Ситуационное обучение водителей

дипломная работа

1.2 Классификация ДТП, их механизмы и главные причины

Безопасная дорожно-транспортная ситуация -- это такое положение и скорость транспортных средств на дороге, при которых не возникает угрозы ни одному из участников движения.

Опасная дорожно-транспортная ситуация - это такое положение и скорость транспортных средств на дороге, при которых в результате неправильных действий одного из участников движения возникла реальная угроза дорожно-транспортного происшествия, но при этом существует возможность его предотвращения.

Аварийная ситуация -- это опасная ситуация, при которой избежать происшествия невозможно.

Сопутствующие факторы - обстоятельства, влияющие до развития дорожно-транспортной ситуации, которые либо облегчают, либо отягощают последствия дорожно-транспортного происшествия.

ДТП -- событие, возникшее в процессе движения по дороге с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены ТС, сооружения, грузы, либо причинен иной материальный ущерб.

Классификация дорожно-транспортных происшествий:

1. Столкновение -- дорожно-транспортное происшествие, при котором движущиеся транспортные средства столкнулись между собой или с движущимся подвижным составом железных дорог. К этому виду также относятся столкновения движущегося транспортного средства с внезапно остановившимся транспортным средством и столкновения подвижного состава железных дорог с остановившимся (оставленным) на путях транспортным средством. Столкновения бывают одного или нескольких транспортных средств, столкновения с поездом, с неожиданно остановившимся транспортным средством.

2. Опрокидывание - дорожно-транспортное происшествие, при котором движущееся транспортное средство опрокинулось. Под опрокидыванием понимают потерю устойчивости транспортного средства, исключая случаи, вызванные столкновением или наездом на неподвижное препятствие. К этому виду относятся опрокидывания, которым предшествовали другие виды дорожно-транспортных происшествий.

3. Наезд на стоящее транспортное средство -- дорожно-транспортное происшествие, при котором движущееся транспортное средство наехало на стоящее транспортное средство, а также прицеп или полуприцеп.

4. Наезд на препятствие - дорожно-транспортное происшествие, при котором транспортное средство наехало на неподвижный предмет или ударилось об него.

5. Наезд на пешехода - дорожно-транспортное происшествие, при котором транспортное средство наехало на человека или он сам натолкнулся на движущееся транспортное средство. К этому виду относятся также дорожно-транспортное происшествие, при котором пешеходы пострадали в результате их травмирования перевозимым на транспортном средстве грузом.

6. Наезд на велосипедиста - дорожно-транспортное происшествие, при котором транспортное средство наехало на велосипедиста или он сам натолкнулся на движущееся транспортное средство.

7. Наезд на гужевой транспорт -- дорожно-транспортное происшествие, при котором транспортное средство наехало на упряжных животных, а также повозки, транспортируемые этими животными, либо упряжные животные или повозки, транспортируемые этими животными, ударились о движущееся транспортное средство.

8. Наезд на животных - дорожно-транспортное происшествие, при котором транспортное средство наехало на диких или домашних животных (включая вьючных и верховых), птиц, либо сами эти животные или птицы ударились о движущееся транспортное средство, в результате чего пострадали люди или причинен материальный ущерб.

9. Прочие дорожно-транспортные происшествия - дорожно-транспортные происшествия, не относящиеся к перечисленным выше видам. К другим видам ДТП относят: сход трамваев с рельс, что не привело к столкновению или опрокидыванию: падение груза из транспортного средства или предмета, отброшенного колесом, наезд на лиц. которые не являются участниками дорожного движения, наезд на неожиданное препятствие (на груз, который упал, на колесо и т.д.). падение пассажиров из транспортного средства во время движения или в его салоне вследствие резкого изменении скорости или торможения.

Только ясное представление механизма дорожно-транспортного происшествия, выявление его причин и всех сопутствующих факторов позволят сделать правильное заключение о виновности участников происшествия, наметить рациональные пути предупреждения дорожно-транспортного происшествия, воздействуя в первую очередь на их причины и во вторую - на сопутствующие факторы.

Главный автоинспектор страны Виктор Кирьянов о причинах ДТП говорит так: "...Большинство трагедий - это результат нашего же безрассудного поведения на дороге, нашего легкомысленного отношения к безопасности и к закону, нашей агрессии и неуважения к другим участникам дорожного движения".

