logo
Сравнительный анализ понимания личности с позиций фрейдизма и бихевиоризма

1.1 Что такое личность

"Самое изумительное, из того, что

создала природа, - это личность человека"

Гёте

На вопрос, что такое личность, социологи и психологи отвечают по разному, и в разнообразии их ответов, а отчасти и в расхождении мнений на этот счет проявляется сложность самого феномена личность.

Слово личность ("personality") в английском языке происходит от латинского слова "persona". Первоначально это слово обозначало маски, которые надевали актеры во время театрального представления в древнегреческой драме. По сути, этот термин изначально указывал на комическую или трагическую фигуру в театральном действии. Таким образом, с самого начала в понятие "личность" был включен внешний, поверхностный социальный образ, который принимает индивидуальность, когда играет определенные жизненные роли - некая "личина", общественное лицо, обращенное к окружающим.

Чтобы составить представление о многообразии значений понятия "личность" в социологии и психологии, обратимся к взглядам некоторых признанных теоретиков в этой области.

Например, Карл Роджерс описывал личность как организованную, долговременную, субъективно воспринимаемую сущность, составляющую самую сердцевину наших переживаний. Гордон Оллпорт определял личность как то, что индивидуум представляет на самом деле - внутреннее "нечто", детерминирующее характер взаимодействия человека с миром. А в понимании Эрика Эриксона индивидуум в течение жизни проходит через ряд психосоциальных кризисов, и его личность предстает как функция результатов кризиса. Джордж Келли рассматривал личность, как присущий каждому индивидууму уникальный способ осознания жизненного опыта. Совсем другую концепцию предложил Раймонд Кеттел, по мнению, которого ядро личностной структуры образуется шестнадцатью исходными чертами. Согласно А.Н. Леонтьеву, личность - качественно новое формирование. Она формируется благодаря жизни в обществе. Поэтому личностью может быть только человек, и то лишь при достижении им определенного возраста. В ходе деятельности человек вступает во взаимоотношения с другими людьми в общественные отношения, и эти отношения становятся личностно образцовыми.

Со стороны самого человека его формирование и жизнь как личности выступают, прежде всего, как развитие, трансформация, подчинение и предпочтение его мотивов. Это представление достаточно сложно и требует пояснений. Оно не совпадает с традиционной трактовкой в широком смысле. Суженое понятие позволяет выделить очень важный аспект человеческого бытия, связанный с общественным характером его жизни. Человек как общественное существо обретает новые качества, которые соответствуют, если его рассматривать как существо изолированное, несоциальное. И, кажется, личность с определенного времени начинает вносить определенный вклад в жизнь общества и отдельных людей. Рассмотрим критерии сформировавшейся личности по А.Н. Леонтьеву:

Наличие в мотивах иерархии в определенном смысле - как способности преодолеть собственные непосредственные побуждения ради чего-то другого - способности к поведению опосредованному. При этом предполагается, что мотивы, благодаря которым преодолеваются непосредственные побуждения, социальны по происхождению и смыслу;

Способность к сознательному руководству собственным поведением; это руководство происходит на основе осознанных мотивов - целей и принципов. Наконец, Альберт Бандура рассматривал личность в виде сложного паттерна, непрерывного взаимовлияния индивидуума, поведения и ситуации.

Столь явная несхожесть приведенных концепций недвусмысленно показывает, что содержание личности с позиций разных теоретических представлений гораздо многограннее, чем представленное в первоначальной концепции "внешнего социального образа".

Г.С. Абрамов в своей книге описывает личность как особое качество психической реальности человека, проявляющая себя в момент встречи двух людей. Это, прежде всего мать и ребенок. В психологической литературе есть описание первой встречи - обычно она происходит во время кормления ребенка грудью, когда он в этой ситуации встречается глазами с матерью, на миг прекращает сосание и кусает грудь матери. В этой ситуации есть то содержание, которое характеризует встречу как особое явление в отношениях людей - они оба в ней изменятся. Ребенок изменил свою активность, это же вынуждена сделать и женщина. Их дальнейшие отношения уже опосредованы тем, что случилось, - они пережили момент присутствия другого человека, возможности воздействия на него и возможности взаимодействия.

В философии "личность" - это человек, осуществляющий выбор в пользу "образа человеческого", несущий в душе этот образ и пытающийся реализовать его в конкретной эмпирической ткани своего жизненного пути.

В общей психологии - это систематическое качество, приобретаемое индивидуумом в процессе деятельности.

Большая психологическая энциклопедия дает следующее определение личности - это опосредующее звено, через которое внешнее воздействие связано со своим эффектом в психике индивида. Появление личности в таком качестве обусловлено тем, что индивид в совместной деятельности с другими индивидами изменяет мир и посредством этого изменения приобретает и себя, становясь личностью. Личность характеризуется:

Активностью - стремление субъекта выйти за собственные пределы, расширить сферу деятельности, действовать за гранями требований ситуации и ролевых предписаний;

Направленностью - устойчивой доминирующей системой мотивов: интересов, убеждений, идеалов, вкусов и прочего, в чем проявляют себя потребности человека;

Глубинными смысловыми структурами (согласно Л.С. Выгодскому), обуславливающими ее сознание и поведение; они устойчивы к вербальным воздействиям и преобразуются в совместной деятельности групп и коллективов (принцип опосредования деятельного);

Степенью осознанности своих отношений к действительности: отношения, установки, диспозиции и прочее.

