Совладающее поведение женщины в ситуации измены мужа

дипломная работа

1.1 Понятие и этапы совладающего поведения, различные психологические подходы к его изучению

В последние десятилетия в зарубежной психологии широко обсуждается проблема, связанная с преодолением конфликта в форме его компенсации, или совладающего поведения. Интерес к совладающему поведению связан со сменой парадигмы, в соответствии с которой появился интерес не к тому, что нарушено, а к тому, что сохранено, что можно было бы привлечь для терапии. Произошел своеобразный сдвиг интересов психологов и психиатров с патологии на возможности и ресурсы личности. В так называемых концепциях совладания со стрессом делается попытка осмыслить тот процесс, который начинается переработкой информации и через стрессовые эмоции приводит к адаптивным реакциям.

Т.Л. Крюкова и Е.В. Куфтяк определяют совладающее поведение как целенапралвенное социальное поведение, позволяющее субъекту справиться с трудной жизненной ситуацией (или стрессом) способами, адекватными личностным особенностям и ситуации, - через осознанные стратегии действий. Это сознательное поведение направлено на активное изменение, преобразование поддающейся контролю ситуации, приспособление, если ситуация не поддается контролю. Стили и стратегии совладания рассматриваются как отдельные элементы сознательного социального поведения, с помощью которых человек справляется с жизненными трудностями [21].

Таким образом, совладание реализуется через поведение, организующее необходимые изменения во внешней среде, и направлено на исключение возмущающих событий или переключение реакции с ранее травмировавших событий на другие. При совладании человек способен сам создать для себя подходящее окружение, а не реагировать пассивно на имеющееся. За счет активного действия во внешней среде - прерывания действия некоего вредоносного события или активной переориентации на нетравмирующее событие - возможными становятся желаемые преобразования во внутреннем мире, в сторону душевного равновесия. Высокая эффективность отдельных стратегий совладания приводит к их отработке и закреплению, что предопределяет возможность формирования навыка. Такое научение требует и достаточно полного осознания возникших трудностей, и способов эффективного совладания с ситуацией именно данного типа, и, наконец, умения своевременно применить эти способы на практике. Поэтому так важно обучать совладанию, предоставляя человеку знания о том, как осознанно и гибко использовать наиболее зрелые и эффективные стратегии управления своим состоянием [10].

Совладание характеризуется силой и изменяемостью. Сила представляет субъективно оцениваемую тяжесть ситуации, а под изменяемостью понимается вероятность произвольного изменения тревожащей ситуации без личного участия. Эффект совладания зависит от соотношения этих факторов, но при этом главное, от чего зависят усилия, прикладываемые человеком для совладания, - это результаты оценки степени подконтрольности стрессовой ситуации [10].

В большинстве литературных источников совладающее поведение отождествляется с понятием копинга. По определению Р.М. Грановской, «…совладание (копинг) - это совокупность осознанных стратегий разрешения конфликта для совладания с внутренним напряжением и дискомфортом, приобретаемая личностью в процессе онтогенеза, в связи с формированием речи, сознания и самосознания» [10, с. 278].

В то же время Р.М. Грановская указывает на несовпадение полей значений слов «совладание» и «копинг». Она отмечает, что совладание происходит от старорусского «лад», «сладить» и означает «справиться», «привести в порядок», «преодолеть», «подчинить себе обстоятельства» и не имеет негативных значений, только позитивные. В отличие от совладания, копинг (от английского to cope with something - справляться, прежде всего с трудностями) включает и отрицательные, неконструктивные стратегии. Поэтому стратегии копинга классифицируются на конструктивные, относительно конструктивные и неконструктивные [10].

Впервые термин «coping» был использован L. Marphy в 1962 г. в исследованиях способов преодоления детьми требований, возникающих в периоды кризисов развития. Четыре года спустя, в 1966 году Р. Лазарус в своей книге «Psychological Stress and Coping Process» («Психологический стресс и процесс совладания с ним») обратился к копингу для описания осознанных стратегий совладания со стрессом и с другими порождающими тревогу событиями. К этим способам относили активные, преимущественно сознательные усилия личности, направленные на овладение трудной ситуацией или проблемой [12].

М. Перре и У. Бауман определяют копинг как адаптивное поведение совладания в целях восстановления равновесия [26]. Более точное определение копинг-поведения дал Р. Лазарус: копинг -- это «постоянно изменяющиеся когнитивные и поведенческие усилия индивида с целью управления специфическими внешними и/или внутренними требованиями, которые оцениваются им как подвергающие его испытанию или превышающие его ресурсы» [21, с. 117]. Автор подчеркивает, что копинг -- это процесс, который все время изменяется, поскольку личность и среда образуют неразрывную, динамическую взаимосвязь и оказывают друг на друга взаимное влияние [12].

