1.3 Выводы по первой части
С психологической стороны обман характеризуется сознательным созданием ложного представления о тех или иных обстоятельствах действительности в сознании другого субъекта.
В процессе социализации человек учится скрывать свои эмоции, контролировать их, подчинять их внутренним общественным правилам культуры эмоций. Невозможно себе представить, чтобы безусловная искренность стала нормой в человеческом обществе. В соответствии с требованиями, которые предъявляет общество к каждому из нас, учитывая наш возраст, пол, профессиональную принадлежность, человек вынужден носить своего рода общественную маску.
Часть 2. Экспериментальное изучение лжи у подростков
2.1 Организация экспериментального исследования
С целью проверки выдвинутых нами теоретических предположений, а также для решения поставленных в ходе планирования практических задач было проведено экспериментальное исследование, классифицировать которое можно как корреляционное.
В соответствии с видом корреляционного исследования план эксперимента будет выглядеть следующим образом: А О1 В О2, где А, В - разные условия.
Эмпирическая гипотеза исследования будет звучать следующим образом: уровень лжи у подростков, полученный с помощью методики «Честность» соответствует уровню лжи у подростков, полученному с помощью методики «Исследование психологической структуры темперамента».
Испытуемые: в исследовании приняли участие 27 человек. Из них 12 девочек и 15 мальчиков. Все они являются учащимися МОБУ лицея №7 г. Таганрога. Возрастной состав испытуемых 12-14 лет.
2.1.1 Характеристики методик и экспериментальной выборки
В процессе проведения исследования были использованы следующие методики:
1. Методика «Честность». Цель данного опросника - выявить уровень честности, открытости испытуемого. Предназначена для профессиональной психологической диагностики. Опросник "Честность" хорошо сочетается с теми опросниками, в которых не заложена шкала лжи: при низких показателях по шкале честности результаты диагностики по другим методикам, входящим в батарею методик, можно признавать недостоверными.
Методика "Честность" может применяться и как самостоятельная методика, предназначенная для выявления уровня честности, открытости испытуемого.
Опросник представляет собой текст инструкции и 34 утверждения. Испытуемый должен согласиться или опровергнуть эти утверждения. Ключ и методика обработки результатов приведены в Приложении А.
2. Методика «Исследование психологической структуры темперамента». Опросник Б.Н. Смирнова позволяет выявить рад полярных свойств темперамента: экстраверсию - интроверсию, эмоциональную возбудимость - эмоциональную уравновешенность, темп реакций (быстрый - медленный), активность (высокую - низкую). Он также имеет шкалу искренности испытуемого при ответах на вопросы, позволяющую оценить надежность полученных результатов (см. Приложение Б).
Из этой методики для нашего эксперимента необходима была только шкала искренности. Остальные шкалы нами не рассматривались.
2.1.2 Этапы эксперимента
Проведение группового тестирования в два этапа:
а) на первом этапе исследование проводилось с помощью методики «Честность» для выявления уровня лжи. Это исследование проводилось 14 октября 2011 года.
б) на втором этапе исследование проводилось с помощью методики «Исследование психологической структуры темперамента» для выявления уровня лжи. Это исследование проводилось 11 ноября 2011 года.
Оба тестирования проводились на одной и той же группе испытуемых.
2.2 Результаты исследования и их обсуждение
Ниже приведены результаты методики «Честность» (Таблица 1) и методики «Исследование психологической структуры темперамента» (Таблица 2). Номера испытуемых в Таблице 1 соответствуют номерам испытуемых в Таблице 2.
