Становление личности ребенка дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности

курсовая работа

2.3 Коррекционно-развивающая работа по снижению детской агрессивности

Целью данного этапа работы является проведение коррекционно-развивающих мероприятий по снижению вербального вида агрессивности. Данная работа реализуется нами в трех направлениях: «исследователь - ребенок», «исследователь - педагог», «исследователь - родитель».

Первостепенный характер имеет непосредственно работа исследователя с ребенком. Созданный нами комплекс коррекционно-развивающих мероприятий включает в себя различные игры и упражнения, направленные на формирование у 20% детей чувства эмпатии, установление взаимопонимания между данными детьми и детским коллективом данной возрастной группы.

Нами были проведены следующие игры:

1. «В тридевятом царстве» - способствует формированию чувств эмпатии, установлению взаимопонимания между взрослым и ребенком.

Исследователь и ребенок читают вместе сказку, затем ребенок рисует запомнившиеся события на большом листе и отмечает где он (ребенок) хотел бы оказаться, сопровождая рисунок описанием своих похождений в «сказке».

2. «Липучка» - способствует развитию умения взаимодействовать со сверстниками, снятию мышечного напряжения, сплочению детских групп.

Все дети двигаются по комнате, двое из которых («липучки») пытаются поймать в свои «сети» других сверстников. С каждым пойманным ребенком «липучка» увеличивается.

3. «Угадай-ка» - способствует снятию эмоционального, мышечного напряжения, активизации знаний детей о различных эмоциях.

Исследователь просит одного из детей изобразить какую-либо эмоцию. остальные дети - зрители угадывают, какую эмоцию переживает, изображает ребенок, что происходит в его мини-сценке.

4. «Лото настроений» - формирует положительный, эмоциональный настрой в группе, активизирует представление детей об эмоциях. Детям раздаются наборы картинок, на которых изображены животные с различной мимикой. А исследователь показывает детям схематичное изображение той или иной эмоции. Дети должны в своем наборе отыскать животное с такой же эмоцией.

5. «Назови похожее» - активизирует словарный запас детей, за счет слов, обозначающих различные эмоции.

Дети делятся на 2 команды, исследователь показывает (или называет) эмоцию. Представители от каждой команды по очереди называют синонимы.

6. «Маленькое привидение» - имеет целью научить детей в приемлемой форме выплеснуть накопившийся гнев.

Исследователь объявляет детям, что они должны играть роль добрых маленьких привидений. По хлопку исследователя они должны согнуть в локтях руки, пальцы растопырить и произносить страшным голосом звук «У». Если исследователь тихо хлопает, то они тихо произносят «У», если громко хлопает, то громко произносит.

7. «Сороконожка» - учит детей взаимодействию со сверстниками, способствует сплочению детского коллектива.

Дети встают друг за другом, держась за талию впереди стоящего. По команде «Сороконожка» начинает выполнять различные движения (исследователь впереди показывает). Главная задача - не разорвать единую «цепь», сохранить Сороконожку в целости.

8. «Волшебные шарики» - способствует снятию эмоционального напряжения.

Дети садятся в круг. Исследователь просит их закрыть глаза и сделать из ладошек «лодочку». Затем кладет каждому ребенку в ладони стеклянные шарики и дает инструкцию: «Согрейте шарик, отдайте ему часть своего тепла и ласки, откройте глаза и по очереди расскажите о чувствах, которые возникли у вас во время упражнения».

9. «Мой хороший попугай» - способствует развитию чувства эмпатии, умения работать в группе.

Дети становятся в круг, затем исследователь говорит: «К нам в гости прилетел попугай. Он хочет с нами познакомиться и поиграть. Что мы можем сделать, чтобы ему понравилось у нас. Ребенок, получив игрушку, прижимает ее к себе, гладит, говорит что-то ласковое и передает другим.

10. «Цветик-семицветик» - помогает детям оценивать свое эмоциональное состояние, проанализировать поведение

Исследователь представляет вниманию детей ромашку из 7 лепестков, на которых нарисованы лица, выражающие разные эмоции.

11. «Испорченный телефон» - способствует развитию умения взаимодействовать.

Все дети закрывают глаза, кроме двоих. Исследователь молча показывает первому игроку какую-либо эмоцию, при помощи мимики или пантомимики. Первый игрок, «разбудив» второго игрока, передает увиденную эмоцию, как он ее понял, тоже без слов. И так до последнего участника игры.

После этого исследователь опрашивает всех игроков, начиная с последнего и заканчивая первым о том, какую эмоцию, по их мнению, им показывали.

14. «Снимается кино» - способствует развитию чувства эмпатии, активизирует знание эмоций.

Среди детей выбирается Сценарист и Режиссер. Они ищут исполнителя главной роли. Всем дается задание: Сценарист называет какого-нибудь сказочного героя, а Режиссер называет любое настроение. Актер должен произнести какую-нибудь фразу от лица этого персонажа с тем же чувством.

Игры проводились с группой, состоящей из 5-6 человек, 1-2 раза в неделю. Длительность занятия от 20-25 минут.

Проведение данных игр с 20% детей прошло успешно, без затруднений.

В данную работу были включены и другие дети данной группы, для наилучшего достижения поставленной цели данного этапа работы (Лена К., Женя З., Рима Л., Витя Н.. Коля С.).

Дошкольники работали активно, старались не ссориться, не пререкаться со сверстниками. Положительно эмоциональный тон работы способствовал наилучшей коррекции вербальной агрессии. Проведения дополнительных мероприятий не потребовалось, так как исследуемые дети в ходе данных игр принимали активное участие на первостепенных позициях.

Также наше исследование включает работу с педагогом данной возрастной группы и родителями 20% детей, имеющих вербальные агрессии, которая проводилась в форме консультаций. Консультация для родителей направлена на их педагогическое просвещение в области изучаемой проблемы, ориентирует на оптимальное общение с агрессивными детьми в домашней обстановке. Консультация для педагогов имеет целью расширить и углубить представления воспитателей о методике работы агрессивными детьми в данной возрастной группе.

Таким образом, разработанный нами комплекс коррекционно-развивающих мероприятий проводился в трех направлениях: «исследователь - ребенок», «исследователь - педагог», «исследователь - родитель».

Ниже вашему вниманию представлены результаты, полученные в ходе контрольного обследования, и определены эффективность влияния данной программы на уровень агрессивных проявлений у испытуемых.

Делись добром ;)