Специфика проявления девиантного поведения подростков

курсовая работа

1.1 Основные подходы к изучению девиантного поведения в зарубежной и отечественной психологии

В переводе с латинского «девиация» означает отклонение. Исходным для понимания сущности девиантного поведения является понятие «норма».

Социальные нормы - это основанные на ценностях правила поведения, ожидания и стандарты, регулирующие действия и поступки людей, социальных групп, укрепляя стабильность и единство общества. Нормы воплощаются в юридических законах, морали, этикете. Выход за эти нормы расценивается обществом как девиантное поведение. В большинстве случаев она подлежит социальным санкциям - от общественного осуждения к уголовному наказанию [2, с. 63].

Социальные отклонения - это не случайные факты, а процессы, которые приобрели определенное распространение в обществе. Для того чтобы индивидуальные негативные отклонения получили качества социальных, нужны следующие условия:

- Одинаковая направленность таких отклонений в подобных групп людей в одинаковых условиях;

- Близость причин, вызывающих эти отклонения;

- Повторяемость, устойчивость указанных явлений.

Следует заметить, что не всегда просто квалифицировать тот или иной поступок как девиацию. Дело в том, что нормы, стандарты в обществе подвижны, относительны, по-разному воспринимаются различными группами. В любом обществе есть поведение, которое отклоняется от общественных норм. Причем она бывает не только со знаком «-», но и со знаком «+», как прогрессивная, опережающий это состояние общества. В последнем случае она выступает как средство развития общества (например, диссидентство).

Отрицательные формы отклонений - это социальная патология (преступность, наркомания и т.д.). Эти проявления отклонений - дисфункциональные, наносят вред обществу и личности.

Больше девиация проявляется в периоды преобразований общественных систем, когда рушатся старые нормы, ценности, стереотипы, и люди теряют ориентиры. Именно поэтому эта отрасль социологии очень актуальна для современного состояния общества. Она должна устанавливать общие причины тех или иных видов девиации, чтобы помочь обществу восстановить контроль за поведением, предотвратить распад общества, нейтрализовать центробежные тенденции.

Социальные отклонения имеют для общества различное значение. Положительные является средством прогрессивного развития системы, повышения уровня ее организованности, преодоления устаревших, консервативных, реакционных стандартов поведения. Это социальное творчество - научная, техническая, художественная, общественно-политическая. Отрицательные отклонения дезорганизуют систему, подрывая иногда ее основы. К ним относятся социальная патология - преступность, наркомания, проституция, алкоголизм. Границы между положительной и отрицательной девиантным поведением подвижны во времени и пространстве. Одновременно сосуществуют различные «нормативные субкультуры» [6, с. 19].

Девиантное поведение удачно классифицировал, по мнению социологов, Р. Мертон, который выделил несколько типов приспособления к аномии (патологического состояния общества):

- Конформизм - пассивное принятие стандартов поведения, безусловное признание существующих порядков, норм, правил, преклонение перед авторитетами. Чем стабильнее общество, тем более распространена аномия;

- Инновация - допускает согласие с определенной культурной целью, но отрицает средства ее достижения, которые одобряются социальное;

- Ритуализм - отрицает цель определенной культуры, но согласна использовать средства, которые одобряются социальное;

- Ретретизм (бегство от действительности) - наблюдается, когда человек одновременно отрицает цели и социальное одобрены средства их достижения. Лица, которые прибегают к этому средству, находясь в обществе, но не принадлежат ему;

- Мятеж - выражается в неприятии актов гражданского неповиновения.

Деформация социальных норм является основным фактором формирования различных форм девиантного поведения и соответствующих им поведенческих установок. Эта деформация может проявляться в:

- Отрыве социальной нормы от конкретных условий жизнедеятельности;

- Устарелости или несовпадения их с реалиями общественной жизни;

- Искаженном или неполном отражении в сознании людей объективных закономерностей функционирования общества;

- Нестабильности, неустойчивости и неопределенности нормы, вследствие этого не может выполнять функцию социального регулятора;

- Разрушении взаимосвязи ее структурных компонентов;

- Ослаблении или неприменении санкций, функциональной неэффективности социальных норм.

