logo
Социолого-психологическое обоснование самоактуализации специалиста по социальной работе

Специфика социальной работы как профессиональной деятельности

В основе содержания социальной деятельности лежат взаимодействия ее субъекта и объекта. [5 с.56]

Социальная работа как практическая деятельность направлена на поддержку, развитие личности, т.е. объекта, реабилитацию индивидуальной и социальной субъектности человека. Профессиональная социальная работа реализуется через функционирование целого ряда специализаций, направленных на решение конкретных проблем человека (медицинских, юридических, экономических, воспитательных и т.д.).

Социальная работа как профессия имеет форму социального проектирования и прогнозирования (структурная социальная работа) и непосредственной работы с клиентом (психосоциальная работа).

Цели социальной работы независимо от модели теоретического обоснования и практики связаны с поддержанием личности клиента, а задачи социальной работы меняются в зависимости от сфер социальной практики, характера проблем клиентов, социально-психологических особенностей клиентов, условий конкретного социума. Поэтому в различных странах задачи социальной работы, а также средства ее осуществления различны и определяются социокультурным контекстом и традицией. [5 с.154]

Среди разнообразных компонентов личности специалиста по социальной работе как профессионала, в качестве наглядных примеров необходимости самоактуализации, следует выделить такое качество, как готовность и социальная активность, которая находит отражение в развитии как в профессиональной подготовке, так непосредственно в его деятельности. Рассмотрим последнее интегральное качество личности в аспекте его профессионализации. Выделенные уровни, безусловно, могут служить практико-методическим ориентиром в формировании и развитии личности социального работника как профессионала на различных жизненно-личностных этапах профессионального пути.

Социальная активность в своем развитии может быть реализована при осуществлении следующих задач [8 с.256]:

1. Формирование мотивационных основ познавательной деятельности при обучении профессии и дальнейшей деятельности;

2. Развитие самостоятельности в приобретении профессиональных и прикладных знаний, необходимых для профессиональной деятельности.

3. Понимание, осмысление и обобщение получаемой информации; поиск дополнительной информации;

4. Развитие креативности личности специалиста по социальной работе, его деловых качеств (быстрая реакция, гибкость, оригинальность, четкость, концентрированность, чувствительность, целеустремленность, стрессоустойчивость и т.д.)

5. Формирование рефлексивных умений, направленных на анализ собственных действий и состояний;

6. Формирование умений видеть ближние и дальние перспективы социальной работы, влиять на социальные процессы, своевременно решая все возникающие в деятельности сферы социальной работы вопросы и задачи;

7. Использование различных видов исследований в сфере социальной работы (описательное, аналитическое, пилотажное, глубокое, точечное, повторное, теоретическое моделирование, прогнозирование, проектирование, эмпирическое, статистическое, динамическое и т.д.);

8. Использование знаний об особенностях социальной работы с различными слоями населения и общества в целом для прогнозирования, и осуществления ее в различных условиях и на различных уровнях.

Определяющим компонентом развития личности специалиста по социальной работе как профессионала наряду с ценностными ориентациями, профессиональным сознанием и социальной активностью, безусловно, вступает ее базовая характеристика - готовность. Готовность целесообразно рассматривать на следующих уровнях [8 с.257]:

1. Личностном, рассматривающем готовность как проявление индивидуально-личностных качеств, обусловленное характером деятельности;

2. Функциональном, представляющем ее как временную готовность и работоспособность, предстартовую активизацию психических функций, умение мобилизовать необходимые физические и психические ресурсы для реализации деятельности;

3. Личностно - деятельностном, определяющем готовность как целостное проявление всех сторон личности, дающее возможность эффективно выполнять свои функции.

Для выполнения предписанных ей функций личности специалиста по социальной работе необходимо не только соответствующее профессиональное образование, но и личностная готовность соблюдать определенные профессионально-этические нормы и принципы. Влиять на клиентов, решать профессиональные задачи, можно только обладая знаниями и опытом специалиста по социальной работе, его узаконенными полномочиями (должностью), статусом (правилами) и репутацией (мнениями о достоинствах и недостатках человека), харизматическими данными (исключительными качествами, талантом) и личной привлекательностью. [2 с.70]

Особенно важны такие личностные качества специалиста по социальной работе, как его интеллектуальный, общекультурный и нравственный потенциал.

Анализируя приведенные характеристики личности, можно обратить внимание, что достижение вершин любой из них немыслимо без обладания высокой степенью самоактуализации.