Как показано Лазарусом, стресс -- это дискомфорт, испытываемый, когда отсутствует равновесие между индивидуальным восприятием запросов среды и ресурсов, доступных для взаимодействия с этими запросами. Именно индивид оценивает ситуацию как стрессовую или нет. По Лазарусу и Фолкману, индивиды оценивают для себя величину потенциального стрессора, сопоставляя запросы среды с собственной оценкой ресурсов, которыми они владеют, чтобы справиться с этими самыми запросами [12].

Co временем понятие «копинг» стало включать в себя реакцию не только на «чрезмерные или превышающие ресурсы человека требования», но и на каждодневные стрессовые ситуации. Содержание копинга при этом осталось тем же: копинг -- это то, что делает человек, чтобы справиться со стрессом: он объединяет когнитивные, эмоциональные и поведенческие стратегии, которые используются, чтобы справиться с запросами обыденной жизни. Мысли, чувства и действия образуют копинг-стратегии, которые используются в различной степени в определенных обстоятельствах. Таким образом, копинг -- это поведенческие и когнитивные усилия, применяемые индивидами, чтобы справиться со взаимоотношениями «человек-среда» [12].

При этом подчеркивается, что реакции индивида на стрессовую ситуацию могут быть как произвольными, так и непроизвольными. Непроизвольные реакции -- это те, что основаны на индивидуальных различиях в темпераменте, а также те, что приобретены в результате повторения и больше не требуют сознательного контроля [12].

В отечественной литературе в настоящее время принято следующее толкование копинга. Понятие «копинг», или преодоление стресса, рассматривается как деятельность личности по поддержанию или сохранению баланса между требованиями среды и ресурсами, удовлетворяющими этим требованиям. В.М. Ялтонский дает следующее определение: копинг - это постоянно изменяющиеся когнитивные и поведенческие попытки управлять специфическими внешними и внутренними требованиями, которые оцениваются как чрезмерно напрягающие или превышающие ресурсы личности [39].

Таким образом, совладающее, или копинг-поведение можно определить как стратегию действий, предпринимаемых индивидом при психологической угрозе, проявляющуюся в когнитивной, эмоциональной и поведенческой сферах функционирования личности, ведущую к более или менее успешной адаптации [14].

Копинг-поведение и механизмы психологической защиты рассматриваются в качестве важнейших форм адаптационных процессов и реагирования индивидов на стрессовые ситуации. Отличие защитных механизмов и механизмов совладания проводится по параметрам «активность - конструктивность» и «пассивность - неконструктивность». Психологическая защита пассивна и не конструктивна, в то время как копинг-механизмы активны и конструктивны [14]. Б.Д. Карвасарский (1980) отмечает, что если процессы совладания направлены на активное изменение ситуации и удовлетворение значимых потребностей, то процессы компенсации и психологической защиты - на смягчение психического дискомфорта [11]. Кроме того, Анцыферова подчеркивает, что копинг-поведение индивидом может использоваться сознательно, выбираться им и изменяться в зависимости от ситуации, а механизмы психологической защиты неосознаваемы и в случае их закрепления становятся дезадаптивными [3].

Р.Лазарус предлагает дифференцировать механизмы совладания и защиты по следующим четырем параметрам.

1. Временная направленность. Защита, как правило, пытается разрешить ситуацию «сейчас», не связывая эту актуальную ситуацию с будущим. В этом смысле психологическая защита обслуживает актуальный психологический комфорт.

2. Инструментальная направленность. Защита «думает» только о себе, если она и учитывает интересы окружения, то только для того, чтобы они, в свою очередь, потом обслуживали ее интересы.

3. Функционально-целевая значимость. Имеют ли механизмы регуляции функцию восстановления нарушенных отношений между окружением и личностью (механизмы совладания) или, скорее, функцию только регуляции эмоциональных состояний (защитные механизмы)?

4. Модальность регуляции. Имеют ли место поиск информации, непосредственные действия, рефлексия (характерно для совладания) или подавление, уход (психологическая защита) [19]?

Сейчас пассивную, неконструктивную и бессознательную психологическую защиту рассматривают вместе с активным, осознанным, конструктивным копинг-поведением как единую систему адаптивных реакций, как такие стратегии поведения, которые взаимосвязаны, нераздельны, совместно функционируют и развиваются [14].

