизмов (О. А. Конопкин, Б. Ф. Ломов и др.), о специфике формирования ее отдельных компонентов у детей (Л. И. Божович, Л. А. Венгер, Д. Б. Эльконин и др.) Cаморегуляция умственной деятельности изучается в работах Я. А. Пономарева, механизмы саморегуляции, ее структура раскрываются в работах О. А. Конопкина, К. А. Абульхановой -Славской, изучением стилей саморегуляции занимается В. И. Моросанова. Анализ регуляции деятельности наиболее подробно представлен в исследованиях О. А. Конопкина . [29]

И.И. Чеснокова рассматривает проблему саморегуляции в контексте самосознания человека. Саморегуляция, по ее мнению, проявляется в непосредственном осуществлении коррекции действий и готовности изменять собственное поведение.

Внутренним механизмом саморегуляции И. И. Чеснокова считает механизм самоконтроля, состоящий в оценивании поведения, которое соотносится с предполагаемым или непосредственны оцениванием его окружающими людьми. [29]

Регулирующие процессы у каждого конкретного человека имеют свою специфику, свои регуляторные особенности, которые в свою очередь зависят от психических особенностей человека.

Сама деятельность рассматривается как комплекс регуляторных актов, направленных на достижение определенной цели, она включает в себя два этапа: этап создания направляющей модели деятельности (образа), предвосхищающей и программирующей будущие результаты и этап реализацииосуществления этой модели с помощью сложного аппарата корригирования (на основе обратной связи). Любая деятельность оказывается возможной благодаря непрерывному саморегулированию.

Саморегуляция произвольной активности человека - это системно организованный психический процесс по инициации, поддержанию и управлению всеми видами и формами внешней и внутренней активности, которые направлены на достижение поставленных целей (В.И. Моросанова, в работах 1998 года).

Саморегуляция связана с реализацией различных видов внешней деятельности, внутренней психической активности, как бы "сопровождая" процесс его осуществления, а также начинаясь во времени раньше, чем сама деятельность (активность), например, процессы моделирования и планирования предвосхищают деятельность.

Саморегуляция и активность являются универсальными внутренними условиями осуществления деятельности.

Краткий обзор современных представлений о видах и уровнях саморегуляции показывает, что понятие саморегуляции следует рассматривать как интегративный процесс. Процессы саморегуляции проявляются в целостной жизнедеятельности человека на разных уровнях ее функционирования, включая эмоциональные, смысловые, когнитивные, рефлексивные, мотивационные и поведенческие процессы. Саморегуляцию следует рассматривать как целостную динамическую систему функционирования разных уровней и аспектов саморегуляции, как системный процесс, обеспечивающий адекватную условиям изменчивость и пластичность на любом ее уровне . (Соколова Е.Т., Николаева В.В., 1995). Изменения на одном из уровней будет влиять на ее другие уровни и на систему в целом. [29]

Делись добром ;)