Таблица 1. ? Результаты методики «Честность»
Номер испытуемого |
Балл по методике |
|
1 |
15 |
|
2 |
16 |
|
3 |
19 |
|
4 |
16 |
|
5 |
21 |
|
6 |
16 |
|
7 |
19 |
|
8 |
24 |
|
9 |
29 |
|
10 |
20 |
|
11 |
15 |
|
12 |
15 |
|
13 |
15 |
|
14 |
27 |
|
15 |
16 |
|
16 |
28 |
|
17 |
17 |
|
18 |
23 |
|
19 |
19 |
|
20 |
15 |
|
21 |
14 |
|
22 |
22 |
|
23 |
18 |
|
24 |
29 |
|
25 |
23 |
|
26 |
27 |
|
27 |
18 |
Рисунок 1. ? Сводная диаграмма результатов исследования по методике «Частность»
Таблица 2. ? Результаты методики «Исследование психологической структуры темперамента» по шкале лжи
Номер испытуемого |
Балл по методике |
|
1 |
8 |
|
2 |
8 |
|
3 |
12 |
|
4 |
12 |
|
5 |
15 |
|
6 |
10 |
|
7 |
13 |
|
8 |
15 |
|
9 |
16 |
|
10 |
13 |
|
11 |
9 |
|
12 |
10 |
|
13 |
8 |
|
14 |
9 |
|
15 |
10 |
|
16 |
11 |
|
17 |
8 |
|
18 |
12 |
|
19 |
8 |
|
20 |
8 |
|
21 |
10 |
|
22 |
11 |
|
23 |
10 |
|
24 |
14 |
|
25 |
12 |
|
26 |
12 |
|
27 |
9 |
Рисунок 2. ? Сводная диаграмма результатов исследования по методике «Исследование психологической структуры темперамента» по шкале лжи
Статистические гипотезы
Гипотеза H1: уровень корреляции между результатами методик будет на статистически значимом уровне.
Гипотеза H0: уровень корреляции между результатами методик не будет на статистически значимом уровне.
В Таблице 3 (Ранговая корреляция Спирмена) приведены результаты вычислений.
1) Ранжирование значений, полученных из Таблиц 1 и 2. Их ранги занесены в колонки «Ранг 1» и «Ранг 2»;
2) Произведен подсчет разности между рангами 1 и 2 (колонка d);
3) Возведение каждой разности d в квадрат (колонка d2);
4) Подсчитана сумма квадратов;
5) Произведен расчет коэффициента ранговой корреляции rs по формуле:
6) Определены критические значения.
Таблица 3. ? Ранговая корреляция Спирмена
№ |
Баллы таблицы 1 |
Ранг 1 |
Баллы таблицы 2 |
Ранг 2 |
d (ранг 1 - ранг 2) |
d2 |
|
1 |
15 |
4 |
8 |
3.5 |
0.5 |
0.25 |
|
2 |
16 |
8.5 |
8 |
3.5 |
5 |
25 |
|
3 |
19 |
15 |
12 |
19 |
-4 |
16 |
|
4 |
16 |
8.5 |
12 |
19 |
-10.5 |
110.25 |
|
5 |
21 |
18 |
15 |
25.5 |
-7.5 |
56.25 |
|
6 |
16 |
8.5 |
10 |
12 |
-3.5 |
12.25 |
|
7 |
19 |
15 |
13 |
22.5 |
-7.5 |
56.25 |
|
8 |
24 |
22 |
15 |
25.5 |
-3.5 |
12.25 |
|
9 |
29 |
26.5 |
16 |
27 |
-0.5 |
0.25 |
|
10 |
20 |
17 |
13 |
22.5 |
-5.5 |
30.25 |
|
11 |
15 |
4 |
9 |
8 |
-4 |
16 |
|
12 |
15 |
4 |
10 |
12 |
-8 |
64 |
|
13 |
15 |
4 |
8 |
3.5 |
0.5 |
0.25 |
|
14 |
27 |
23.5 |
9 |
8 |
15.5 |
240.25 |
|
15 |
16 |
8.5 |
10 |
12 |
-3.5 |
12.25 |
|
16 |
28 |
25 |
11 |
15.5 |
9.5 |
90.25 |
|
17 |
17 |
11 |
8 |
3.5 |
7.5 |
56.25 |
|
18 |
23 |
20.5 |
12 |
19 |
1.5 |
2.25 |
|
19 |
19 |
15 |
8 |
3.5 |
11.5 |
132.25 |
|
20 |
15 |
4 |
8 |
3.5 |
0.5 |
0.25 |
|
21 |
14 |
1 |
10 |
12 |
-11 |
121 |
|
22 |
22 |
19 |
11 |
15.5 |
3.5 |
12.25 |
|
23 |
18 |
12.5 |
10 |
12 |
0.5 |
0.25 |
|
24 |
29 |
26.5 |
14 |
24 |
2.5 |
6.25 |
|
25 |
23 |
20.5 |
12 |
19 |
1.5 |
2.25 |
|
26 |
27 |
23.5 |
12 |
19 |
4.5 |
20.25 |
|
27 |
18 |
12.5 |
9 |
8 |
4.5 |
20.25 |
|
Сумм |
378 |
378 |
0 |
1115.5 |
Результат ранговой корреляции Спирмена: rs = 0.659.
