logo
Смысложизненные ориентации человека в период ранней взроcлости

1.2. Психологические подходы к изучению человека

Представителями гуманистической психологии являлись Г. Олпорт, А. Маслоу, Р. Мэй, К. Гольдштейн, Г. Мюррей [3;6;7].

Гуманистическая психология, берущая свое начало в 1950-х гг., официально заявила о себе в 1960-х, выступив одновременно против бихевиористской предпосылки, согласно которой человеческое поведение определяется внешними силами, и психоаналитической предпосылки, согласно которой человеческое поведение определяется силами бессознательного. Соответственно данное направление назвало себя "Третьей силой". Его сторонники хотели уйти как от механистического обусловливания бихевиоризма, так и от детерминистских инстинктов психоанализа (в котором темные силы Оно, связанные с убийством, инцестом и разрушением, вступают в схватку с Сверх-Я). Они также хотели отойти от методологии исследований и статистических процедур, которые психология заимствовала у физических наук, считая, что при строгом контроле условий экспериментов и представлении их результатов в числовой форме упускается из виду наиболее важное из того, что касается человеческой деятельности.

Согласно утверждениям гуманистических психологов, опыт и смысл, а не поведение должны считаться первичными данными психологии. Внешнее наблюдение, при котором игнорируются мышление и чувства, является неадекватным методом познания. Источниками данных о внутреннем мире могут послужить произведения искусства, литературное творчество, биографии и интервью. Каждый человек уникален. Изучение крыс, голубей и других "низших" животных не может привести к пониманию людей, как не может сделать этого и изучение условных реакций (рефлексов), статистических данных или личностных черт. Люди, утверждают они, совершают акты свободного выбора, а не направляются подкреплениями и бессознательными силами. Каждый совершающий выбор индивидуум наделен ответственностью за развитие системы ценностей, которая будет служить для него направляющей силой в достижении осмысленной и полноценной жизни. Это достижение они назвали самореализацией, или самоактуализацией. Гуманистическая психология является проблемно-центрированной, она упрекает традиционную психологию в том, что та теряет конкретного человека в массе статистических данных. Основной акцент должен быть перенесен на уникальность индивидуума, обладающего потенциалом познания самого себя и тем самым - познания других.

Гордон Олпорт, занимавшийся психологией личности, начал сомневаться в приемлемости использования методов естественных наук в психологии, несмотря на то, что он сформулировал концепцию черт личности и разработал тесты для их объективного измерения. В середине 1940-х гг. его деятельность привела к отделению представителей клинической и социальной психологии, культурной антропологии и социологии, работающих в Гарвардском университете, и образованию нового факультета социальных отношений. Г. Олпорт подчеркивал значение роста, или становления, как направленного на достижение целей, - такой предмет, как цели, в значительной степени игнорировался традиционной психологией. Г. Олпорт утверждал, что психология придает основное значение групповым нормам и другим статистическим показателям и в значительной степени упускает из вида индивидуальный опыт.

Согласно Карлу Роджерсу - еще одному представителю гуманистической психологии, достижение аутентичности должно являться целью каждого индивидуума, что означает следовать своему собственному пути, а не чужим указаниям. У каждого человека есть свое "истинное я" или его "внутренняя сущность" - это и есть аутентичность; она является уже полностью развитой и доступной ему. Потребность в саморазвитии при этом отпадает. Чтобы достичь самоактуализации, человек должен актуализировать свою личность, живя в согласии со своей внутренней сущностью. Это скорее вопрос раскрытия своего истинного "Я", чем его создания. Если бихевиористы традиционно заявляли, что "вы можете стать кем захотите, и мы покажем вам, как это сделать", то А. Маслоу утверждает: "вы можете стать лишь тем, чем ваш природный потенциал позволяет вам стать, и ничем иным".

Актуализирующая тенденция, самоактуализация и тенденция роста представляют собой биологические аналогии, базирующиеся на аргументации Курта Гольдштейна, указывающего на то, что организм реорганизуется и самоактуализируется после повреждения. Гештальтпсихологи снабдили нас концепцией целостности индивидуального опыта и его роли в определении поведения. Экзистенциальная психология также оказала значительное влияние на гуманистическую психологию, в особенности на А. Маслоу и Ролло Мэя. Оба они подчеркивали центральную роль непосредственного опыта в понимании того, что значит быть человеком, как это делают сторонники экзистенциализма. Однако они не разделяли положения о том, что страх сопровождает осознание своей свободы брать ответственность за себя во вселенной - вселенной, лишенной смысла.