Под механизмами совладания понимаются как поведенческие, так и внутрипсихические усилия по разрешению внешних и внутренних требований, а также возникающих между ними конфликтов (то есть попытки их разрешения, редукции или усилия по созданию терпимого отношения к этим конфликтам), требующих напряжения сил. Не все, что в самом широком смысле слова служит решению проблемы или адаптации, можно назвать совладанием. О совладании можно говорить только тогда, когда, во-первых, умение и навыки подвергаются серьезному испытанию; во-вторых, когда нет готовых решений или их невозможно использовать; в-третьих, когда ситуации или проблемы однозначно не заструктурированы и трудно определить уместность принимаемых решений; наконец, в-четвертых, когда невозможно предсказать последствия своих действий [14].

Психологическое предназначение копинга состоит в том, чтобы как можно лучше адаптировать человека к требованиям ситуации, позволяя ему овладеть ею, ослабить или смягчить эти требования, постараться избежать их или привыкнуть к ним и таким образом погасить стрессовое воздействие ситуации. Главная задача копинга - обеспечение и поддержание благополучия человека, его физического и психического здоровья и удовлетворенности социальными отношениями [14].

В зарубежной литературе понятие «копинг-поведение» используется для описания характерных способов поведения человека в различных ситуациях. Лазарус и Лаунер рассматривают стрессовую реакцию как результат отношений между выдвинутыми требованиями и имеющимися в распоряжении человека ресурсами. Качество этих отношений опосредуется через когнитивные процессы оценки. Стрессорами при этом могут оказаться как внешние, так и внутренние цели, ценности, оценки, и если они игнорируются или не реализуются, то это может иметь для человека негативные последствия. Благодаря так называемой «первичной оценке» организм, когда он бодрствует, постоянно находится настороже: не происходят ли какие-либо изменения, к которым надо адаптироваться, чтобы сохранить благополучие. При этом события могут быть отнесены к следующим блокам: 1) событие оценено как незначительное, оно не приводит ни к каким процессам, кроме ориентировочной реакции; 2) событие не вызывает адаптивных процессов - это приятные ситуации, преодолевать которые нет необходимости; 3) стрессовое событие, вызывающее потребность в адаптации [14].

Итог оценки представляет собой результат взаимодействия первичной и вторичной оценок ситуации и заключается в том, что человек оценивает имеющиеся в его распоряжении ресурсы для решения проблемы. К внутренним ресурсам относятся индивидуальные переменные, такие как способность к сопротивлению, эмоциональная стабильность, атрибутивные тенденции и т.д.; к ресурсам, взятым из окружающего мира, принадлежат признаки социальной среды. Если соотношение между требованиями и способностями кажется человеку уравновешенным, то ситуация оценивается как вызов, что соответствует определению эустресса. Если стрессор оценивается как ущерб или утрата, то нарушается чувство собственной ценности и высвобождаются такие эмоции, как печаль и гнев. Если же ситуация оценивается как опасная, то следствием этой оценки является страх. Стрессовые эмоции направленно мобилизуют человека, изменяя его готовность к действию для определенных адаптивных реакций [26].

В настоящее время выделяют три подхода к толкованию понятия «копинг».

Первй подход - неопсихоаналитический. N. Haan трактует копинг в терминах динамики «Эго» как один из способов адаптации личности в трудных ситуациях, при этом копинг и защита функционируют на основании одинаковых эго-процессов, но являются разнонаправленными механизмами в преодолении проблем. Сторонники этого подхода склонны отождествлять копинг с его результатом.

Второй подход. В работах R. Moos копинг определяется в терминах черт личности как относительно постоянная предрасположенность отвечать на стрессовые ситуации определенным образом.

Третий подход. R. Lazarus и S. Folkman понимают копинг как динамический процесс, специфика которого определяется не только ситуацией, но и стадией развития конфликта, столкновения субъекта с внешним миром, а также субъективностью переживания ситуации [14].

Достаточно недавно исследователи, занимающиеся проблематикой копинг-стратегий, при взгляде на копинг стали придерживаться так называемого ресурсного подхода. Ресурсный подход делает акцент на то, что существует процесс «распределения ресурсов» (commerce of resources), который объясняет тот факт, что некоторым людям удается сохранять здоровье и адаптироваться несмотря на различные жизненные обстоятельства [12].

Ресурсные теории предполагают, что существует некоторый комплекс ключевых ресурсов, которые «управляют» или направляют общий фонд ресурсов. То есть ключевой ресурс -- это главное средство, контролирующее и организующее распределение других ресурсов [12].

