Соотношение и динамика взаимодействия уровней личностной организации при невротических, психотических и пограничных расстройствах

курсовая работа

§ 1.2 Современные теории личности

В конце 30-х годов нашего века началась активная дифференциация направлений исследований. В результате ко второй половине нашего века сложилось много различных подходов и теорий личности.

Если подходить к определению теорий личности формально, то существует, по меньшей мере 48 вариантов, таких как

1) Психодинамические теории описывают личность и объясняют ее поведение исходя из ее психологических, или внутренних, субъективных характеристик.

2) Социодинамические теории, в которых главную роль в детерминации поведения отводят внешней ситуации и не придают существенного значения внутренним свойствам личности.

3) Интеракционисткими теориями называют теории, основанные на принципе взаимодействия внутренних и внешних факторов в управлении актуальными действиями человека.

4) Экспериментальными теориями называют теории, построенные на анализе и обобщении собранных опытным путем факторов.

5) Неэкспериментальными теориями называют те, которые опираются на жизненные впечатления, наблюдения и опыт и делают теоретические обобщения, не обращаясь к эксперименту.

6) Структурные теории это те, для которых главной проблемой является выяснение структуры личности и системы понятий, с помощью которых она должна описываться.

7) Динамические теории это те, которые преобразуют изменение в развитии личности - динамика [37].

Ряд теорий личности, характерных для возрастной и педагогической психологии, построен на рассмотрении ограниченного возрастного периода в развитии личности - от рождения до окончания средней школы. Есть теории, авторы которых поставили перед собой задачу проследить развитие личности в течение всей жизни человека.

Есть теории, которые свое внимание концентрируют на изучении внутренних свойств, черт и на качествах личности.

Г. Оллпорт и Р. Кеттел начали разработку теории, получившей название теории черт. Ее можно отнести к разряду психодинамических, экспериментальных, структурно-динамических, охватывающих всю жизнь человека и описывающих его как личность в понятиях, характеризующих внутренние, психологические свойства. Люди согласно этой теории отличаются друг от друга по набору и степени развитости у них отдельных, независимых черт, а описание целостной личности можно получить на основе тестологического или другого, менее строгого ее обследования, основанного, например, на обобщении жизненных наблюдений разных людей за данной личностью.

Менее строгий способ выявления и оценивания черт личности основан на изучении языка, выборе из него слов - понятий, с помощью которых с разных сторон описывается личность. Путем сокращения списка выбранных слов до необходимого и достаточного минимума составляется полный список всевозможных личностных черт для их последующей экспертной оценки у данного человека. Таким путем шел Г. Оллпорт к построению методики изучения личностных черт. Второй способ оценки черт личности предполагает использование факторного анализа - сложного метода современной статистики, позволяющего свести к необходимому и достаточному минимуму множество различных показателей и оценок личности, полученных в результате самоанализа, опроса, жизненных наблюдений людей. В итоге получается набор статистически независимых факторов, которые считаются отдельными чертами личности человека.

С помощью данного метода Р. Кеттелу удалось выявить 16 различных личностных черт. На основе экспериментально выявленного набора черт Р. Кеттел построил 16-факторный личностный опросник. Теория черт имеет свои недостатки.

Как альтернатива теории черт за рубежом получила распространение концепция личности, названная теорией социального научения. Она относится к числу социодинамических, экспериментальных, структурно-динамических, включающих в рассмотрение всю человеческую жизнь и описывающих человека как личность в поведенческих терминах. Основная психологическая характеристика личности в данной теории - это поступок или серия поступков. Примером интеракционистской теории личности является концепция, разработанная американским ученым У. Майшелом. Согласно этой концепции, личностные факторы, которые совместно с ситуацией определяют поведение человека, делятся на ряд групп:

1. Способности человека;

2. Когнитивные стратегии;

3. Ожидания;

4. Ценности;

5. Планы поведения [37].

Разработанную З.Фрейдом психоаналитическую теорию личности можно отнести к типу психодинамических, неэкспериментильных, структурно-динамических, охватывающих всю жизнь человека и использующих для описания его как личности внутренние психологические свойства индивида, в первую очередь его потребности и мотивы. Структура личности по З. Фрейду, имеет три составляющие: «Оно», «Я», «Сверх-Я». Стремясь избавиться от неприятных эмоциональных состояний, человек с помощью «Я» вырабатывает у себя так называемые защитные механизмы:

1. Отрицание;

2. Подавление;

3. Рационализация;

4. Формирование реакции;

5. Проекция;

6. Рационализация;

7. Замещение [36].

Теория личности З.Фрейда и концепции неофрейдистов неоднократно подвергалась критики в нашей стране и за рубежом.

Гуманистическая психология предложила свои теоретические подходы к психологии личности. Эту теорию личности можно отнести к разряду психодинамических и одновременно интеракционистских, неэспериментальных, структурно-динамических, охватывающих весь период жизни человека и описывающих его как личность то в терминах внутренних свойств и особенностей, то в поведенческих терминах. Основное внимание в теориях этого типа сосредоточенно на описании строения и развития внутреннего опыта человека в том его виде, в каком он представлен самому человеку в самосознании и мышлении. Наиболее известные представители этого подхода к личности являются американские психологи А. Маслоу и К. Роджерс. По своим позициям в плане понимания смысла жизни гуманистическая психология из всех зарубежных концепций является наиболее близкой к взглядам наших психологов.

В отечественной психологии наиболее известные исследования в области личности связаны с теоретическими разработками представителей школы Л.С. Выготского. Значительный вклад в решение проблем личности внесли А.Н. Леонтьев и Л.И. Божович [26]. Теорию, предложенную Л.И. Божович можно отнести к разряду психодинамических, экспериментальных, структурно-динамических, охватывающих период развития личности с раннего дошкольного детства до юности и использующих для описания личности понятия, характеризующие внутреннее свойства и особенности человека [10].

А.Н. Леонтьев представил свою концепцию структуры и развития личности, в которой центральное место отведено понятию деятельность. Теорию А.Н. Леонтьева можно оценить как психодинамическую, охватывающую всю жизнь человека и описывающую личность в психологических и поведенческих терминах [33].

Делись добром ;)