Это значение показывает, что гипотеза H0 отвергается и принимается гипотеза H1 с вероятностью опровержения P<0,01. Уровень корреляции между результатами методик находится на статистически значимом уровне.
Анализ результатов
Для статистической обработки данных использовался ранговый коэффициент корреляции Спирмена. Метод ранговой корреляции Спирмена позволяет определить тесноту (силу) и направление корреляционной связи между двумя признаками или двумя профилями (иерархиями) признаков.
Для основной гипотезы были выдвинуты две статистические о том, что уровень корреляции между результатами методик будет на статистически значимом уровне и наоборот не будет на статистически значимом уровне. В нашем исследовании, с малой вероятностью опровержения (P<0,01), была подтверждена альтернативная гипотеза H1. Что дало нам право подтвердить основную гипотезу, о том, что различий в показателях при использовании стандартизированных методик при изучении уровня лжи у подростков не будет. Так же на диаграммах мы можем видеть, очень похожие результаты по обеим методикам, что является подтверждением статистической и основной гипотез.
2.3 Выводы по второй части
ложь обман родительский подросток
В ходе проведенных экспериментов различий в результатах уровней лжи по этим двум методикам не обнаружено. Можно сделать вывод, что эти методики можно применять в равной степени для определения склонности ко лжи у подростков. Не смотря на то, что в методике «Исследование психологической структуры темперамента» мы использовали только шкалу искренности (на неё отводилось всего 10 вопросов из 48), она показала достоверные результаты, как и в методике «Честность». Хотя методика «Честность» целиком направлена на определение уровня лжи.
Изучение лжи у подростков является целесообразным по той причине, что их мораль находится только в формирующемся состоянии. В связи с этим они находятся в зоне риска и легко поддаются на провокации ко лжи.
Заключение
В результате проведенной работы, мы пришли к выводу, что обман характеризуется сознательным созданием ложного представления о тех или иных обстоятельствах в сознании субъекта.
В процессе социализации человек учится скрывать свои эмоции, контролировать их, подчинять их внутренним общественным правилам культуры эмоций. Во взаимоотношениях взрослых с подростком следует уменьшить количество всяких запретов, следить за тем, чтобы они были контролируемы, постоянны, и адекватны, а также соотнесены с реалиями. Надо понимать, что любой запрет заставляет ребенка искать вариант обойти его, особенно, если он не проверяется или предъявлен в резкой категорической форме.
Для исследования склонности ко лжи у подростков разработано очень мало методик, что приводит к необходимости быть уверенными в их качестве и достоверности получаемых результатов.
В ходе проведенной работы были сделаны выводы о том, что обеими методиками: «Честность» и «Исследование психологической структуры темперамента» можно пользоваться с одинаковой уверенностью. Они обе показывают достоверные и согласованные результаты.
Список используемой литературы
1. Байярд Р. Ваш беспокойный подросток. / Р. Байярд, Д. Байярд. / Пер. с англ. - М.: Просвещение, 1991. - 125 с.
2. Ильин Г.Л. Некоторые вопросы психологии общения. / Г.Л. Ильин. // Вопросы психологии. - 1986. - №5. - С. 113-124.
3. Ковалева А.И. Социализация личности: норма и отклонение. / А.И. Ковалева. - М., 1996. - 224 с.
4. Красных В.В. «Свой» среди «чужих»: миф или реальность? ? М., 2003. 234 с.
5. Литературная энциклопедия терминов и понятий. / Под ред. А.Н. Николюшена. ? М., 2001.
6. Панченко Н.Н. Средства объективации концепта «обман» (на материале русского и английского языков). ? Волгоград: АКД, 1999. ? 24 с.
7. Экман П. Психология лжи. / 4-е изд. ? СПб., 2011.
8. Психологические тесты. / сост. С. Касьянов. - М.: Эксмо, 2006. - 608 с. ? С. 358-360.
9. Страхов И.В. Психология педагогического общения. / И.В. Страхов. - Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1980. - 89 с.
Приложение А
Опросник "Честность"
Инструкция:
Внимательно прочитайте следующие утверждения. В зависимости от того, согласны Вы или нет с утверждением, напишите в бланке ответов "да" или "нет". Не стоит слишком долго размышлять над ответом. Как правило, первый пришедший в голову ответ и является верным.
