Сравнительная характеристика адаптационного процесса студентов-гуманитариев и студентов естественно-научного направления

курсовая работа

2.1 Описание использованных методик

В ходе исследования было опрошено 143 студента, обучающихся по специальностям «психология», «социальная педагогика», «социология», «социальная работа» и «религиоведение» факультета социальных наук, «физика» и «безопасность жизнедеятельности» инженерно-физического факультета и специальность «математика» факультета математики и информатики АмГУ. Студенты-гуманитарии составили 69,2% выборки, студенты естественно-научного направления - 30,8% выборки. В силу неравнозначности выборки на различных курсах в дальнейшем использовалось процентное соотношение тех или иных показателей.

В данном исследовании было использовано два личностных опросника.

1. «Опросник диагностики межличностных отношений Т. Лири», модифицированный Л.Н. Собчак. /20/

2. «Томский опросник ригидности Г. В. Залевского» /21. 129 - 134/

2.1.1 «Опросник диагностики межличностных отношений Т. Лири»

Данная методика разработана Т. Лири и модифицирована Л.Н. Собчак. Она используется в рамках изучения социально-психологической адаптации личности. Методика рекомендуется для старшеклассников и взрослых. Опрос может проводиться как индивидуально, так и в группах. Методика содержит сто двадцать восемь утверждений, с которыми испытуемый должен согласиться (ответ «да», «скорее да»), либо не согласиться (ответ «нет», «скорее нет»). При этом испытуемый получает следующую инструкцию: «Перед Вами опросник, содержащий различные характеристики. Следует внимательно прочесть каждую и подумать, соответствует ли она Вашему представлению о себе. Если «да», то в специальной сетке, предназначенной для регистрации Ваших ответов, перечеркните крестом соответствующую порядковому номеру характеристики цифру в сетке регистрационного листа. Если - «нет», то не делайте никаких пометок на регистрационном листе. Постарайтесь проявить максимальную внимательность и откровенность, чтобы избежать повторного обследования.

Итак, какой Вы человек?»

Обработка результатов производится по восьми октантам.

Значение октантов:

I. Властный-лидирующий: При умеренных баллах - уверенность в себе, умение быть хорошим советчиком, наставником и организатором, руководителем (до 8 баллов). При показателях до 12 баллов - нетерпимость к критике, переоценка собственных возможностей; свыше 12 баллов - дидактический стиль высказываний, императивная потребность командовать другими, черты деспотизма.

II. Независимый-доминирующий: Выявляет стиль межличностных отношений от уверенного, независимого, соперничающего (до 8 баллов) до самодовольного, нарциссического, с выраженным чувством собственного превосходства над окружающими, с тенденцией иметь собственное мнение, отличное от мнения большинства, и занимать обособленную позицию в группе (12-16 баллов).

III. Прямолинейный-агрессивный: Выявляет искренность, непосредственность, прямолинейность, настойчивость в достижении цели (до 8 баллов), чрезмерное упорство, недружелюбие, несдержанность, вспыльчивость (12-16 баллов).

IV. Недоверчивый-скептический: Выявляет реалистичность базы суждений и поступков, скептицизм и неконфорность (до 8 баллов), крайне обидчивый и недоверчивый модус отношения к окружающим, с выраженной склонностью к критицизму, недовольство окружающими и подозрительностью (12-16 баллов).

V. Покорно-застенчивый: Выражает скромность, застенчивость, склонность брать на себя чужие обязанности (до 8 баллов), полная покорность, повышенное чувство вины, самоуничижение (12-16 баллов).

VI. Зависимый-послушный: Выражает потребность в доверии со стороны окружающих, в их признании (до 8 баллов), сверхконформность, полная зависимость от мнения окружающих (12-16 баллов).

VII. Сотрудничающий-конвенциальный: Выявляет стиль межличностных отношений, свойственный лицам, стремящимся к тесному сотрудничеству с референтной группой, дружелюбным отношением к окружающим (до 8 баллов), компромиссное поведение и сдержанность в проявлении своего дружелюбия по отношению к окружающим, стремление подчеркнуть свою причастность к интересам большинства (12-16 баллов).

