Социально-психологическая работа с агрессивными подростками
1.1 Понятие об агрессии
В психологии термин «агрессия» трактуется по-разному. Многие авторы исследования агрессивности предпочитают ей давать негативную оценку.
Агрессивность в общих чертах понимается как целенаправленное нанесение физического или психического ущерба другому лицу.
Если говорить о внутривидовой агрессии, то определение становится еще более кратким и должно связываться с причинением ущерба другому человеку или группе людей.
Среди факторов проявления агрессии ученые выделяют особенности семейного воспитания, примеры агрессивного поведения, которые ребенок может наблюдать с телеэкрана или со стороны сверстников, эмоциональное напряжение и фрустрации (разочарования, расстройства, срывы). Однако все эти факторы вызывают агрессивное поведение далеко не у всех. В одной и той же семье, в сходных условиях воспитания вырастают разные по степени агрессивности дети. [22, с.124]
Агрессия часто ассоциируется с негативными эмоциями -- такими как злость; с мотивами -- такими как стремление навредить или оскорбить.
Агрессия может быть рассмотрена в виде дихотомий, имеющих различные основания: физическая -- вербальная, активная -- пассивная, прямая -- косвенная, доброкачественная -- злокачественная. [7, с.124]
Важным вариантом дихотомического представления агрессии является выделение агрессии враждебной и инструментальной.
О враждебной агрессии говорят в том случае, когда главной целью субъекта является причинение вреда, страданий жертве.
Инструментальная агрессия описывает те случаи, когда индивид, нападая на других людей, преследует иные цели, нежели причинение вреда и страданий жертве. Агрессия в данном случае является не самоцелью, а средством достижения неких других целей, реализации различных желаний и потребностей личности.
Пытаясь преодолеть возникшие терминологические проблемы, Зильман заменил понятия «враждебная» и «инструментальная» агрессия на понятия агрессия «обусловленная раздражителем» и «обусловленная побуждением». Агрессия, обусловленная раздражителем, описывает действия, которые предпринимаются для устранения неприятной ситуации или ослабления ее травмирующего влияния (например, сильный голод). Агрессия, обусловленная побуждением, относится к действиям, которые предпринимаются с целью достижения различных внешних выгод.
Среди форм агрессивных реакций, встречающихся в различных источниках, можно выделить следующие: [7, с.146]
Физическая агрессия (нападение) - использование физической Размещено на http://www.allbest.ru/
силы против другого лица.
Косвенная агрессия - действия, как окольными путями направленные на другое лицо (сплетни, злобные шутки), так и ни на кого не направленные взрывы ярости (крик, топанье ногами, битье кулаками по столу, хлопанье Размещено на http://www.allbest.ru/
дверьми и др.)
Вербальная агрессия - выражение негативных чувств как через форму (крик, визРазмещено на http://www.allbest.ru/
г, ссора), так и через содержание словесных ответов (угрозы, проклятия, ругань).
Склонность к раздражению - готовность к проявлению при малейшем возбуждении вспыльчивости, резкости, гРазмещено на http://www.allbest.ru/
рубости.
Негативизм - оппозиционная манера поведения, обычно направленная против авторитета или руководства. Может нарастать от пассивногРазмещено на http://www.allbest.ru/
о сопротивления до активной борьбы против установившихся законов и обычаев.
Теория социального научения, предложенная Бандурой, рассматривает агрессию как некое специфическое социальное поведение, которое усваивается и поддерживается в основном точно так же, как и многие другие формы социального поведения.
Под агрессией понимаются акты враждебности, атаки, разрушения, то есть действия, которые вредят другому лицу или объекту. Человеческая агрессивность есть поведенческая реакция, характеризующаяся проявлением силы в попытке нанести вред или ущерб личности или обществу.
Итак, агрессия -- это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому лицу, не желающему подобного обращения.