logo
Сравнительный анализ психического развития детей 6-7-летнего возраста в плане их готовности к обучению в школе

2.3 Контрольный этап: повторное диагностическое обследование с целью выявления динамики и анализа результатов в подготовительной группе

На данном этапе было проведено повторное диагностическое обследование только детей подготовительных групп, поскольку для детей 6 лет, еще на первом этапе экспериментально-практической работы задания были не по возрасту сложными и не результативными.

Цель данного этапа: сравнить полученный результат с результатами первичной диагностики, выявить динамику, проанализировать, повлиял ли формирующий этап на улучшение результатов психологической готовности к школе.

В результате проведенного повторного диагностического обследования были получены следующие результаты:

Таб. 3 Итоговые результаты ориентационного теста школьной зрелости А. Керна - Я. Йирасека детей 7 лет

Первичная диагностика

Результат

Повторная диагностика

Результат

1.

Богдан Вадим

7 баллов Зреющий уровень, вариант А

Богдан Вадим

7 баллов Зреющий уровень, вариант А /без изменения/

2.

Букреева Маргарита

7 баллов Зреющий уровень, вариант А

Букреева Маргарита

7 баллов Зреющий уровень, вариант А /без изменения/

3.

Коренев Андрей

5 баллов Зрелый уровень

Коренев Андрей

5 баллов Зрелый уровень /без изменения/

4.

Костенко Маша

5 баллов Зрелый уровень

Костенко Маша

5 баллов Зрелый уровень/без изменения/

5.

Моренко Максим

4 балла Зрелый уровень

Моренко Максим

4 балла Зрелый уровень /без изменения/

6.

Палиев Руслан

7 баллов Зреющий уровень, вариант А

Палиев Руслан

5 баллов Зрелый уровень /положительная динамика/

7.

Петрова Катя

8 баллов Зреющий уровень, вариант Б

Петрова Катя

7 баллов Зреющий уровень, вариант А /положительная динамика/

8.

Сигидин Дима

4 балла Зрелый уровень

Сигидин Дима

4 балла Зрелый уровень /без изменения/

9.

Семендяева Алина

6 баллов Зреющий уровень, вариант А

Семендяева Алина

6 баллов Зреющий уровень, вариант А /без изменения/

10.

Тихомирова Виллина

7 баллов Зреющий уровень, вариант А

Тихомирова Виллина

5 баллов Зрелый уровень /положительная динамика/

Итог

Результаты первичной диагностики

Зрелый уровень: - 4 человек (40%)

Зреющий уровень, вариант А -5человек (50%)

Зреющий уровень, вариант Б -1человек (10%)

Незрелый уровень психомоторного развития: - 0 человека (0%)

Результаты повторной диагностики

Зрелый уровень: - 6 человек (60%)

Зреющий уровень, вариант А -4человека (50%)

Зреющий уровень, вариант Б -0 человек (0%)

Незрелый уровень психомоторного развития: - 0 человека (0%)

Положительная динамика - у трех человек (30%)

Отсутствие изменений в результатах 7 воспитанников объясняется тем, что:

- во-первых: формирующий этап занимал небольшой промежуток времени, а психомоторное созревание это не сиюминутный процесс;

- во-вторых: 40% детей уже на момент первичного обследования имели зрелый уровень и просто подтвердили его на повторном этапе.

Результаты повторного проведенного теста Тулуз-Пьерона для удобного анализа отражены в графике. Для сравнения были взяты показатели:

· средняя скорость выполнения теста в 1-ый и 2-ой раз

· средний коэффициент выполнения теста в 1 и 2-ой раз

Рис. 2

Полученные результаты позволяют наглядно увидеть что, хотя скорость выполнения задания возросла ненамного, улучшились такие качественные характеристики внимания, как устойчивость, концентрация, переключаемость.

Качество выполнения теста Бендер так же имеет положительную динамику, по сравнению с первичными результатами:

Первичная диагностика:

Высокий: - 3(30%)

Средний: 6 человек (60%)

Низкий: 1человека (10%)

Повторная диагностика:

Высокий: - 4 (40%)

Средний: 7 человек (70%)

Низкий: 0 человек (0%)

Таким образом, при повторной диагностике была получена положительная динамика по всем результатам, что доказывает эффективность подобранных игр и упражнений на втором этапе экспериментально-практической работы.

Этот этап работы длился с 6 по10 апреля 2015 года.

Выводы: экспериментально-практическая работа, разделенная на три этапа позволила подтвердить факты, изложенные в теоретической части работы, а так же подтвердить гипотезу о том, что дети семилетнего возраста отличаются от детей 6 лет более зрелым уровнем психомоторного развития и саморегуляции, более высоким уровнем развития психических познавательных процессов, что делает усвоение школьной программы более успешным и результативным.

Повторная диагностика так же подтвердила, что на критерии психологической готовности в школе в немалой степени влияет планомерная подготовка, состоящая из серии специально подобранных игр и упражнений на развитие внимания, памяти, мышления, саморегуляции и др.