Ситуационное обучение водителей

дипломная работа

1.3.2 Психология поведения участников дорожного движения

Газеты, и телевидение переполнены сведениями об авариях на дорогах, правонарушениях, гибели людей. Это не может не сказаться на поведении людей. Обилие пугающей информации действует на психику человека, и на смену страха - нормальную реакцию на существующие угрозы приходит безразличие. Поэтому и человек, подавленный страхом и человек, безразличный к опасностям не может действовать в таких ситуациях эффективно. В таких случаях необходимо не только иметь представление о вариантах поведения в экстремальных ситуациях, но и знать описание этих ситуаций, чтобы принять наиболее верное решение проблем выживания.

Выяснить ситуацию - вот что нужно сделать в первую очередь. Главное, нужно сохранять спокойствие, выдержку и самообладание в опасной ситуации, и стараться самостоятельно сделать все, чтобы помочь себе, либо дождаться профессиональной помощи.

Имеют значение и многие психофизиологические качества водителей, которые чаще всего играют роль в предотвращении аварии, -- внимательность, быстрая реакция, подвижность, уравновешенность, эмоциональность, устойчивость к риску и другое.

Немецкие психологи приводят следующую статистику психологических причин обстоятельств ДТП.

1.Основные психологические факторы и условия 179 ДТП (в пределах населенного пункта), в процентах:

- недооценка опасности -21.8; - неверная оценка ситуации - 17.7; - отвлечение внимания - 16.5; - боязливость в маневрах - 14.9; - ошибочное предвидение развития ситуации - 14.5; - обусловленная возрастом непригодность к управлению автомобилем - 10.1; - непредсказуемость поведения - 4.4.

2. Побочные психологические факторы 179 ДТП (в пределах населенного пункта), в процентах:

- спешка - 23.1; - настроение - 22.1; - небольшая практика вождения - 11.5; - неадекватные действия - 9.6; - недостаточное знание ПДД - 8.7; - плохое владение навыками управления транспортным средством - 8.7; - незнакомая местность - 7.7; - бездействие - 6.7; - переутомление - 1.9.

Главная психологическая особенность опытного водителя -- умение ориентироваться в дорожной обстановке, оценивать степень ее опасности, предвидеть возможные осложнения и маневры других водителей и принимать на этой основе превентивные меры, снижающие возможность увеличения риска и неожиданностей. Водитель за рулем не имеет права ослаблять внимание и должен быть всегда в готовности к быстрому реагированию на угрозу, не отвлекаться даже на долю секунды от наблюдения за дорогой, понимать, что именно эта доля отделяет его от аварии, а порой и от ухода из жизни.

В условиях интенсивной автомобилизации, увеличения количества транспорта, в том числе иномарок, все более активизируется проблема конкурирующего поведения водителей, конфликтов между участниками дорожного движения, неверного толкования намерений и поведения водителей и пешеходов, искаженного восприятия конкретных дорожных ситуаций.

Опыт и количество пройденных километров находятся в прямой зависимости. Психологи выделили несколько этапов поведения, через которые проходит водитель, прежде чем достигнет высокого уровня безопасной езды.

1 этап: преодоление постоянного чувства опасности.

Этот этап длится первые дни, иногда недели и требует большого психического напряжения. У новичка преобладает новизна стоящих перед ним задач, для решения которых нет ни знаний, ни опыта. Поэтому он старается избегать критических и конфликтных ситуаций.

2 этап: недооценка опасности.

В результате уклонений от критических обстоятельств на первом этапе, водителю не приходилось сталкиваться с грубыми формами поведения на дороге или попадать в ДТП. Это обстоятельство может ложно приниматься за собственное водительское "мастерство", выражающееся в рискованной манере управления автомобилем. Этап длится в течение 3,5 - 4 тыс. км пробега.

3 этап: коррекция повышенного чувства безопасности.

Накопленный практический опыт вождения постепенно снижает чувство безопасности. Однако это чувство все еще остается обманчивым.

4 этап: объективная оценка опасности.

Приобретенные навыки и опыт вождения помогают не забывать об опасностях на дороге.

5 этап: снижение чувства безопасности.

Соответствует первым 3 - 4 годам вождения или 100 тыс.км пробега. Этот феномен психологи объясняют так. Высокий уровень профессионального умения водителей может привести к притуплению бдительности и потере осторожности. Статистика показывает, что самые тяжелые ДТП чаще происходят с опытными водителями. Это лишний раз свидетельствует о том, что на безопасность движения влияет не столько опыт вождения, сколько психологические особенности человека. Не исключено, что первоначальный восторг от самостоятельного управления автомобилем проходит, у вас вдруг исчезает желание ездить, портится настроение, вы клянетесь, что никогда больше не сядете за руль. Психологи называют это "пресыщением", и после появления такого ощущения нужно отдохнуть. Иногда начинающий водитель не пропускает вперед другую машину только потому, что боится сделать лишнее движение.

Высокую надежность вождения автоводителя формирует ряд элементов. Прежде каждый человек, желающий стать водителем, должна иметь соответствующую психофизиологическую пригодность. Автомобиль представляет собой источник повышенной опасности и управление им вызывает значительную нервно-психологическое напряжение, порождает такие негативные эмоции, как тревога, неуверенность и другие. Все это ведет к быстрому утомлению, ухудшает процессы мышления и восприятия дорожной обстановки и может существенно продлить время реакции водителя. К тому же, неопределенность условий дорожного движения и поиск недостающей информации требуют от водителя быть готовым действовать в любых дорожно-транспортных ситуаций, в том числе экстремальных, также вызывает существенное напряжение и быстрое утомление. Поэтому будущим водителям предъявляют определенные медицинские требования (обязательное прохождение медицинской комиссии водителей).

Второй большой группой факторов, влияющих на надежность вождения водителя, является профессионализм и мастерство, которых можно достичь теоретическим и практическим обучением на курсах водителей, а также накоплением опытом после окончания автошколы.

Вывод: Знание психологии человека помогает проанализировать причины многих дорожно-транспортных происшествий. Для безопасной дорожной ситуации имеют значение психофизиологические качества водителей, которые чаще всего играют роль в предотвращении аварии, -- внимательность, быстрая реакция, подвижность, уравновешенность, эмоциональность, устойчивость к риску и другое.

Делись добром ;)