Связь чувства эмпатии и социализации личности школьника
2.3. Анализ результатов деятельности педагогов по развитию эмпатии
Итак, мы рассмотрели объект нашего исследования, класс школы Екатеринбурга, состоящий из 27 человек и непосредственные методы развития эмпатии у них. Для того чтобы судить об эффективности этих методов и взаимосвязи чувства эмпатии и социализации школьников в ходе исследования проводятся два теста: диагностика уровня поликоммуникативной эмпатии по методу И.М Юсупова, адаптированном для детей и диагностика социально-психологической адаптации, разработанная К. Роджерсом и Р. Даймондом.
Для проведения первого теста, всем учащимся пятого класса раздаются анкеты с вопросами (приложение 1), напротив которых они должны отвечать « не знаю», «никогда или нет», «иногда», «часто», «почти всегда», «всегда или да».
При обработке результатов каждому ответу присваивается свое числовое соответствие - 0, 1, 2, 3, 4, 5. Пример можно увидеть в подробной анкете Абрамовой Яны (приложение 2). Остальные анкеты не приводятся, так как займут слишком много места.
Перед обработкой теста проводится проверка его достоверности. Не должны встречаться только ответы « не знаю» на вопросы, 2, 4, 16, 18, 33, или всегда или да»: 2, 7, 11, 13, 16, 18, 23. После проверяются пару утверждений в вопросах 7 и 17, 10 и 18, 17 и 31, 22 и 35, 34 и 36 на предмет повторений «всегда» или «да». Пары вопросов 3 и 36, 1 и 3, 17 и 28 на предмет повторений «никогда» или «нет». Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М., Изд-во Института Психотерапии. 2002. - 668 с.
Общий балл суммируется. Если он равняется 82-90, то уровень эмпатии в целом можно считать очень высоким, 63-81 высоким, 37-62 средним, 12-36 низким, 5-11 очень низким.
После этого определяется уровень эмпатии к отдельным категориям личностей и живым существам (таблица 1).
"right">Таблица 1Уровень эмпатии по отношению к каждой составляющей
Шкалы |
Номер утверждения |
||
Номер |
Проявлении эмпатии к: |
||
I |
Родителям |
10, 13, 16 |
|
II |
Животным |
19, 22, 26 |
|
III |
Пожилым людям |
2, 5, 8 |
|
IV |
Детям |
25, 29, 32 |
|
V |
Героям художественных произведений |
9, 12, 15 |
|
VI |
Незнакомым или малознакомым людям |
21, 24, 27 |
Уровень эмпатии по шкалам, равный 15 - очень высокий, 13-14 высокий,
5-12 средний, 2-4 низкий, 0-1 очень низкий. Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. И.Б.Дерманова. - СПб. Речь, 2002. - 174 с.
В приложении 3 мы наглядно видим, что у большинства учащихся уровень эмпатии высокий и очень высокий (что можно выразить диаграммой на рисунке 1), лишь у Егорова и Новиковой он средний. В целом эти критерии свидетельствует об эффективности разработанной системы развития эмпатии, тренингов и уроков в школе. Но не хватает индивидуального подхода для детей с акцентуациями характера.
Тест К. Роджерса и Р. Даймонда представляет собой изучение показателей социализации личности учеников, в частности социальной адаптивности, самовосприятия и принятия других людей, эмоционального комфорта в обществе и других качеств.
"right">Рисунок 1Диаграмма уровня развития эмпатии учащихся
Ученикам также раздаются анкеты (приложение 4), на вопрос котрого они должны отвечать «это ко мне совершенно не относится», «мне это не свойственно в большинстве случаев», «сомневаюсь, что это можно отнести ко мне», «не решаюсь отнести это к себе», «это похоже на меня, но нет уверенности», «это на меня похоже», «это точно про меня».
Номера высказываний отвечают определенным группам качеств - таблица. Для «лживости +» они противоположны.
Руководствуясь данными приложения 5 подсчитываются баллы показателей каждого участника (приложение 6).
А после рассчитываются интегральные показатели по формулам:
Адаптация:
Например, для Абрамовой адаптация равняется, так как согласно ее анкете, не приведенной в следствии объемности, ее адаптивность равно 101 баллу, а дезадаптивность 61 (таблица 2):
Самопринятие определяется как:
Самопринятие Абрамовой:
Принятие других исчисляется следующим образом:
Значит, принятие других Абрамовой:
Уровень эмоционального комфорта помогает определить формула:
"right">Таблица 2Показатели теста К.Роджерса и Р. Даймонда Абрамовой Яны
Номер |
Показатели |
Баллы |
||
1 |
А |
Адаптивность |
101 |
|
В |
Дезадаптивность |
61 |
||
2 |
А |
Лживость - |
22 |
|
В |
Лживость + |
12 |
||
3 |
А |
Принятие себя |
29 |
|
В |
Непринятие себя |
7 |
||
4 |
А |
Принятие других |
17 |
|
В |
Непринятие других |
13 |
||
5 |
А |
Эмоциональный комфорт |
17 |
|
В |
Эмоциональный дискомфорт |
19 |
||
6 |
А |
Внутренний контроль |
51 |
|
В |
Внешний контроль |
14 |
||
7 |
А |
Доминирование |
1 |
|
В |
Ведомость |
18 |
||
8 |
Эскапизм |
15 |
У Абрамовой уровень эмоционального комфорта составляет:
Интернальность (контролируемость) можно рассчитать:
У Яны Абрамовой интернальность:
И, наконец, рассчитывается степень стремления к доминированию:
Опять же для Абрамовой этот показатель расчитаем наглядно:
Каждое качество принимается за единицу, и исходя из этого высчитывается его развитие в процентах. Салыкова С.В. Теоретические основы педагогического исследования. - Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 2006. - 86 с.
Рассмотрев результаты обоих тестов, можно прийти к выводу, что показатели социализации учащихся среднего звена, тем выше, чем выше их уровень развития, чувства эмпатии, что и подтверждает первоначальную гипотезу (принятие других, как главный социальный показатель преимущественно на уровне 60-100 % - рисунок 2).
Особенно тесно связаны адаптация и восприятие других, они напрямую зависят от уровня развития эмпатии и варьируются незначительно в зависимости от темперамента и особенностей психики ребенка.
У детей-интровертов и уровень эмпатии выше и соттвественно сопереживание к людям больше, выше процент принятия других. В тоже время может быть занижено самовосприятие. Слишком высокий уровень эмпатии способен играть обратную роль, мешая социализации ученика. Юнг Г.К. Психологические типы. - Спб.: Ювента, 1995. - 235 с.
Эмоциональный комфорт от этого также может ухудшиться. Наиболее низкие показатели, например, у Егорова О. и Новиковой Л. и Федорова Д., так как их отличает акцентуация характера и выраженность негативных черт темперамента. В отличие от них у детей с наивысшими показателями эмпатии и социальных навыков, Абрамовой Я., Леонидовой М. и Сергеевой К. эмпатия выступает, как проявление лучших свойств характера, без акцентуаций и склонности к девиантонму поведению.
"right">Рисунок 2Соотношения показателей принятия других людей у чащихся пятого класса
Федоров Д. занимает особое место. Ему необходимо не только обычные тренинги, но и психокорекционаая работа, направленная на исправление отклонений поведения, и определения причин их вызывающих.
Для удачной психокоррекционной работы необходимо собрать максимум информации об учащемся, проводить регулярные индивидуальные занятия с ним, работать с социальным окружением подростка: с родителями, учителями, работниками полиции и друзьями. Для них проводить индивидуальные консультации и тематические семинары.