Социально-психологические аспекты педагогической деятельности А.С. Макаренко

реферат

Основные положения концепции

Первое положение концепции воспитания Антона Семеновича Макаренко - это проблема воспитания и формирования личности. Основной этап коррекционной работы педагога - проектирование действий. Макаренко считал, что знание и формирование целей труда учителя - важнейшая часть процесса воспитания подопечных.

Педагог утверждал, что развитие личности детей происходит только во время их деятельности - неважно какой, учебной ли, трудовой, игровой, познавательной, физической - важно то, что именно они принимают в ней непосредственное участие, тем самым развивая в себе различные необходимые качества, вместе с контекстными умениями и знаниями, подходящими данному виду деятельности. Иными словами, дети не только получали знания, непосредственно связанными с тем, чем они занимаются, но и формировали в себе самоконтроль, дисциплинированность, ответственность, упорство и другие важные личностные качества.

Развитие личности индивидуума - это и есть основание воспитательного процесса. Без принятия этой истины мы не поймем всей системы Макаренко. Основной и важнейший учитель малыша - это его жизнь, а задача воспитателя - сделать эту жизнь организованной, наполнить ее культурным наследием и теплыми отношениями окружающих.

Но в истине «жизнь научит» есть и еще один смысл: создавая ребенку «домашнее» окружение, отгораживая его от реальности общества и суровой действительности мы мешаем его гармоничному и естественному развитию. Домашняя дрессировка в процессе воспитания приведет к тому, что ребенок не будет готов к самостоятельной жизни, когда придет время, не сможет обеспечить себя и проявить себя в творчестве из-за отсутствия естественной тяги к трудовой деятельности.

Ни современники, ни последующие поколения ученых-педагогов не смогли понять душу философии Макаренко. Также, в его трудах часто использовалась техническая лексика: он со своими воспитанниками трудился на заводе и эту речь переносил в свои сочинения и адаптировал в методики. Он видел сходство между работой завода и слаженного детского, воспитывающего коллектива - его собственное «изобретение» и открытие.

Результатом титанических трудов А. С. Макаренко является то, что он опережая свое время смог увидеть и систематизировать базовые аксиомы педагогической технологии, а именно:

- ни одно действие педагога не должно идти вразрез и целью воспитания;

- никакое средство педагога не может быть раз и навсегда определено как вредное или полезное. Любая деятельность и воздействие должны рассматриваться в целой системе;

- никакая система средств не может быть установлена навсегда: она развивается вместе с ребенком и обществом;

- все методы воздействий адекватны и целесообразны: они проверяются опытом.

Макаренко также установил некоторое количество опережающих свое время определений для описания в своих трудах экспериментов и исследований, многие из которых используются современными учеными. Следует отметить, что эти термины являются отражением его собственных мыслей и решений педагогических проблем, а не новые названия из старых методик.

Основой его трудов является в большей степени углубление и дополнение в смысловое понятие большого количества базовых педагогических определений, а также работа над ошибками предыдущих поколений ученых. Он определил три важнейшие ошибки:

1) Воспитание разносторонне развитой личности ребенка, но не углубление в одну единственную профессию. Макаренко считал, что к труду необходимо допускать только теоретически «подкованных» учеников, и это не мешало ему обучать своих воспитанников по несколько специальностей на высоком уровне;

2) Не прививать детям любовь к труду. Излишняя «тепличность» не лучшим образом сказывается на формировании личности ребенка, поэтому не нужно относиться к трудящемуся ребенку как к рабу - такие мысли были у Антона Семеновича.

3) Каждое педагогическое средство и метод могут быть полезны по отдельности. Это в корне неверно, так как важнейшим аспектом педагогической деятельности является система средств и методов воздействия.

Развивая и совершенствую свою концепцию, педагог утверждал, что личность невозможно воспитать по частям и учитель должен видеть в каждом послушнике конечный результат. То есть, есть 2 вида проекции, который должен воспроизводить у себя в голове воспитатель:

1) Проекция, подходящая для всех детей. Она должна быть максимально конкретной и гуманной (воспитать трудолюбивого, порядочного, честного, воспитанного работника, который будет счастлив на протяжении всей своей жизни). К сожалению, этим тезисом пренебрегали многие последователи «макаренковских» теорий, не понимая его важности в воспитании человека;

2) Проекция, индивидуализированная для каждого конкретного ребенка. Она нужна для раскрытия талантов и сильных сторон школьников, для возможности дать ему профессию, подходящую по возможностям и способностям, для того, чтобы дать возможность реализоваться в жизни как человек.

Все это Антон Семенович сформулировал как закон развития личности. Однако последователи многого не учли, и все более конкретными действиями хотели воспитать абстрактно всесторонне развитого ребенка, против чего всегда активно выступал сам Макаренко. Он считал, что педагог должен видеть конкретно поставленную задачу, а не «идти вслепую».

Следующим основным тезисом педагогической технологии по Макаренко является воспитание в коллективе. Этот тезис самый сложный и с ним чаще всего появлялись разногласия среди ученых.

Антон Семенович утверждал, что сплоченный коллектив детей и воспитателей является мощнейшим двигателем воспитания личности. Также он считал, что воспитание, в первую очередь, необходимо для счастья самого человека и не для чего больше. Об этом забывают современные ученые и получается сильное искажение первоначальных теорий и идей великого педагога 20-го века. У Макаренко педагог не ставится во главу угла, а является равной единицей коллектива, такой же, как и воспитанники. В группе он выделяется лишь своим мастерством и знаниями, никаких привилегий у него не имеется. Дети наравне со старшими участвуют в воспитательном процессе, результатом которого и является сплоченный, воспитывающий коллектив. Это и есть цель всех исследований Макаренко - группа, участники которой равны между собой, творят и развивают себя и друг друга. Для Антона Семеновича нет выбора приоритета между коллективом и личностью: для него идеальным является их взаимодействие и взаимовыгодные отношения. Некоторые утверждают, что педагог был приверженцем развития коллектива. Но ведь коллектив - это не серая масса, а человек - не единственная личность и существо, и два этих понятия не могут существовать друг без друга. Человек вне общества, народа, коллектива не имеет ценности сам по себе, в одиночку он лишается всего того, что делает его человеком. Весь процесс воспитания личности единственного человека бесполезен, как бесполезны будут все личностные качества воспитанника без окружающих людей.

Точно также коллектив - это не безликое нечто, лишенное всего человеческое, не просто механическая система, выдающая «воспитательную функцию». Коллектив - это развивающийся, живой, многогранный организм, развивающийся вместе со всеми его участниками. Без личности не было бы группы, массы людей, точно как и без общества не существовало бы личности. В этом выводе и заключается один из посылов Антона Семеновича Макаренко.

Делись добром ;)