logo
Социально-психологические аспекты педагогической деятельности А.С. Макаренко

Педагогическая деятельность и творческий путь А. С. Макаренко

Антон Семенович закончил годовые курсы по подготовке педагогов и начал свою деятельность с работы учителем в начальных классах обычной школы. С самых первых лет работы он старался вносить новизну в школьную жизнь: водил детей в туристические походы и на экскурсии, устраивал праздники, проводил внеурочные занятия - все это тогда было не распространено в учебных заведениях. В целом, молодой специалист старался подходить к своей работе творчески.

Вскоре, Макаренко принял решение, переменившее его жизнь раз и навсегда и впоследствии толкнувшего его на исследовательскую деятельность - он возглавил колонию беспризорников под Полтавой. Первые месяцы там он находился в творческом поиске методов работы с малолетними преступниками.

Первые годы работы с беспризорниками сформировали его педагогическое кредо на всю жизнь. Об этом времени Макаренко писал, что: «Никогда я еще не чувствовал себя настолько беспомощным». Но работать было нужно - перед ним стояла задача накормить, одеть и обучить детей, организовать грамотный досуг и сформировать с ними хорошие, дружеские отношения.

В то время он изучал множество педагогических трудов и одним из первых в мире осознал и впоследствии изложил в своих трудах, что учит ребенка не воспитатель, а его собственная жизнь. Так Антон Семенович самостоятельно открыл главный закон воспитания, и в этом ему помог опыт самостоятельной организации детского коллектива, в том числе заботу о каждом ребенке и его судьбе.

Первым его открытием стало то, что большую пользу приносит не строгое надзирательство и моральные учения, а совместная, глубокая работа с детьми и объединяющее, общее дело. Этим делом для воспитателей и детей стал ремонт разгромленного хозяйства неподалеку от их колонии.

Одним из важнейших изобретений в сфере коллективов стали «отряды» - временные группы воспитанников, организованные не более, чем на неделю. Сделано это было для лучшей адаптации детей в новых окружениях, так как до «реформ» Макаренко они были сформированы по мастерским и были неразлучно связаны между собой и своей специальностью.

В своей работе гениальный педагог вдохновлялся творчеством А. М. Горького: в его книгах он находил сходство судьбы писателя и своих воспитанников. Горький в свое время прошел путь от беспризорника к известному писателю и интеллигенту. Этот факт давал Антону Семеновичу сил и уверенности, что его подопечные смогут также выбраться из ямы собственной культурной бедности и безнравственности.

Интересна история переименования колонии в честь А. М. Горького: вечерами воспитанники любили читать его книги и были до глубины души тронуты схожестью собственных судеб и судьбы писателя. Они решили написать письмо Алексею Максимовичу и получили от литератора ответ. В результате душевной переписки, руководство колонии сменило название на «Трудовая колония им. А. М. Горького».

Макаренко любил говорить, что остановка - это смерть. И однажды это случилось и с его коллективом - он стал переживать кризис, “остановился”. Воспитателем было принято решение - объединиться с другой колонией для малолетних преступников. Описывая ее в “Педагогической поэме”, Антон Семенович писал, что это было полностью разрушенное место, где воспитателями управляли дети, в поножовщине сводили счеты и старшие эксплуатировали младших. Но спустя некоторое время после нелегкого объединения, это место превратилось в спокойную, налаженную, систематизированную организацию, как и до этого была обитель “горьковцев”. Таким образом, великий новатор своего времени Макаренко показал превосходство собственной концепции и ее идеальную работу. Это событие вошло в историю как “куряжская операция” и стала примером превосходства педагогической мысли над стилем работы воспитателей предыдущего поколения.