Хотя представители гуманистической психологии достаточно конкретно указывали на то, против чего они выступали, они были значительно менее конкретны в отношении провозглашаемых ими взглядов.

Генри Мюррей в его основном докладе на конференции в Сэйбруке в 1964 году сформулировал некоторые положения гуманистической психологии. Предметом изучения должны стать: человек, рассматриваемый во всех его аспектах и как целостность, в естественном окружении, в контексте всей его жизни, его волевая активность, система ценностей, положительные характеристики.

А. Маслоу предложил теорию мотивации, в которой предлагалась иерархия врожденных человеческих потребностей: физиологические потребности, нуждаются в удовлетворении в первую очередь. Затем следуют потребности в безопасности и защищенности; вслед за ними потребность в любви и чувстве принадлежности; и, наконец, самоуважение - принятие и уважение своего "я". Лишь после того, как эти потребности удовлетворены, высший потенциал человека может быть реализован. Это и есть самоактуализация. Для одного индивидуума она может выражаться в области искусства, для другого в науке, а для третьего - в покорении горных вершин. А.Маслоу считал, что самоактуализированные люди являются наиболее здоровыми и что изучение ценностей этих людей может привести к формированию научно обоснованной универсальной этической системы. Она включала бы такие ценности, как истина, добро, красота, веселье, справедливость и радость. Те, кого можно назвать самоактуализированными, достигают "вершинных", или "пиковых", переживаний по отношению к миру.

В целом можно сказать, что основными положениями гуманистической психологии, характеризующими ее "центральное ядро", являются: уникальность каждого человека, его личная сфера, субъективнось, свобода выбора.

В соответствии с представлениями гуманистической психологии, все люди находятся в процессе непрерывного становления, реализуя в той или иной степени возможность стать такими, какими им позволяют стать их способности. Они избирают свой жизненный путь и принимают на себя ответственность за свою самость и свои достижения в жизни. Для того чтобы достичь всего, на что они способны, люди должны быть функционально автономными (по Г. Олпорту), или самоосознающими и центрированными. Согласно А. Маслоу, "Я" должно достичь спонтанной интеграции и затем заняться актуализированием собственного потенциала через посредство своего "инстинктоида", подталкивающего его вперед. Инстинктоид - это биологический потенциал, который индивид открывает в себе и доводит до актуализации посредством творческого процесса. В отличие от такой биологической характеристики актуализации, Р. Мэй утверждает, что процесс становления осуществляется не через биологические механизмы, а через противостояние тревогам, возникающим в условиях нашего существования, и самоосознавание, вызываемое этим процессом.

К. Роджерс полагал, что в основе человеческой природы лежит добро и при наличии соответствующих возможностей эта природа способна реализовать свой внутренний потенциал роста. А. Маслоу также верил в доброкачественность человеческой природы и в то, что при благоприятных обстоятельствах самоактуализация должна произойти. В отличие от них, Р. Мэй, чьи взгляды уходят своими корнями в экзистенциализм, считал зло и тревогу, наряду с добром, определяющими факторами бытия, аутентичности, выбора и смысла.

В рамках бихевиоризма утверждалась значимость поведения и полное отрицание существования сознания и необходимости его изучения [6;7;8]. Дж. Уотсон писал: «Бихевиорист ...ни в чем не находит дока-зательства существования потока сознания, столь убедительно описанного Джем-сом, он считает доказанным только наличие постоянно расширяющего потока поведения». С точки зрения Дж. Уотсона, поведение -- это система реакций. Реакция -- это еще одно новое понятие, которое было введено в психологию в связи с развити-ем бихевиоризма. Поскольку Дж. Уотсон стремился сделать психологию естественно-научной, то с естественнонаучной позиции необходимо было объяснить причины поведения человека. Для Дж. Уотсона поведение или поступок человека объясняются наличием какого-либо воздействия на человека. Он считал, что нет ни одного дей-ствия, за которым не стояла бы причина в виде внешнего агента, или стимула. Так появилась знаменитая формула «S--R» (стимул--реакция). Для бихевиористов соотношение S--R стало единицей поведения. Поэтому с точки зрения бихевио-ризма основные задачи психологии сводятся к следующему: выявление и описа-ние типов реакций; исследование процессов их образования; изучение законов их комбинаций, т.е. образование сложных реакций. В качестве общих и окончатель-ных задач психологии бихевиористы выдвигали две следующие задачи: прийти к тому, чтобы по ситуации (стимулу) предсказать поведение (реакцию) человека и, наоборот, по характеру реакции определить или описать вызвавший ее стимул.