К ресурсному подходу относят некоторых серьёзных исследователей, работы которых ранее не связывались с изучением копингового поведения. В рамках ресурсного подхода рассматривают широкий спектр различных ресурсов, как средовых (доступность инструментальной, моральной и эмоциональной помощи со стороны социальной среды), так и личностных (навыки и способности индивида) [22]. Хобфолл предлагает теорию сохранения ресурсов (Conservation of Resources, COR -- теория), в которой рассматривает два класса ресурсов: материальные и социальные, или связанные с ценностями (esteem). Так, например, М. Селигман в качестве главного ресурса в совладании со стрессом рассматривает оптимизм. Другие исследователи в качестве одного из ресурсов, влияющих на используемые копинг-стратегии, предлагают конструкт «жизнестойкость» (hardiness) [12].

Конструкт самоэффективности, разработанный А.Бандурой, также можно рассматривать как важный ресурс, влияющий на копинговое поведение. По Э. Фрайденберг, с самоэффективностью связаны познавательные процессы, которые относятся к внутренним убеждениям людей об их собственной способности совладания. Это убеждение в человеке подчеркивает способность к «центральной» организации и использованию собственных ресурсов, а также способность к получению ресурсов из окружающей среды [12].

Ресурсный подход предполагает, что владение и управление ресурсами и применяемые копинг-стратегии могут оказывать друг на друга взаимное влияние. Так, если у подростка нет желания эффективно взаимодействовать со своим социальным окружением, у него будет мало друзей. В этом случае можно заявить, что копинг-стратегия повлияла на ресурсы. Напротив, в случае, если ребенок рос в обедненной социальной среде, то есть, у ребенка были ограниченные ресурсы, это обстоятельство может повлиять на предпочитаемые им копинг-стратегии и на частоту использования им социальной поддержки в качестве стратегии совладания со стрессом [12].

В отечественной психологии проблема совладания раскрывается с использованием методологического принципа субъекта (Т.Л. Крюкова, 2004, 2005). С позиций данного подхода субъект любого уровня и качества обладает способностью к активной, сознательной, целенаправленной, оптимальной и свободной организации своей жизни, ее событий и этапов [16]. Так, Т.Л. Крюкова полагает, что способность к совладанию может быть рассмотрена как один из критериев субъекта. Поскольку механизмы совладания используются человеком сознательно и целенаправленно, она называет совладающее поведение поведением субъекта. Данный автор понимает копинг не как пассивное отражение качеств личности и особенностей жизненной ситуации, с которой столкнулся человек, но как зеркало его субъектной активности. Совладание либо задается человеком как субъектом своего поведения (по К.А. Абульхановой, личность имеет «жизненную способность удерживать себя в качестве субъекта своей жизни»), либо - в случае неспособности человек превращается в пассивное существо, «плывущее по течению». Такие люди, оставаясь личностями, перестают быть субъектами и становятся «исполнителями», производными от своего способа поведения [16].

Крюковой установлено, что поведение в проблемной, трудной ситуации требует проявления субъектных качеств человека - активности, самоопределения, ответственности за последствия собственного выбора способов поведения. Новый подход к пониманию совладающего поведения осуществлен ею через анализ диспозиционного (от латинск. и англ. - относящийся к доминирующим индивидуально-психологическим и личностным стилевым качествам), динамического (процессуального, ситуативного), регулятивного (Знаков, 2003) и социокультурного компонентов психологии субъекта. Крюковой доказано, что эти аспекты активности субъекта являются факторами выбора им данного вида поведения путем выбора конкретных стратегий и стилей [16].

Диспозиционный фактор совладающего поведения представляет соотношение индивидуально-психологических особенностей, личностных стилевых качеств, являющихся субъектными, то есть задающими человеку выбор активного поведения в трудной жизненной ситуации. Разноуровневые диспозиционные характеристики (от нейротизма и тревожности до самоотношения) могут выступать предикторами выбора определенных стилей совладания [16].

Динамический фактор включает особенности процесса совладания конкретной и изменяющейся ситуации, обладающей определенным уровнем стрессогенности для субъекта, оцениваемой им самостоятельно. К таким специфически развивающимся ситуациям относятся, например, беременность и принятие женщиной роли матери, совладание с последствиями развода как потери близких отношений, приближение/удаление от экзамена у студентов-первокурсников университета [16].

Социокультурный (социально-психологический - интерсубъектный) фактор совладания рассматривается как востребованность интериндивидуальных социально-психологических качеств субъекта, то есть некоторых особенностей его межличностных отношений и социального взаимодействия. Имеются в виду особенности межкультурных различий, установок (личностных и детско-родительских, коммуникативных), ролевых позиций и гендера, включенности в систему социальных отношений и социальной поддержки, в том числе, в семье и т.д., которые также задают эффективность и качество адаптации. Именно они обеспечивают субъекту обратные связи, которые он получает от других субъектов, способствующие осознанному саморегулированию, в том числе, выбору стратегий и стилей поведения в трудной ситуации [16].