VIII. Ответственно-великодушный: Выражает готовность помогать окружающим, развитое чувство ответственности (до 8 баллов), мягкосердечность, сверхбоязливость, гиперсоциальность установок, подчеркнутый альтруизм (12-16 баллов).

Первые четыре типа межличностных отношений характеризуются преобладанием неконформных тенденций и склонностью к конфликтным проявлениям (III, IV), большей независимостью мнения, упорством в отстаивании собственной точке зрения, тенденции к лидерству и доминирование (I, II). Другие четыре октанта представляют противоположную картину: преобладание конформных установок, конгруэнтность в контактах с окружающими (VII, VIII), неуверенность в себе, податливость мнению окружающих, склонность к компромиссам.

Уровни социально-психологической адаптации.

Низкие показатели по всем октантам (0-3 балла) - результат скрытности и неоткровенности.

Отсутствие показателей выше 4 баллов по всем октантам - данные сомнительны в плане их достоверности; испытуемый не захотел оценить себя откровенно.

4-8 баллов - характеристики, свойственные гармоничным людям; нормальный уровень адаптации.

9-12 баллов - акцентуация свойств, выявляемых данным октантом; низкий уровень адаптации.

13-16 баллов - трудности социальной адаптации, дезадаптация.

Интерпретация данных в основном должна ориентироваться на преобладание одних показателей над другими, и в меньшей степени - на абсолютные величины.

Для человека с преобладающим I октантом характерны: оптимистичность, быстрота реакций, высокая активность, выраженная мотивация достижения, тенденция к доминированию, повышенный уровень притязаний, легкость и быстрота в принятии решений, ориентация в основном на собственное мнение с минимальной зависимостью от внешних средовых факторов, экстравертированность, выраженная тенденция к спонтанной самореализации, активное воздействие на окружение, завоевательная позиция, стремление вести за собой и подчинять своей воле других, поступки и высказывания могут опережать их продуманность.

Дезадаптация, в данном случае, связана с невозможностью реализовать свои высокие запросы, с конфликтами на почве борьбы за власть в группе.

Для человека с преобладающим II октантом характерны: черты самодовольства (самовлюбленности), дистантность, эгоцентричность, завышенный уровень притязаний, выраженное чувство соперничества, проявляющееся в стремлении занять обособленную позицию в группе. Доминантность здесь в меньшей мере обращена на общие с группой интересы и не проявляется стремлением вести людей за собой, заражая их своими идеями; мнение окружающих воспринимается критически, собственное мнение возводится в ранг догмы, или достаточно категорично отстаивается. Стиль мышления не шаблонный, творческий. Эмоциям не достает тепла, поступкам конформности. Высокая поисковая активность сочетается с рассудочностью. Низкая подчиняемость.

Дезадаптация, в данном случае, связана с невозможностью реализовать потребность быть «единственным и неповторимым», из-за нежелания группы признать его уникальность. Таких людей не любят за их непохожесть на других. Для человека с преобладающим III октантом характерна: ригидность установок, сочетающаяся с высокой спонтанностью, упорство в достижении цели, практицизм при недостаточной опоре на накопленный опыт в состоянии эмоциональной захваченности, повышенное чувство справедливости, сочетающееся с убежденностью в собственной правоте, легко загорающееся чувство враждебности при противодействии и критике в свой адрес, непосредственность и прямолинейность в высказываниях и поступках, повышенная обидчивость, легко угасающая в ситуации комфортной, не ущемляющей престиж личности испытуемого. Характерен прямолинейно-агрессивный стиль межличностного поведения.

Дезадаптация в данном случае связана с невозможностью нормального сотрудничества с группой, особенно если при этом затрагиваются личностные интересы; невозможностью и (или) нежеланием менять свой стиль поведения в зависимости от требований окружающей среды.