Социальные нормы деформируются под давлением трансформационных процессов в обществе, в связи с искривлением ценностных ориентаций в различных слоев населения.

Целью социологии девиантного поведения является анализ сущности девиантного поведения в условиях трансформации современного крымского общества, причин и факторов, детерминирующих этот вид поведения.

В связи с целью социология девиантного поведения решает следующие задачи:

- Выявить и обозначить основные методологические и теоретические подходы к определению девиантного поведения;

- Рассмотреть сущность и содержание отклоняющегося поведения, как социального явления;

- Проанализировать изменения в современной социокультурной реальности Крыма, раскрыть их влияние на распространение различных видов девиантного поведения;

- Проанализировать негативную девиантное поведение в условиях трансформации социума;

- Сравнить виды и особенности девиантного поведения крымской молодежи в целом;

- Апликуваты теоретические исследования девиантного поведения в современных реалий;

- Разработать пути снижения девиантного поведения в условиях трансформации общества.

Объектом социологии девиантного поведения является член общества в системе социальных изменений.

Предметом социологии девиантного поведения причины, факторы, обстоятельства, механизмы, детерминирующие девиантное поведение; особенности проявления различных видов отклоняющегося поведения.

Общепринятой точки зрения на причины девиации нет. Есть несколько теоретических подходов в объяснении этого феномена.

Биологический подход. В конце XIX в. итальянский врач Чезаре Ломброзо (1835 - 1909) установил связь между криминальным поведением и специфическими анатомо-физиологическими признаками преступника. На основе антропологических измерений осужденных он пришел к выводу о существовании «прирожденных преступников», которые составляют до 40 процентов общего количества осужденных (другие - это случайные преступники).

Им свойственны особые физические черты: сплющенный нос, редкая бородка, низкий лоб, большие челюсти, высокие скулы («атавистические» черты личности, возвращение к более ранней стадии эволюции человека). Эта теория была популярной в начале XX в., Но впоследствии ее вытеснили другие теории (таблицы, составленные Ломброзо, не подтвердились последующими исследованиями).

Известный американский врач и психолог У. Шелдон установил связь между строением тела и характерными личными качествами.

Эндоморфу (человеку умеренной полноты с мягким и несколько округлым телом) свойственны общительность, умение ладить с другими людьми и потворство своим желаниям.

Мезоморф (тот, чье тело отличается силой и стройностью) проявляет склонность к беспокойству, активен и не слишком чувствителен.

Эктоморф (отличается тонкостью и хрупкостью телосложения) склонен к самоанализу, наделен повышенной чувствительностью и нервозностью. Из этих трех типов наиболее подверженными девиации считали мезоморфы.

В последнее время биологический подход проявляется в попытках объяснения девиации аномалиями половых хромосом девианта.

Активно разрабатывался психологическое направление в объяснении девиации. Уже в XIX в. обращалось внимание на значение таких состояний и характеристик личности, как «умственные дефекты", "дегенеративность», «дебильность», «психопатия».

З. Фрейд предложил гипотезу, согласно которой девиация обусловлено внутренней конфликтностью, присущей самой личности. Он ввел понятие «потенциальный преступник с чувством вины». Есть люди, которые хотят, чтобы их поймали и наказали, поскольку они чувствуют себя виноватыми. Однако вряд ли среди преступников найдется много таких, которые по своей воле стремились бы попасть в тюрьму [9, с. 73].

Теперь психологи утверждают, что особенности личности и мотивы ее действий влияют на все виды девиации (хотя есть и тесную связь с социальными факторами).Одним из механизмов формирования девиации является аддиктивная модель поведения (аддикция - пагубная страсть к чему-либо).