Задания:
1. Бывает, что я смеюсь над неприличным анекдотом.
2. Если ко мне обращаются вежливо, то я тоже всегда отвечаю вежливо.
3. У меня бывают денежные затруднения.
4. Мне всегда приятно, когда человек, который мне не нравится, добивается заслуженного успеха.
5. Бывало, я откладывал то, что требовалось сделать немедленно.
6. В компании я веду себя не так, как дома.
7. Я полностью свободен от всяких предрассудков.
8. Я не всегда говорю правду.
9. Когда я с кем-нибудь играю, мне всегда хочется победить.
10. Иногда я сержусь.
11. В свое оправдание я иногда кое-что выдумывал.
12. Бывает, что я выхожу из себя.
13. Я всегда сразу и без пререканий делаю всё, что от меня требуется.
14. Иногда я раздражен чем-нибудь.
15. Бывает, что я смехом реагирую на неприличную шутку.
16. Бывало, я опаздывал к назначенному времени.
17. Я люблю иногда посплетничать.
18. Среди тех, кого я знаю, есть такие лица, которые мне очень не нравятся.
19. Не помню, чтобы меня особенно опечалили неудачи человека, которого я не могу терпеть.
20. Мне случалось опаздывать.
21. Мне свойственно иногда хвастаться.
22. Иногда нет никакого желания чем-либо заняться.
23. У меня бывают иногда мысли, о которых стыдно рассказывать другим.
24. Иногда я оказывался причиной плохого настроения кого-нибудь из окружающих.
25. Бывало, что я говорил неправду.
26. Все мои привычки положительны.
27. Если я что-то обещал, то всегда сдерживаю слово несмотря ни на что.
28. Иногда могу похвастаться.
29. Я проявляю интерес к запретным темам.
30. Я откладываю иногда на завтра то, что необходимо сделать сегодня.
31. У меня бывают мысли, которых следовало бы стыдиться.
32. Я иногда спорю о вещах, о которых слишком мало знаю.
33. Я люблю не всех своих знакомых.
34. Я могу про кого-нибудь сказать плохо.
Обработка результатов
Необходимо посчитать количество ответов "да" на вопросы:
1, 3, 5, 6, 8, 9, 10, 11, 12, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34
и количество ответов "нет" на вопросы:
2, 4, 7, 13, 26, 27.
0-5 баллов. Очень низкий показатель по шкале "Честность". Свидетельствует о ярко выраженной склонности ко лжи, приукрашиванию себя. Также может свидетельствовать о низких показателях социального интеллекта. Если данный опросник применялся в составе батареи методик, то результаты по личностным опросникам следует признать недостоверными.
6-13 баллов. Низкий показатель по шкале "Честность". Свидетельствует о значительной склонности ко лжи. Любит приукрашивать себя, своё поведение. Если опросник применялся в составе батареи методик, то результаты по личностным опросникам не обязательно следует признавать недостоверными. Однако следует отнестись к их результатам вполне критично.
14-29 баллов. Нормальный результат. Склонность ко лжи не выявлена. Может быть, изредка склонен приукрашивать себя, своё поведение, но в пределах нормы.
30-34 баллов. Высокий результат по шкале "Честность". Такой высокий результат может быть связан не только с высокой личностной честностью, но и следствием других причин: преднамеренного искажения ответов, очень неверной самооценки. Следует осторожно отнестись к данному результату.
Приложение Б
Методика «Исследование психологической структуры темперамента»
Инструкция:
«Вам предлагается ответить на 48 вопросов. Отвечайте на каждый вопрос "да" (+) или "нет" (-), ставя свой ответ рядом с номером вопроса. Отвечайте на все вопросы, ничего не пропуская. Чем искреннее будут ваши ответы, тем точнее изучите свой темперамент».
Текст опросника
1. Вы любите часто бывать в компании?
2. Вы избегаете иметь вещи, которые ненадежны, непрочны, хотя и красивы?
3. Часто ли у вас бывают подъемы и спады настроения?
4. Во время беседы вы очень быстро говорите?
5. Вам нравится работа, требующая полного напряжения сил и способностей?
6. Бывает ли, что вы передаете слухи?
7. Считаете ли вы себя человеком очень веселым и жизнерадостным?
8. Вы очень привыкаете к определенной одежде, ее цвету и покрою, так что неохотно меняете ее на что-нибудь другое?