Для человека с преобладающим IV октантом характерна: обособленность, замкнутость, ригидность установок, критический настрой к любым мнениям, кроме собственного, неудовлетворенность своей позицией в микрогруппе, подозрительность, сверхчувствительность к критике в свой адрес, неконфорность суждений и поступков, склонность к построению ригидных и сверхумных заключений, связанных с убежденностью в недоброжелательности окружающих лиц, опережающая враждебность в высказываниях и поведении, которая оправдывается априорной уверенностью; системное мышление, опирающееся на конкретный опыт, практичность, реалистичность, склонность к иронии; высокая конфликтность, которая может проявляться не слишком явно, но кумулироваться, создавая повышенную напряженность, способствуя нарастающей отгороженности.

Дезадаптация в данном случае связана с невозможностью адекватно воспринимать группу и вступать в нормальное взаимодействие с ее членами, неспособностью к принятию нового.

Для человека с преобладающим V октантом характерна: болезненная застенчивость, интровертированность, пассивность, щепетильность в вопросах морали и совести, подчиняемость, неуверенность в себе, повышенная склонность к рефлексии, заметное преобладание мотивации избегания неуспеха и низкая мотивация достижения, заниженная самооценка, тревожность, повышенная чувство ответственности, неудовлетворенность собой, склонность винить себя во всех неудачах, легко впадает в состояние грусти, пессимистически оценивают свои перспективы, аккуратность и исполнительность в работе, избегание широких контактов и социальных ролей, в которых он мог бы привлечь к себе внимание окружающих; ранимость и впечатлительность, болезненная сосредоточенность на своих недостатках и проблемах.

Дезадаптация в данном случае связана с невозможностью выполнить какие-либо задания, порученные ему; избеганием взаимодействия с коллективом; с его склонностью к однообразной индивидуальной работой (в условиях студенческой группы маловероятна).

Для человека с преобладающим VI октантом характерна: высокая тревожность, повышенная чувствительность к средовым воздействиям, тенденция к выраженной зависимости мотивационной направленности от складывающихся со значимыми другими отношений, собственного мнения - от мнения окружающих; потребность в привязанности и теплых отношениях является ведущей; неуверенность в себе тесна связана с неустойчивой самооценкой. Исполнительность и ответственность в работе создают им хорошую репутацию в коллективе, однако инертность в принятии решений, конформность установок и неуверенность в себе препятствуют их продвижению на роль лидера. Повышенная мнительность, чувствительность к невниманию и грубости окружающих, повышенная самокритичность, опасения неуспеха как основа мотивационной направленности формирует канву конформного поведения.

Дезадаптация в данном случае связана с высокой зависимостью от мнения окружающих и подверженностью манипуляциями с их стороны; в неблагоприятной среде такой человек не способен к продуктивной деятельности.

Для человека с преобладающим VII октантом характерна: эмоциональная неустойчивость, высокий уровень тревожности, и низкий - агрессивности, повышенная откликаемость на средовые воздействия, зависимость самооценки от мнения значимых других, стремление к причастности к групповым веяниям, сотрудничеству; экзальтация, потребность в возлиянии дружелюбия на окружающих, поиски признания в глазах наиболее авторитетных личностей группы; стремление найти общность с другими; энтузиазм, восприимчивость к эмоциональному настрою группы; широкий круг интересов при некоторой поверхностности увлечений. Для них характерна вытесненная эгоцентричность и агрессивность, стремление решать свои проблемы путем перекладывания трудностей и ответственностей на плечи других, маскируя истинные намерения повышенным дружелюбием и стремлением к совместной деятельности. Склонны к психосоматическим расстройствам.

Дезадаптация в данном случае связана с тем, что в группе часто не любят сверхзависимых людей, в результате чего они зачастую оказываются отвергнутыми и, следовательно, лишены эмоциональной поддержки и возможности перекладывать свои трудности на плечи других.