Сущность ее в том, что человек стремится изменить свое психическое состояние, принимая некоторые вещества или фиксируя внимание на каких-то предметах, видах деятельности. Процесс употребления таких веществ (алкоголь, наркотики), страсть к какому-либо предмету или деятельности (азартная игра и т.д.) сопровождается развитием интенсивных эмоций и приобретает таких размеров, что начинает управлять жизнью человека, лишает его воли к противостоянию аддикции.

Такая форма поведения характерна для людей с низкой способностью переносить психологические трудности, таких, которые трудно адаптируются к быстрой смене обстоятельств. Таким образом они стремятся просто и быстро достичь психофизического комфорта. Аддикция для людей - универсальное средство убежать от реальной жизни. Для самозащиты люди с аддиктивного типом поведения используют механизм, который в психологии называется «мышление по желанию»: вопреки логике причинно-следственных связей они считают реальным лишь то, что соответствует их желанию. В результате нарушаются межличностные отношения, люди отчуждаются от общества.

Самым разнообразным и распространенным является социологическое направление в объяснении девиации. Большое внимание девиации уделял классик социологии Э. Дюркгейм (его труд «Самоубийство» появилась в 1897 p.). Он внес в социологию понятие «аномия», которое означает: состояние общества, при котором для его членов потеряли значимость социальные нормы и ценности; старые нормы уже не работают, а новые еще ??не сложились; как следствие этого для членов такого общества не существует стандартов, стандартов сравнения с другими людьми, которые бы дали возможность оценить свое социальное положение и выбрать образцы поведения; индивид не чувствует солидарности с конкретной группой, находится в неопределенном состоянии; несоответствие, разрыв между универсальными целями и ожиданиями (которые одобряются в этом обществе) и социальное приемлемыми, «законными» путями достижения их; вследствие практической недосягаемости таких целей для всех членов общества это толкает многих людей на незаконные пути их достижения [3, с. 116].

«Промышленное общество» (капитализм), по мнению Э. Дюркгейма, поощряет одинаковые для всех ценности индивидуального успеха. Однако большинство людей, лишенных богатства, высокого престижа, неизбежно оказываются в конфликте с социальными нормами или расценивают свою жизнь как неудачное. Последний аспект понимания аномии активно разрабатывал американский социолог Р. Мертон.

Современное крымское общество, к сожалению, является идеальным примером состояния аномии. За последнее столетие оно переживает уже вторую коренную ломку ценностей и норм. Сначала вековые устои общественного сознания, сформированные религией, были нарушены во время революции 1917 г. Затем в течение жизни нескольких поколений, сложились новые, социалистические ценности. Теперь они объявлены неправильными.

Общество снова потеряло ориентиры. Призыв к индивидуальному успеху в предпринимательстве и других сферах общественной жизни для абсолютного большинства граждан Крыма пока звучит как что-то нереальное. Многие люди ищут пути реализации своих стремлений вне закона. Сложился почву, очень пригоден для различных форм девиации.

В социологической теории конфликта является объяснение, согласно которому девиация - результат того, то это поведение основана на нормах другой культуры (автор американец Л. Коэн). Преступник рассматривается как носитель определенной субкультуры, конфликтной по отношению к доминирующему в этом обществе типа культуры. Например, революционер не считает свою деятельность преступной, а для правосудия она является именно такой.

Некоторые ученые как главный источник девиации рассматривают наличие в обществе социального неравенства, высокая степень различий в возможностях удовлетворения потребностей для разных социальных групп. Особенно это касается современной ситуации, когда целесообразно коэффициент, характеризующий дифференциацию общества, очень высокий (10 процентов наиболее обеспеченных в Крыму в 10 раз превышают по своим доходам 10 процентов наименование обеспеченных, а «среднего класса» практически нет [15, с. 89].

