logo
Сравнительная характеристика адаптационного процесса студентов-гуманитариев и студентов естественно-научного направления

1.5 Оптимизация процесса адаптации

Новые социальные функции и образовательные задачи высшей школы должны воплотиться в новом отношении педагогов и студентов к целям совместной деятельности. Долгое время без внимания оставались проблемы выработки индивидуальной стратегии овладения знаниями, что в целом не удивительно, так как в условиях традиционной системы обучения студент остается в позиции «получателя», хотя приоритетным началом должна быть активная позиция студента на всех этапах обучения, при которой студент должен постоянно выбирать способы и пути достижения той или иной образовательной цели. Однако, в условиях традиционной педагогической системы, где наличие объективной оппозиции в отношениях между преподавателями и студентами, доминирование личности педагога и подавление индивидуальности студента, стремление добиться большей академической активности каждого в отдельности и достигнуть усреднения общего уровня подготовленности группы в целом, не останавливаясь при этом на вероятности психологического травмирования студента и ущемления его чувства собственного достоинства, практически очень трудно добиться оптимального педагогического взаимодействия, что особенно важно на начальном этапе обучения.

Следовательно, необходимо оптимизировать учебный процесс на основе личностно-ориентированной, субъект-субъектной модели педагогического взаимодействия. В ней преподаватель и студент сотрудничают как равноправные партнеры общения. При личностно-ориентированном обучении происходит совместная с преподавателем выработка и постановка целей и задач ,определяющая стратегию и тактику как совместной с преподавателем работы, так и самообучения студента. Известно, что основной дидактической задачей на младших курсах является оптимизация перехода студентов к новой системе обучения (школа-ВУЗ). Тем самым содержание работы в начальный период обучения должно обеспечивать формирование личности будущего специалиста. Успешному решению задач начального периода обучения способствуют, отмеченные в процессе обследования и наблюдения, особенности структуры личности студентов: высокая работоспособность, самооценка и приспособляемость; наличие взаимосвязи социальной желательности с дисциплинированностью, чувством ответственности. /7. 6, 8/.

По мнению М.Е. Добрускина, главный акцент при адаптации студентов следует ставить на объединение теоретической и практической сторон воспитательного воздействия, обеспечение гармонического соединения рационального мышление с эмоционально образным восприятием действительности. Основной путь достижения этого - создание практической направленности читаемых курсов и условий для превращения знаний студентов в убеждения, претворения их в активную жизненную позицию. /6. 88/.

Таким образом, оптимальная адаптация студентов возможна только при конструктивном взаимодействии и сотрудничестве всех участников учебного процесса.