1.1 Понятийный аппарат
В ходе исследования были изучены следующие понятия:
Эмоции - особый класс психологических процессов и состояний, связанных с инстинктами, потребностями и мотивами, отражающихся в форме непосредственного переживания. Эмоции служат одним из главных механизмов внутренней регуляции психической деятельности и поведения, направленных на удовлетворение актуальных потребностей. Формирование эмоций человека - важнейшие условия развития его как личности.[23]
Эмоции - это особый класс субъективных психологических состояний, отражающихся в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного отношения человека к миру, к людям, процессам и результатам его практической деятельности. [30]
В большой медицинской энциклопедии под редакцией Петровского Б.В. дается следующее определение. Эмоции - это субъективное состояние человека и животных, возникающие в ответ на воздействие внешних и внутренних раздражителей и проявляющиеся в форме непосредс.твенных переживаний (удовольствие, неудовольствие, гнев, страх). [5]
Петровский А.В. описывает эмоции « как непосредственное, временное переживание какого - нибудь более постоянного чувства. Эмоция это душевное волнение, душевное движение. В одних случаях эмоции отмечаются действительностью. Они становятся побуждениями к поступкам, к высказываниям, увеличивают напряжение сил и называются стеническими. В других случаях эмоции (астенические) характеризуются пассивностью или созерцательностью, переживание чувств расслабляет человека, человек уходит в себя, замыкается. [37]
Вилюнас В.К. выделяет, что « эмоции в деятельности человека выполняют функцию оценки ее хода и результатов. Они организуют деятельность, стимулируют и направляют ее. Эмоции - это такие психологические образования, которые окрашивают в образе отражаемое содержание, как бы добавляясь к нему, выражают значимость этого содержания для субъекта (функция, оценка) и определяет его к соответствующей значимости (функция, побуждение) [10].
Эмоции являются механизмами, нарушающими равновесие в образе среды между одинаковыми возможностями действия. Вилюнас В.К. классифицировал эмоции. Выделяет два основных вида: ведущие и производственные. Ведущие эмоции открывают субъекты значимости или смысл самого предмета потребности. Производственные - открывают субъекту смысл как предметы, которые обладают лишь ситуативной, условной жизненной значимостью, опосредованной их объективным отношением к предмету ведущей эмоции.
С точки зрения Леонтьева, у человека главная функция эмоций состоит в том, что благодаря эмоциям мы лучше понимаем друг друга. Эмоции выступают как внутренний язык, как система сигналов, посредством которой, субъект узнает о потребности, значимости происходящего. Особенность эмоций в том, что они непосредственно отражают, отношения между мотивами и реализацией отвечающей этим мотивам.[15]
Немов Р.С., в своей работе, выделяет три эмоциональных основных состояний человека - собственно эмоции, чувства, аффект.[34]
Рассмотрим понятие аффект. Определение понятия в словаре под ред. Зинченко звучит так: «Аффект - сильное и относительно эмоциональное кратковременное состяние, связанное с резкими изменениями важных для субъекта жизненных обстоятельств и сопровождается резко выраженными двигательными проявлениями и изменениямив функциях внутренних органов»[22]
Тревожность - склонность человека переживать тревогу, т.е. эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях неопределенной опасности и проявляющееся в ожидании неблагополучного развития событий
В нашем исследовании предпринята попытка, изучить особенности проявления аффективного поведения у детей дошкольного возраста в период адаптации к дошкольному учреждению. И поэтому нам необходимо более конкретно представить понятие адаптации.
Под биологической адаптацией в узком смысле понимается перестройка физиологических систем организма, обеспечивающая целесообразное приспособление к новым условиям жизни. Эта перестройка осуществляется на основе врожденных механизмов. Уже новорожденный ребенок быстро приспосабливается к условиям жизни, которые специально создаются в семье после его рождения.[32]
Биологическая перестройка происходит и в период первоначального пребывания ребенка в Дошкольном учреждении. Он должен привыкнуть к новому воздушному и световому режиму, установленному распорядку дня, к изменению в питании.
Наряду с биологической адаптацией осуществляется и социальная адаптация, то есть способность изменить свое поведение в зависимости от новых социальных условий. В психолого-педагогическом словаре Коджаспирова определяет социальную адаптацию как 1) активное приспособление человека к изменившейся среде с помощью различных соц. средств, которое характеризуется тем, что человек, сам осознав необходимость изменений в отношениях со средой, формирует новые способы поведения, направленные на гармонизацию отношений с окружающими; 2) оптимизация взаимоотношений личности и группы, сближение целей их деятельности, ценностных ориентации, усвоение индивидом норм и традиций группы, вхождение в ее ролевую структуру; 3) процесс и результат освоения ребенком новых для него соц. ролей и позиций, значимых для самого ребенка и его соц. окружения -- родителей, учителей, сверстников, др. людей, всего социума.[24]
Биологическая и социальная адаптация взаимосвязаны и взаимно обуславливают друг друга. В дошкольном, особенно в раннем возрасте изменения среды и обычного образа жизни приводят к психическому напряжению, которое вызывает изменение эмоционального состояния, нарушения в поведении (появляется раздражительность, ссоры со сверстниками, заторможенность), ухудшение сна и потеря аппетита. Одновременно происходят сдвиги и в других функциональных системах (вегетативной), в системе реактивности, снижаются защитные силы организма, что часто приводит к заболеваниям. Эти явления в разной степени выражены у детей и объясняются недостаточной тренированностью механизмов адаптации.
Рассмотрим другие понятия, которые будут изучаться в нашем исследовании.
Родительское отношение - система разнообразных чувств, проявляемых родителями, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ребенком, особенностей восприятия и понимания характера ребенка, его поступков.[7]
Семья - малая социальная группа общества, основанная на супружеском союзе и родственных связях, на совместном ведении общего хозяйства и взаимной моральной ответственности. [21]
- Вопрос 22. Педагогическая работа с детьми в период адаптации к дошкольному учреждению
- 18 Адаптация детей раннего возраста в дошкольном учреждении
- Задание 66. Педагогические условия успешной адаптации ребенка младшего дошкольного возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения
- 22) Организация адаптации детей к детскому саду.
- Формы и методы взаимодействия с семьей в период адаптации ребенка к дошкольному учреждению
- 1.3 Особенности семейного консультирования в период адаптации детей к условиям детского сада
- 1.3 Особенности семейного консультирования в период адаптации детей к условиям детского сада
- Адаптация ребенка в детском саду
- Тема 39. Педагогические условия успешной адаптации ребенка младшего дошкольного возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения
- 22. Педагогическая работа с детьми в период адаптации к дошкольному учреждению.