Регулятивный фактор проявляется в том, что совладающее поведение не только развивается и становится у субъекта, но его можно направленно развивать и формировать. Крюкова рассматривает фасилитацию развития совладания и обучения ему как приобретение адаптивных копинг-стратегий или жизненных навыков с целью повышения психосоциальной компетентности субъекта. Копинг-навыки можно приобрести и/или восстановить, направленно формировать в многообразных структурированных (специально созданных) или неструктурированных условиях. В целом, развитие навыков саморегуляции является одной из важнейших целей воспитания и социализации. Особенно нуждаются в навыках, пригодных в периоды критических жизненных перемен, молодые люди [16].

Таким образом, с точки зрения субъектного подхода, стиль совладающего поведения не является пассивным интегратором внутренних и внешних условий существования человека, хотя и представляет собой результат аккумуляции наиболее типичных способов сознательного поведения в трудной жизненной ситуации, сформировавшихся у субъекта. Становление полноценного стиля совладающего поведения не может произойти при пассивной позиции индивида и включает не только (и не столько) приспособительную активность, но активность, преобразующую окружающий мир (ситуацию), и себя как субъекта этой активности [16].

Психологи, занимающиеся проблематикой копинг-поведения, придерживаются разных точек зрения на эффективность стратегий совладания. Если во многих теориях учитывается, что копинг-стратегии по своей сути могут быть как продуктивными, функциональными, так и непродуктивными, дисфункциональными (Frydenberg, Lewis, Lopez, Little, Skinner, Koplik, Vitaliano), то существуют авторы, с точки зрения которых неотъемлемой характеристикой копинг-поведения является его полезность (Никольская, Грановская); они определяют совладание как «адаптивные действия, целенаправленные и потенциально осознанные» [24, с. 71].

Альтернативная точка зрения состоит в том, что копинг не всегда является продуктивным; его эффективность зависит от двух факторов: ответной реакции и контекста, в котором этот копинг реализуется (например, с точки зрения Compas) [12].

А. Нэзу, Т. ДЗурилла, М. Голдфрид первыми описали процесс разрешения социальных проблем или копинг-процесс и выделили пять компонентов копинг-процесса.

1.Ориентация в проблеме, подключение когнитивного и мотивационного компонентов для общего ознакомления.

2. Определение и формулирование проблемы, ее описание в конкретных терминах и идентификация специфических целей.

3. Генерация альтернатив, разработка многочисленных возможных вариантов решения проблемы.

4. Выбор оптимального варианта решения проблемы.

5. Выполнение решения с последующей проверкой, подтверждением его эффективности [14].

В общем виде копинг-поведение протекает в три этапа:

1) Первичная оценка ситуации - преимущественно когнитивный процесс с эмоциональными компонентами;

2) Вторичная оценка альтернативных возможностей решения проблемы - оцениваются собственные возможности, включая возможную поддержку со стороны окружающих;

3) Третичная оценка - переоценка ситуации, новая постановка задачи и выбор новых альтернатив поведения вследствие предыдущих неудач или получения новой информации.

При благоприятных обстоятельствах наступает овладение ситуацией. Так как копинг-поведение возникает в ответ на новые, ранее не встречавшиеся требования и приводит к овладению ситуацией, его можно рассматривать как поведение, направленное на рост и развитие личности [14].

Копинг-поведение реализуется посредством применения копинг-стратегий на основе личностных и средовых копинг-ресурсов. Оно является результирующей взаимодействия блока копинг-стратегий и блока копинг-ресурсов. Копинг-стратегии - это актуальные ответы личности на воспринимаемую угрозу, как способ управления стрессом [14]. Рассмотрим различные их классификации.

Таким образом, совладающее, или копинг-поведение можно определить как стратегию действий, предпринимаемых индивидом при психологической угрозе, проявляющуюся в когнитивной, эмоциональной и поведенческой сферах функционирования личности, ведущую к более или менее успешной адаптации. Стили и стратегии совладания рассматриваются как отдельные элементы сознательного социального поведения, с помощью которых человек справляется с жизненными трудностями. Становление полноценного стиля совладающего поведения не может произойти при пассивной позиции индивида и включает не только приспособительную активность, но активность, преобразующую окружающий мир (ситуацию), и себя как субъекта этой активности.

Делись добром ;)