Социальная готовность ребенка к школе

курсовая работа

1.4.2 Семья как благоприятная среда развития самосознания и самооценки ребёнка

Процесс социализации человека происходит на протяжении всей жизни. В период дошкольного детства роль «социального проводника» играет взрослый. Он передаёт ребёнку социально-нравственный опыт, накопленный предшествующими поколениями. Сначала - это определённая сумма знаний о социально-нравственных ценностях человеческого общества. На их основе у ребёнка формируются представления о социальном мире, нравственных качествах и нормах, которыми должен обладать человек, чтобы жить в обществе людей (Диагностика... 2007, 12).

Умственные способности и социальные навыки человека тесно взаимосвязаны. Врожденные биологические предпосылки реализуются в результате взаимодействия индивида и окружающей его среды. Социальное развитие ребенка должно обеспечить усвоение необходимых для общественного сосуществования социальных навыков и компетенций. Поэтому формирование социальных знаний и навыков, а также ценностных установок является одной из важнейших воспитательных задач. Семья является важнейшим фактором развития ребёнка и той первичной средой, которая оказывает на ребёнка наибольшее влияние. Влияние сверстников и иной среды проявляется позже (Неаре 2008).

Ребенок учится отличать собственный опыт и реакции от опыта и реакций других людей, учится понимать, что разные люди могут обладать разным опытом, иметь другие чувства и мысли. С развитием самосознания и Я ребенка он учится также ценить мнения и оценки других людей и считаться с ними. У него возникает представление о половых различиях, половой идентичности и типичном для разных полов поведении (Диагностика... 2007, 12).

В дошкольном возрасте важной воспитательной задачей является формирование просоциального поведения, т.е. первичных социальных навыков - оказание помощи, способность утешить, умение делиться. Маленькому ребенку еще трудно помочь другому, утешить его и поделиться с ним своими вещами, поскольку его мышление сосредоточено на себе, эгоцентрично. Развитие рефлексивных навыков позволяет ребенку различать и осознавать свои способности, умения и эмоции, управлять своим поведением (Мяннамаа, Маратс 2009, 7).

Делись добром ;)