Еще одно определение личности: "личность - характерные черты поведения отдельного человека".

"Личность", следовательно, в этом случае выводится из поведения, то есть чья-то личность считается причиной его (ее) поведения. К этому можно добавить, что во многих определениях личности подчеркивается, что к числу личностных не относятся психологические качества человека, характеризующие его познавательные процессы или индивидуальный стиль деятельности, за исключением тех, которые проявляются в отношениях к людям в обществе.

Как отмечали Хьелл Л. и Зиглер Д. в своей книге "Теории личности", большинство теоретических определений личности содержат следующие общие положения:

В большинстве определений подчеркивается значение индивидуальности или индивидуальных различий. В личности представлены такие особые качества, благодаря которым данный человек отличается от всех остальных людей. Кроме того, понять, какие специфические качества или их комбинации дифференцируют одну личность от другой, можно только путем изучения индивидуальных различий.

В большинстве определений личность предстает в виде некой гипотетической структуры или организации. Поведение индивидуума, доступное непосредственному наблюдению, по крайней мере частично, рассматривается как организованное или интегрированное личностью. Другими словами, личность - абстракция, основанная на выводах, полученных в результате наблюдения за поведением человека.

В большинстве определений подчеркивается важность рассмотрения личности в соотношении с жизненной историей индивидуума или перспективами развития. Личность характеризуется в эволюционном процессе в качестве субъекта влияния внутренних и внешних факторов, включая генетическую и биологическую предрасположенность, социальный опыт и меняющиеся обстоятельства окружающей среды.

В большинстве определений личность представлена теми характеристиками, которые "отвечают" за устойчивые формы поведения. Личность, как таковая, относительно не измена и постоянна во времени и меняющихся ситуациях; она обеспечивает чувство непрерывности во времени и окружающей обстановке.

Несмотря на вышеперечисленные точки соприкосновения, определения личности у разных авторов существенно варьируются. Но из всего вышеизложенного можно отметить, что личность чаще всего определяют как человека в совокупности его социальных, приобретенных качеств. Это значит, что к числу личностных не относятся такие особенности человека, которые генотипически или физиологически обусловлены, никак не зависят от жизни в обществе. В понятие "личность" обычно включают такие свойства, которые являются более или менее устойчивыми и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его значимые, для людей, поступки.

В повседневном и научном языке очень часто встречается, наряду с термином "личность", такие термины как "человек", "индивид", "индивидуальность". Обозначают ли они один и тот же феномен, или между ними есть какие-то различия? Чаще всего эти слова употребляются как синонимы, но если подходить строго к определению этих понятий, то можно обнаружить существенные смысловые оттенки.

Человек - понятие самое общее, родовое, ведущее свое происхождение с момента выделения Homo sapiens.

Индивид - это единственный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех социальных и психологических черт человечества: разума, воли, потребностей, интересов и так далее. Понятие "индивид" в этом случае употребляется в значении "конкретный человек". При такой постановке вопроса не фиксируются как особенности действия различных биологических факторов (возрастных особенностей, пола, темперамента), так и различия социальных условий жизнедеятельности человека. Однако полностью абстрагируются от действия этих факторов невозможно. Очевидно, что существуют большие различия между жизнедеятельностью ребенка и взрослого человека, человека первобытного общества и более развитых исторических эпох. В целях отражения конкретно-исторической особенности развития человека на различных уровнях его индивидуального и исторического развития, наряду с понятием "личность". Индивид в данном случае рассматривается как отправной момент для формирования личности от исходного состояния, личность - итог развития индивида, наиболее полное воплощение всех человеческих качеств.

Индивидуальность (с латинского языка individuum - неделимое, особь) - понятие, обозначающее в экспериментальной психологии уникальный набор более или менее стандартных психологических качеств, свойственных отдельному человеку. Понимание индивидуальности человека включает в себя изучение организации его психологического пространства, где событиями измеряется психологическое время.

Фактором рождения человека, человеком ему дана возможность быть индивидуальностью за счет свойств его организма и событий, которые произойдут только с ним. Чтобы индивидуальность состоялась, человеку надо жить среди людей - быть личностью, человеком с определенным местом в системе отношений, с определенной дистанцией по отношению к другим людям. Присутствие другого человека, отношение к другому человеку выявляет у каждого из участников отношений данные им свойства психической реальности.

Итак, в момент рождения ребенок еще не является личностью. Он всего лишь индивид. В.А. Чуланов отмечает, что для формирования личности индивиду нужно пройти определенный путь развития и указывает две группы условий для этого развития: биологические, генетические задатки, предпосылки и наличие социальной среды, мира человеческой культуры, с которым ребенок взаимодействует. Понятие "личность" вводится для выделения, подчеркивания неприродной ("надприродной", социальной) сущности человека и индивида, то есть акцент делается на социальном начале. Личность - целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством активной деятельности и общения. Понятие "личность" показывает, как в каждом человеке индивидуально отражаются социально значимые черты, и проявляется его сущность, как совокупность всех общественных отношений. Из всего этого можно выделить, что личность - это статус человека в обществе. Этот статус необходимо развивать, поддерживать, чтобы не возник обратный процесс, деградация личности.