Для человека с преобладающим VIII октантом характерна: выраженная потребность в соответствии социальным нормам поведения, склонность к идеализации гармонии межличностных отношений, экзальтация в проявлении своих убеждений, выраженная эмоциональная вовлеченность (может носить более поверхностный характер, чем это декларируется), художественный тип восприятия и переработки информации, стиль мышления - целостный, образный. Легкое вживание в разные социальные роли, гибкость в контактах, коммуникабельность, доброжелательность, жертвенность, стремление к деятельности, полезной для всех людей, проявление милосердия, благотворительности, миссионерский склад личности. Артистичность. Потребность производить приятное впечатление, нравиться окружающим. Проблема подавленной или вытесненной враждебности, вызывающей повышенную напряженность, соматизация тревоги, склонность к психосоматическим заболеваниям, вегетативный дисбаланс как результат блокированности поведенческих реакций.

Характерен психосоматический вариант дезадаптации.

2.1.2 Томский опросник ригидности Г.В. Залевского

Данная методика рекомендуется для старшеклассников и взрослых. Опрос может проводиться как индивидуально, так и в группах. Методика содержит сто пятьдесят вопросов и утверждений. Испытуемый получает следующую инструкцию: «Оцените свое отношение к перечисленным вопросам и утверждениям и отметьте на бланке соответствующий ответ». (Варианты ответов: да, скорее да, нет, скорее нет). Обработка результатов производится по ключу.

Опросник ригидности Залевского состоит из шести смысловых и двух контрольных шкал. Шкала симптомокомплекс ригидности (ШСКР) определяет склонность к широкому спектру фиксированных форм поведения - персеверация. Шкала актуальной ригидности (ШАР) выявляет неспособность при объективной необходимости изменить мнение, отношение, установку, мотивы и т.д. Шкала сензитивной ригидности (ШСР) отражает эмоциональную реакцию человека на новое, на ситуации, требующие каких-либо изменений, возможно, страх перед новым. Шкала установочной ригидности (ШУР) отражает установку на принятие - непринятие нового, необходимость изменений самого себя - самооценки, уровня притязаний, системы ценностей и т.п. Шкала ригидности как состояния (ШРКС) - высокие показатели по этой шкале свидетельствуют о том, что в состоянии страха, стресса, утомления человек в высокой степени склонен к ригидному поведению; в обычных условиях такое поведение он может не проявлять. Шкала преморбидной ригидности (ШПР) свидетельствует о наличии трудности у испытуемых в ситуациях каких-либо перемен уже в подростковом и юношеском возрасте. Шкала реальности (ШР) - контрольная, показывает, исходит ли испытуемый из своего опыта или только из предположений (высокие показатели свидетельствуют о том, что испытуемый исходил из некоторых предположений, следовательно результаты обследования не могут вызывать доверия). Шкала лжи (ШЛ) отражает достоверность получаемых результатов.

Затем был проведен качественный и количественный анализ полученных данных. Были найдены процентные соотношения различных диагностических категорий испытуемых в каждой группе и сравнение полученных данных между группами и между факультетами.

2.2 Анализ данных, полученных при опросе студентов

При анализе полученных данных мы опирались на следующие показатели: процентное соотношение студентов, адаптированных, слабо адаптированных и дезадаптированных по каждому из октантов, а так же процентное соотношение студентов, имеющих высокий, средний и низкий показатели ригидности.

При анализе результатов диагностики социально-психологической адаптации было выявлено следующее:

В 160 группе (специальность «религиоведение») все испытуемые ответили искренне, получена следующая картина: гармоничных личностей - 54.6%; плохо адаптированы по I октанту - 18,2%, по II - 9,1%, по III - 0%, по IV - 9,1%, по V - 9,1%, по VI - 0%, по VII - 18,2%, по VIII - 18,2%; дезадаптированных нет.

В целом уровень адаптации группы выше среднего.

В 161 группе (специальность «социальная работа») все испытуемые ответили искренне, получена следующая картина: гармоничных личностей - 27,3%; плохо адаптированы по I октанту - 36,4%, по II - 18,2%, по III - 22,7%, по IV -13,6%, по V - 9,1%, по VI - 4,5%, по VII - 27,3%, по VIII - 31,8%; дезадаптированы по I октанту - 13,6%, по II - 0%, по III - 4,5%, по IV - 0%, по V - 4,5%, по VI - 0%, по VII - 0%, по VIII - 0%; максимальный уровень дезадаптации - 15 баллов.

