Социально-психологический тренинг общения как форма оказания психологической помощи военнослужащим

курсовая работа

3.1 Организация и методы исследования

Проводилось исследование особенностей влияния тренинга общения на эмоциональную сферу личности офицера с целью изучения возможности применения тренинга общения как формы оказания психологической помощи.

В процессе проведения исследования была сформулирована гипотеза: необходимо оказывать психологическую помощь военнослужащим для стабилизации эмоциональной сферы личности офицера.

В исследовании принимали участие две группы офицеров в/ч 83553 г.Жодино. Тренинговая группа «А» - 15 офицеров, с которыми проводились тренинговые занятия. И группа «Б» - 15 офицеров, с которыми тренинговые занятия не проводились.

На первом этапе исследовалось эмоциональное состояние офицеров обеих групп. Для этого использовались следующие методики:

1. Опросник САН [23;129]

Цель данного опросника оценить уровень самочувствия, активности, настроения. Опросник состоит из 30 пар противоположных характеристик, по которым испытуемого просят оценить свое состояние. Каждая пара представляет собой шкалу, на которой испытуемый отмечает степень актуализации той или иной характеристики своего состояния. Ответы заносятся в специальный бланк, далее подсчитываются результаты, оцениваемые в баллах.

2. Шкала самооценки Спилберга-Ханина [30;260]

Шкала разработана известным американским психологом Ч.Спилбергом и адаптирована отечественных условий Ю.А.Ханиным. Шкала предназначена для выявления состояния тревоги и тревожности как свойства личности. В основе шкалы - субъективная оценка человеком своих переживаний, ощущений, действий. Ответы заносятся в специальный бланк, далее подсчитываются баллы.

На втором этапе проводился тренинг общения с тренинговой группой А. после каждого занятия проводилась диагностика эмоционального состояния в обеих группах (группе А и группе Б).

Тематическое планирование тренинга общения

№ п/п

Цель занятия

Кол-во часов

1

Создание условий для лучшего и быстрого знакомства участников. Знакомство принципами работы группы.

2

2

Значение игрового стиля общения.

2

3

Освоение невербальных средств общения.

2

4

Закрепление навыков самораскрытия.

2

5

Развитие умения воспринимать и понимать себя и окружающих людей в процессе общения с ними.

2

6

Закрепление уже раскрытых навыков.

2

Всего:

12

Подробное содержание и описание занятий приводится в Приложении 8.

Метод статистической обработки: Критерий знаков G

Нередко, сравнивая «на глазок» результаты «до» и «после» какого либо воздействия (в нашем случае тренинга), психолог видит тенденции повторного измерения - большинство показателей может увеличиваться или, напротив, уменьшаться. Для того, чтобы доказать эффективность какого-либо воздействия, необходимо выявить статистически значимую тенденцию в смещении (сдвиге) показателей. Критерий знаков G относится к непараметрическим и применяется только для связанных (зависимых) выборок. Он дает возможность установить, насколько однонаправлено изменяются значения признака при повторном измерении связанной, однородной выборки. Критерий знаков применяется к данным, полученным в ранговой, интервальной и шкале отношений.

3.2 Сравнительный анализ эмоционального состояния офицеров и влияние на него тренинга общения

На первом этапе проводилось исследование эмоционального состояния военнослужащих по опроснику САН и методике «Шкала самооценки Спилберга-Ханина». В исследовании принимали участие две группы офицеров в/ч 83553 г.Жодино. Тесты предоставлялись участникам двух групп до проведения занятий по опроснику САН.

После проведенного исследования полученные данные были обработаны и внесены в сводную таблицу результатов. [Приложение 1]

По результатам были сделаны следующие выводы:

В тренинговой группе А:

1. опросник САН до тренинговых занятий

Самочувствие

Активность

Настроение

низ.

ср.

выс.

низ.

ср.

выс.

низ.

ср.

выс.

9

5

2

10

4

1

11

3

1

3. Опросник САН после тренинговых занятий

Самочувствие

Активность

Настроение

низ.

ср.

выс.

низ.

ср.

выс.

низ.

ср.

выс.

0

6

9

0

5

10

0

4

11

В группе Б:

1. опросник САН до занятий с группой А

Самочувствие

Активность

Настроение

низ.

ср.

выс.

низ.

ср.

выс.

низ.

ср.

выс.

11

3

2

11

4

0

8

5

3

2. Опросник САН после занятий с группой А

Самочувствие

Активность

Настроение

низ.

ср.

выс.

низ.

ср.

выс.

низ.

ср.

выс.

10

4

2

9

6

0

6

7

3

Таким образом, мы видим, что в обеих группах можно наблюдать недостаточно хороший эмоциональный фон.

Делись добром ;)