Решение поставленных задач осуществлялось бихевиористами в двух направ-лениях: теоретическом и экспериментальном. Создавая теоретическую базу бихе-виоризма, Дж. Уотсон попытался описать типы реакций и прежде всего выделил врож-денные и приобретенные реакции. К числу врожденных реакций он относит те поведенческие акты, которые можно наблюдать у новорожденных детей, а имен-но: икание, сосание, улыбка, плач, движение туловища, конечностей, го-ловы и т.д.

Следует отметить, что если с описанием врожденных реакций у Дж. Уотсона серь-езных затруднений не было, поскольку достаточно наблюдать за поведением но-ворожденных детей, то с описанием законов, по которым приобретаются врож-денные реакции, дела обстояли хуже. Для решения данной задачи ему необходи-мо было оттолкнуться от какой-либо из уже имеющихся теорий, и он обратился к работам И. П. Павлова и В. М. Бехтерева. В их работах содержалось описание механизмов возникновения условных рефлексов. Ознакомившись с работами российских ученных, Дж. Уотсон при-нимает концепцию условных рефлексов в качестве естественнонаучной базы сво-ей психологической теории. Он говорит, что все новые реакции приобретаются путем обусловливания.

Для того чтобы понять механизм обусловливания, рассмотрим следующий пример. Мать гладит ребенка, и на его лице появляется улыбка. Через некоторое время появление матери перед ребенком вызывает у него улыбку, даже если мать его не поглаживает. Данное явление, по мнению Уотсона, обусловлено следующим: поглаживание -- это безусловный стимул, а улыбка на лице ребен-ка -- это безусловная врожденная реакция. Но перед каждым подобным контак-том появляется лицо матери, которое являлось нейтральным условным стимулом. Сочетание в течение определенного времени безусловного и нейтрального стиму-лов привело к тому, что со временем воздействие безусловного стимула оказалось не нужным. Для того чтобы ребенок заулыбался, ему было достаточно одного нейтрального стимула, в данном случае лица матери.

Сложная реакция образуется, по Дж. Уотсону, путем образования комплекса безуслов-ных реакций. Например, один безусловный сти-мул вызывает определенную безусловную реакцию, другой -- вторую безуслов-ную реакцию, и еще один -- третью безусловную реакцию. И когда все три без-условных стимула будут заменены на один условный стимул, то впоследствии при воздействии условного стимула будет вызван сложный комплекс реакций. Таким образом, все человеческие действия, по мнению Дж. Уотсона, представляют собой сложные цепи, или комплексы, реакций. (врожденных) реакций.

Как мы видим, и в данном случае игнорируется существование сознания, т.е. игнорируется существование внутреннего психического мира человека. Только с конца 60-х гг. даже на родине бихевиоризма, в Америке, наблюдается постепенное возвращение к изучению сознания -- высшей формы психического отражения объективной дей-ствительности.

Тем не менее заслуги бихевиоризма в развитии психологии весьма значимы. Во-первых, он привнес в психологию дух материализма, благодаря чему эта наука стала развиваться по пути естественнонаучных дисциплин. Во-вторых, он ввел объективный метод, основанный на регистрации и анализе внешних наблюдений, фактов, процессов, благодаря чему в психологии получили широкое распростра-нение инструментальные приемы исследования психических процессов. В-треть-их, была расширена область психологических исследований: стало интенсивно изучаться поведение младенцев и животных. Кроме того, в работах бихевиористов были значительно продвинуты отдельные разделы психологии, в частности про-блемы научения, образования навыков. И наконец, распространение бихевиорист-ских взглядов способствовало изучению психических явлений с естественнонауч-ных позиций.