Самым разнообразным и распространенным является социологическое направление в объяснении девиации. Большое внимание девиации уделял классик социологии Э. Дюркгейм (его труд «Самоубийство» появилась в 1897 p.). Он внес в социологию понятие «аномия», которое означает: состояние общества, при котором для его членов потеряли значимость социальные нормы и ценности; старые нормы уже не работают, а новые еще не сложились; как следствие этого для членов такого общества не существует стандартов, стандартов сравнения с другими людьми, которые бы дали возможность оценить свое социальное положение и выбрать образцы поведения; индивид не чувствует солидарности с конкретной группой, находится в неопределенном состоянии; несоответствие, разрыв между универсальными целями и ожиданиями (которые одобряются в этом обществе) и социальное приемлемыми, «законными» путями достижения их; вследствие практической недосягаемости таких целей для всех членов общества это толкает многих людей на незаконные пути их достижения.

К главным негативным формам проявления девиации относятся: преступность, алкоголизм, проституция, наркомания.

В свое время Сорокин сделал очень интересный анализ попыток юристов дать определение, что такое «преступление». Он пришел к выводу, что по смыслу поступка нельзя сказать, преступный он или нет. Даже такие, казалось бы, очевидные виды деяний, как убийство, изнасилование, детоубийство, отцеубийство, во многих народов не считались преступлениями. Кража часто рассматривалась как благодеяние. Теперь в нашей стране преступность по качественным показателям приближается к общемировым тенденциям, но темпы ее роста выше. «Дикий рынок», первичное накопление капитала порождают массовую преступность. На мировую арену выходят группы организованной преступности: торговля наркотиками, рэкет и т.п.. Возникло и стало быстро нарастать такое уродливое и опасное для общества явление, как мафия, что еще совсем недавно казалось больше выдумкой кинорежиссеров, чем фактом реальной жизни [12, с. 16].

В переводе с латинского «девиация» означает отклонение. Исходным для понимания сущности девиантного поведения является понятие «норма».

Социальные нормы - это основанные на ценностях правила поведения, ожидания и стандарты, регулирующие действия и поступки людей, социальных групп, укрепляя стабильность и единство общества. Нормы воплощаются в юридических законах, морали, этикете. Выход за эти нормы расценивается обществом как девиантное поведение. В большинстве случаев она подлежит социальным санкциям - от общественного осуждения к уголовному наказанию.

Социальные отклонения - это не случайные факты, а процессы, которые приобрели определенное распространение в обществе. Для того чтобы индивидуальные негативные отклонения получили качества социальных, нужны следующие условия:

- Одинаковая направленность таких отклонений в подобных групп людей в одинаковых условиях;

- Близость причин, вызывающих эти отклонения;

- Повторяемость, устойчивость указанных явлений.

Девиантное поведение (от лат. Deviantio-отклонение), что не согласится с нормами, не соответствует ожиданиям группы или всего общества. Однако нормы временем меняются. Так, в 1919 г. в США было запрещено потребление алкоголя, а в 1933 г. открыты бары, в России в 1936 году запрещены аборты, а в 1955 г. вновь разрешены. К тому же тот же поступок может одновременно считаться девиантным и не девиантным. Кровосмешение, например, в большинстве, но не во всех, современных обществах рассматривается как девиация. То, что «норма» в субкультуре, может быть девиантным в обществе (например, ношение оружия в банде) [13, с. 48].

Определение девиантного поведения представляет собой значительные трудности, это связано с неопределенностью социальных ожиданий, часто спорные. Они могут быть неясны, меняться со временем, к тому же на основе различных культур формируются различные социальные ожидания.

Тот факт, что общество создает нормы, стандарты поведения, не означает, что оно всегда им соответствует. «Даже идеальное общество не может оставаться надолго идеальным. Представим себе, как пишет Э. Дюркгейм, общество святых, напоминающий образцовый монастырь, где живут идеальные люди. «В нем и понятия не имеют о том, что мы называем преступлением, но поступки, кажущиеся незначительными рядовому мирянину, могут вызвать среди них такой же скандал, который обычно возникает по поводу преступления среди ординарных людей, которым свойственно конформное понимание жизни».

