Социально-психологическая модель семейных отношений
6. Задачи социально-психологической работы
Важнейшей задачей социально-психологической работы является предупреждение социального сиротства. Ее решение возможно при выполнении следующих условий:
поддержка гражданских прав семьи на заботу о ребенке, о его физическом, психологическом и духовном здоровье;
утверждение высокой ценности родительства, материнства, повышение престижа отцовства;
разработка качественно новой социальной модели личностной подготовки молодежи к семейной жизни; формирование ценностных ориентации индивида на семейную жизнь;
возрождение лучших российских семейных традиций и обычаев, утверждение духовной ценности семьи в обществе;
организация педагогического консультирования родителей с оказанием практической помощи в семейном воспитании, в преодолении конфликтов между взрослыми и детьми в семье;
пропаганда лучшего семейного воспитания;
государственная поддержка талантливых детей и подростков;
реабилитация детей-сирот и подростков с девиациями;
организация семейного досуга, особенно в создании условий для физического развития детей в экологически неблагоприятных районах.
Основные принципы работы социально-психологических служб с семьей обусловлены особенностями конкретной семьи, а также спецификой и статусом организации или учреждения, при которых функционирует служба.
Принцип конгруэнтности - соответствие выдвигаемых целей, задач и направлений деятельности возможностям и потребностям семьи.
Принцип конфиденциальности - корректное использование сведений социально-психологического характера.
Принцип компетентности - сотрудничество психологов, педагогов и социальных работников на заинтересованной и компетентной основе, научно обоснованная профессиональная деятельность, опора на результаты новейших социально-психологических исследований.
Принцип активности - целенаправленное влияние службы на весь комплекс социально-психологических составляющих жизнедеятельности семьи.
Совокупность принципов работы социально-психологической службы регламентирует ее деятельность, обеспечивает полноценное сотрудничество с другими подобными организациями.
Социально-психологическая работа в области укрепления и совершенствования семейных отношений предполагает:
содействие адаптации семьи к изменяющимся социально-экономическим условиям; улучшение ее экономического и социально-бытового положения;
оказание помощи в решении проблемы трудовой занятости;
адресная поддержка малообеспеченных и социально уязвимых категорий семей;
материальная помощь многодетным семьям, детям-инвалидам, выпускникам детских домов и пр.;
выявление семей с медико-социальными отклонениями и обеспечение необходимой медицинской помощью;
содействие в осуществлении социальной реабилитации и адаптации семей, где имеются лица с физическими или психическими отклонениями;
разработка и реализация мероприятий, связанных с экологической безопасностью семьи;
социально-правовая защита семьи и социальная реабилитация детей и подростков с отклоняющимся поведением;
реабилитация детей из групп социального риска;
предупреждение безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
профилактика негативных явлений;
диагностирование, анализирование и прогнозирование интегральных социально-психологических характеристик развития семьи и ее влияния на процессы обучения и воспитания детей (психологический климат, общественное мнение, социометрическая структура, лидерство);
содействие интеграции и согласованности в социально-психологическом режиме работы членов семьи;
помощь в реализации основных гуманистических подходов развития и воспитания личности в семье: возрастного (учет возрастных особенностей),
индивидуального (учет индивидуальных особенностей), дифференцированного (учет значимых критериев жизнедеятельности), личностного (опора на проявление субъектности, самосознания);
информирование семьи об актуальных социально-психологических проблемах через работу лекториев, социально-психологических служб различных организаций и учреждений;
педагогическая и социально-психологическая профилактика возникновения и развития отклоняющегося поведения и личностной деструктивности членов семьи;
помощь в проведении семейного досуга (организация праздничных мероприятий, конкурсов, соревнований, распространение льготных билетов в театр, на выставки) и др.