Основными причинами, которые влияют на уровень аварийности в стране, являются:

· невыполнение водителями ТС Правил дорожного движения (ежегодно совершаются три четверти всех ДТП);

· нарушение Правил пешеходами, треть ДТП происходит по их вине;

· низкая дисциплина водителей и пешеходов;

· нежелание выполнять требования Правил;

· незнание Правил.

Почти две трети всех ДТП из-за нарушений Правил совершается водителями легковых автомобилей, около 15 % водители мототранспорта, около 10 % грузовых автомобилей, более 2,5 % водителями автобусов. К основным причинам ДТП также относятся:

· недостаточная квалификация водителей, их невнимательность, самонадеянность или внезапное ухудшение здоровья;

· неудовлетворительное техническое состояние транспортных средств (в особенности механизмов и узлов, от которых зависит безопасность);

· плохие дорожные условия;

· неудовлетворительная организация движения;

· неправильное размещение груза в автомобиле, плохое его закрепление.

По материалам мировой статистики, распределение причин ДТП примерно следующее:

· неправильные действия человека 60-70 %,

· неудовлетворительное состояние дороги и несоответствие дорожных условий характеру движения 20-30 %,

· технические неисправности автомобиля 10 -15%.

Анализируя конкретные происшествия, можно видеть, что чаще всего они вызваны несколькими причинами. Установлено, что на каждые 100 ДТП приходится около 250 причин и сопутствующих факторов.

По вине водителей происходят дорожно-транспортные происшествия по следующим причинам: превышение скорости движения, неправильный выбор дистанции и интервала, нарушение правил проезда остановки общественного транспорта, нарушение правил проезда перекрестков, нарушение правил обгона, выезд на полосу встречного движения, неправильное маневрирование, резкое торможение на скользкой дороге, ослепление водителя светом фар встречного автомобиля, эксплуатация технически неисправного автомобиля, несвоевременное употребление мероприятий по невнимательности, неопытность или снижение трудоспособности под влиянием утомления или опьянения, нарушение правил размещения, крепления и перевозки грузов.

Основные причины ДТП по вине пешеходов: переход в неустановленном месте, неожиданный выход на проезжую часть из-за препятствий, игнорирование сигналов регулирования, игры на проезжей части, нарушение велосипедистами и водителями мопедов правил маневрирования.

К неблагоприятным дорожным условиям, которые вызывают ДТП. относятся: скользкое и неровное покрытие, неудовлетворительное состояние обочины, отсутствие тротуаров, пешеходных дорожек, недостаточная освещенность проезжей части, отсутствие изгородей и сигнализации в местах выполнения работ, отсутствие дорожных знаков или неправильное их расположение пли применение, неисправность светофора, недостаточная видимость и ограниченная обзорность.

На сайте http://azbooka.pp.ru приведены следующие данные:

· Зависимость количества тяжелейших ДТП от возраста - около 40 % тяжелейших ДТП приносят водители в возрасте 18-22 лет.

· Зависимость количества ДТП от водительского стажа - наибольшее количество ДТП приносят неопытные водители со стажем до пяти лет (около 40%).

· Наибольшим количеством ДТП отличается время с 17.00 до 21.00.

· Наиболее часто ДТП происходят в пятницу и субботу (примерно 35%).

· Наибольшее количество происшествий происходит в период с июня по сентябрь, с пиком количества ДТП в августе месяце.

Как и в любом большом деле, в сфере безопасности дорожного движения действует совокупность психологических факторов. Те, что относятся непосредственно к системе безопасности дорожного движения, во многом обусловлены общей психологической атмосферой, состоянием общественного и правового порядка, общественной дисциплины, правосознания и правовой культуры населения. Причины просматриваются в самой системе использования транспорта и движения на дорогах.

Наиболее общий фактор -- отношение общества, его структур и граждан к вопросам нормального функционирования сферы дорожного движения и обеспечения его безопасности. Меры по совершенствованию управления этой сферой отстают от темпов роста числа автотранспортных средств и их пользователей. Это стало одной из основных причин снижения дисциплины на дорогах, роста аварийности и гибели людей.

Вывод: Большое количество ДТП является следствием профессиональных ошибок водителей в оценке обстановки и прогнозе ее развития, а не нарушения Правил (кроме случаев преднамеренных нарушений). Правила устанавливают, что должен или не должен делать водитель на дороге, однако для надежной работы водителя этого мало. В любой опасной обстановке водитель должен находить ответ на вопрос, как нужно действовать, чтобы не нарушить требования Правил и исключить возникновение ДТП.

Делись добром ;)