В целом уровень адаптации группы нормальный.

В 162 группе (специальность «социальная педагогика») все испытуемые ответили искренне, получена следующая картина: гармоничных личностей - 29,3%; плохо адаптированы по I октанту - 25%, по II - 16,7%, по III - 29,2%, по IV -16,7%, по V - 12,5%, по VI - 4,2%, по VII - 25%, по VIII - 25%; дезадаптированы по I октанту - 0%, по II - 0%, по III - 4,2%, по IV - 0%, по V - 0%, по VI - 4,2%, по VII - 0%, по VIII - 4,2%; максимальный уровень дезадаптации - 13 баллов.

В целом уровень адаптации группы нормальный

В 163 группе (специальность «социология») все испытуемые ответили искренне, получена следующая картина: гармоничных личностей - 36,8%; плохо адаптированы по I октанту - 15,8%, по II - 31,6%, по III - 15,8%, по IV -31,6%, по V - 15,8%, по VI - 5,3%, по VII - 5,3%, по VIII - 0%; дезадаптированы по I октанту - 0%, по II - 0%, по III - 0%, по IV - 0%, по V - 0%, по VI - 0%, по VII - 0%, по VIII - 5,3%; максимальный уровень дезадаптации - 13 баллов.

В целом уровень адаптации группы нормальный.

В 164 группе (специальность «психология») ответили искренне - 95,5% испытуимых, получена следующая картина: гармоничных личностей - 23,8%; плохо адаптированы по I октанту - 28,6%, по II - 4,8%, по III - 19%, по IV -9,5%, по V - 9,5%, по VI - 9,5%, по VII - 23,8%, по VIII - 14,3%; дезадаптированы по I октанту - 0%, по II - 0%, по III - 0%, по IV - 0%, по V - 0%, по VI - 0%, по VII - 4,8%, по VIII - 19%; максимальный уровень дезадаптации - 15 баллов.

В целом уровень адаптации группы нормальный.

В 111 группе (специальность «физика») все испытуемые ответили искренне, получена следующая картина: гармоничных личностей - 31,3%; плохо адаптированы по I октанту - 18,8%, по II - 25%, по III - 31,3%, по IV -25%, по V - 12,5%, по VI - 6,3%, по VII - 12,5%, по VIII - 6,3%; дезадаптированы по I октанту - 12,5%, по II - 12,5%, по III - 6,3%, по IV - 6,3%, по V - 6,3%, по VI - 12,5%, по VII - 12,5%, по VIII - 12,5%; максимальный уровень дезадаптации - 15 баллов.

В целом уровень адаптации группы низкий.

В 113 группе (специальность «БЖД») все испытуемые ответили искренне, получена следующая картина: гармоничных личностей - 31,6%; плохо адаптированы по I октанту - 42,1%, по II - 10,5%, по III - 15,8%, по IV -10,5%, по V - 0%, по VI - 5,3%, по VII - 26,3%, по VIII - 10,5%; дезадаптированы по I октанту - 0%, по II - 0%, по III - 0%, по IV - 0%, по V - 5,3%, по VI - 0%, по VII - 0%, по VIII - 0%; максимальный уровень дезадаптации - 13 баллов.

В целом уровень адаптации группы выше среднего.

В 151 группе (специальность «математика») ответили искренне - 88,9% испытуемых, получена следующая картина: гармоничных личностей - 33,3%; плохо адаптированы по I октанту - 22,2%, по II - 33,3%, по III - 22,2%, по IV -11,1%, по V - 11,1%, по VI - 0%, по VII - 33,3%, по VIII - 11,1%; дезадаптированы по I октанту - 11,1%, по II - 0%, по III - 0%, по IV - 0%, по V - 0%, по VI - 0%, по VII - 0%, по VIII - 11,1%; максимальный уровень дезадаптации - 14 баллов.

Делись добром ;)