9. Часто ли вы чувствуете, что нуждаетесь в людях, которые вас понимают, могут ободрить или утешить?
10. У вас очень быстрый почерк?
11. Ищете ли вы сами себе работу, занятие, хотя можно было бы и отдохнуть?
12. Бывает ли так, что вы не выполняете своих обещаний?
13. У вас много очень хороших друзей?
14. Трудно ли вам оторваться от дела, которым вы поглощены, и переключиться на другое?
15. Часто ли вас терзает чувство вины?
16. Обычно вы ходите очень быстро, независимо от того, спешите или нет?
17. В школе вы бьётесь над трудными задачами до тех пор, пока не решите их?
18. Бывает ли, что вы иногда соображаете хуже, чем обычно?
19. Вам легко найти общий язык с незнакомыми людьми?
20. Часто ли вы планируете, как будете себя вести при встрече, беседе и т.д.?
21. Вы вспыльчивы и легко ранимы намеками и шутками над вами?
22. Во время беседы обычно вы быстро жестикулируете?
23. Чаще всего вы просыпаетесь утром свежим и хорошо отдохнувшим?
24. Бывают ли у вас такие мысли, что вы не хотели бы, чтобы о них знали другие?
25. Вы любите подшучивать над другими?
26. Склонны ли вы к тому, чтобы основательно проверить свои мысли, прежде чем их сообщить кому-либо?
27. Часто ли вам снятся кошмары?
28. Обычно вы легко запоминаете и усваиваете новый учебный материал?
29. Вы настолько активны, что вам трудно даже несколько часов быть без дела?
30. Бывало ли, что, разозлившись, вы выходили из себя?
31. Вам не трудно внести оживление в довольно скучную компанию?
32. Вы обычно довольно долго раздумываете, принимая какое-то, даже не очень важное, решение?
33. Вам говорили, что вы принимаете все слишком близко к сердцу?
34. Вам нравится играть в игры, требующие быстроты и хорошей реакции?
35. Если у вас что-то долго не получается, то обычно вы все же пытаетесь сделать это?
36. Возникало ли у вас, хотя и кратковременно, чувство раздражения к вашим родителям?
37. Считаете ли вы себя открытым и общительным человеком?
38. Обычно вам трудно взяться за новое дело?
39. Беспокоит ли вас чувство, что вы чем-то хуже других?
40. Обычно вам трудно что-то делать с медлительными и неторопливыми людьми?
41. В течение дня вы можете долго и продуктивно заниматься чем-либо, не чувствуя усталости?
42. У вас есть привычки, от которых следовало бы избавиться?
43. Вас принимают иногда за человека беззаботного?
44. Считаете ли хорошим другом только того, чья симпатия к вам надежна и проверена?
45. Вас можно быстро рассердить?
46. Во время дискуссии обычно вы быстро находите подходящий ответ?
47. Вы можете заставить себя долго и продуктивно, не отвлекаясь, заниматься чем-либо?
48. Бывает, что вы говорите о вещах, в которых совсем не разбираетесь?
Обработка:
Ответ в соответствии с ключом оценивается от 1 до 3 баллов.
1. Подсчитать сумму баллов по каждой шкале опросника.
2. Определить искренность ответов по шкале «искренность». Если показатель по этой шкале 13-20 баллов, то высокая надежность результатов, 8-12 - средняя, 1-7 - низкая.
Ключ:
Ответ «Да» на вопросы:
30, 36, 42, 48 - 3 балла;
6, 12 - 2 балла;
18, 25, 24 - 1 балл.
Ответ «Нет» на вопрос 23 - 1 балл
Интерпретация шкалы искренность
* 0-7 баллов - В ходе обследования испытуемый либо не вполне понимал смысла вопросов, либо торопился заполнить опросник.
* 8-12 баллов - В ходе психологического обследования испытуемый старается достоверно представить свою личность.
* 13-20 баллов - Высокий уровень искренности при ответах.. Искренность - для личности с таким параметром характерно чистосердечие и человечность в общении. Про такого говорят, что он честный по своей натуре, бескорыстный в своих поступках и помощи. Добросердечность этой личности нельзя смешивать со всепрощением, личность с пониманием относится к чужим проблемам и старается в силу своих возможностей помочь окружающим. Добрый, отзывчивый к окружающим, гуманист. В ходе психологического обследования не старается приукрасить свою личность.