Таким образом, девиация столь же естественна, как и ее противоположность - конформизм. С учетом высказанных выше уточнений обратимся к определению понятия девиации Смелзера: «отклонения от групповой нормы вызывает изоляцию, лечение, тюремное наказание». На основе данного определения мы можем выделить три компонента девиации: человек, которому свойственна определенная поведение; и какой-то другой человек, группа или организация, реагирующая на поведение человека.

Типология девиантного поведения, предложенная Р. Мертоном, рассматривается многими специалистами как одна из наиболее удачных. Согласно Мертону, девиация происходит в результате разрыва между культурными целями и социально одобряемыми средствами их достижения. Это определение лежит в основе его типологии девиантных поступков.

Таблица 1.1.

Типология девиации (Р. Мертон)

Способ адаптации

Одобряемые обществом цели

Социально одобряемые средства

Конформизм

+

+

Инновация

+

-

Ритуализм

-

+

Ретритизм (бегство от действительности)

-

-

Бунт

-

-

Примечание: «Плюс» обозначает согласие, а «минус» - отрицание. Например, конформное поведение характеризуется тем, что человек одновременно поддерживает и культурные ценности, и социально одобряемые средства их достижения.

Концепция Р. Мертона важна прежде всего потому, что она рассматривает конформизм и девиацию как «две чаши тех же весов» (Н.Смелзер). В ней сделан также упор на то, что девиация не является продуктом абсолютно негативным, отрицанием общепринятых стандартов, как часто предполагают многие. Вор, например, не исключает социально одобряемое цель: достижение материального благополучия.

Конформизм - единственный тип не-девиантного поведения. Инновация предполагает согласие с одобряемыми данной культурой целями, но отрицает социально одобряемые способы их достижения (например, рэкет, шантаж).

Ритуализм предполагает отрицание целей данной культуры, согласие (порой доведенная до абсурда) использовать социально одобряемые средства (пример: Умрищев - герой произведения А.Платонова «Ювенильное море»).

Ретритизм наблюдается в случае, когда человек одновременно отвергает и цели, и социально одобряемые средства их достижения (пример: бродяги, наркоманы).

Наконец, бунт, в отличие от ретритизму, бунтарь не только отрицает то и другое, но и стремится заменить старые цели и средства на новые, развивает «новую идеологию».

Концепции девиации. Особое значение в них предоставляется одному из трех вышеупомянутых факторов: человеку, норме и группе.

Биологическая. В конце XIX в. итальянский врач Ч.Ломброзо нашел связь между криминальным поведением и определенными физическими чертами. Он считал, что люди склонны к определенным типам поведения по своему биологическому составу. Криминальный тип можно определить по таким характерным чертам, как выступающая нижняя челюсть, жидкая бородка и пониженная чувствительность к боли. К этим выводам профессор судебной медицины пришел на основе изучения 11 тыс. трупов бывших преступников. Критики теории Ломброзо отмечали, что согласно последнему, бороться с преступностью легко: надо «взять человека, измерить ее, взвесить и ... повесить». У.Х. Шелдон (1940) известный американский психолог и врач, подчеркивал важность строения тела. Наиболее подвержен девиации, согласно У.Х.Шелдону, мезоморфный тип: «тяжелые», «мускулистые», «атлетические». Биологические концепции, популярные в начале XX в., Постепенно вытесняются другими [11 c.52].

Психологические и психиатрические концепции. Акцент делают на личностные факторы, особенно неправильную социализацию в детстве. Тщательные исследования показали, что сущность девиации нельзя объяснить только на основе анализа психологических факторов. В 1950 г. Шуеслер и Кресла проделали обзор многих работ, авторы которых пытались доказать, что правонарушителям и преступникам свойственны некоторые психологические особенности, не характерные для законопослушных граждан. Однако не было обнаружено ни одной психологической черты, например, эмоциональная незрелость, психическая неустойчивость. В настоящее время большинство психологов и социологов признают, что с помощью анализа какой-то одной психологической черты, конфликта и «комплекса» нельзя объяснить сущность любого типа девиации. Более вероятно, что девиация возникает в результате сочетания многих психологических и социальных факторов.

Социологические концепции. Биологическое и психологическое объяснение девиации связаны главным образом с анализом природы девиантной личности. Социологическая трактовка этого понятия учитывает социальные и культурные факторы, влияющие на девиантность.

Впервые социологическое объяснение девиации предложено теорией аномии (от греч. Anomas - беззаконный, неуправляемый) Э. Дюркгейма («Самоубийство», 1987г.). Во аномией классик социологии понимал состояние общества, при котором отсутствует четкая, непротиворечивая регуляция поведения индивидов, образуется нормативный вакуум, когда старые нормы и ценности уже не соответствуют реальным отношениям, а новые еще не утвердились. Аномия чаще всего происходит в быстро меняющемся обществе, общинах и группах, подверженных катастрофическим стрессам. В подобных обществах люди становятся отчужденных, апатичных, лишенных целей, которые ставились раньше. Главное дело Дюркгейма в общественной жизни - солидарность, а всякие отклонения от нее - проявление социальной дезорганизации. Хотя теория Дюркгейма подвергалась критике, основная мысль о том, что социальная дезорганизация - причина девиантного поведения и в наши дни считается общепризнанной.

Р. Мертон (1938) внес некоторые изменения в теорию Дюркгейма. Он считает, что причина девиации - «разрыв между культурными ценностями общества и социально одобряемыми средствами их достижения». Практика свидетельствует, что социально одобряемые средства достижения таких целей, как например, уровень образования, богатство, недостаточны для большинства населения. Возникают девиации. Существуют глубокие различия между многочисленными теориями девиации.

Таблица 1.2.

Теории девиации

Тип объяснения

Теория

Автор

Основная идея

Биологическая

Физические черты связаны с преступными

Определена строение тела, наиболее часто встречается среди девиантов.

Лоброзо

Шелдон

Физические особенности-причина девиации

Психологическая

Психоаналитическая теория

Фрейд

Конфликты, присущие личности, вызывают девиацию

Социологическая

Аномия

Культурологические теории

Теория стигматизации / клеймения

Радикальная криминология

Дюркгейм

Мертон

Селин, Миллер,

Сутер-Ленд, др..

Бекер

Турк, Квини,

Янг, Тейлор

Девиация происходит вследствие нарушения или отсутствия ясных соц. норм

Девиация нарастает при разрыве между одобряемыми в данной культуре целями и соц.способами их достижения

Причина девиации-конфликты между нормами субкультуры и господствующей культуры

Девиация-результат противодействия нормам капиталистического общества

Новейшие из них отмечают характере общества и стремятся выявить, в какой мере оно заинтересовано в создании и сохранении девиации, доказывают необходимость исправления не отдельных людей, а всего общества.

В бывшем СССР длительное время изучения девиации осуществлялось в рамках научных дисциплин (криминологии, суицидологии, др.).. Нельзя не назвать М.Н.Гернета (1874-1953) - специалиста в области уголовного и пенитенциарного права, но начата им работа была прервана в 30-х гг Социологическое исследование проблемы началось в конце 60-х начале 70-х годов XX в. Сложились исследовательские центры, например, в Ленинграде (Афанасьева, Я. Гилинский), Москва - (Г.Заиграев, Б.Леви, др.).. Значительные заслуги в развитии и институционализации социологии девиантного поведения академика В.Н.Кудрявцева. Отклоняющегося поведения, к началу 70-х гг изучалось преимущественно в рамках специальных дисциплин: криминологии, наркологии, суицидологии и т.д. Социологические исследования, ориентированные на изучение девиантного поведения, как социального явления, впервые стали практиковаться в Ленинграде в конце 60-х - начале 70-х г.г. У истоков нового направления стояли В. С. Афанасьев, А. Г. Здравомыслов, и др.. Считается, что наибольший вклад в его развитие внесли В. Н. Кудрявцев и Я. И. Гилинский.

Делись добром ;)