Влияние родительского воспитания на развитие эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста

курсовая работа

2.2 Выявление особенностей влияния стилей семейного воспитания на развитие эмоционально - волевой сферы детей старшего дошкольного возраста

Исследование началось с выявления особенностей в развитии эмоционально - волевой сферы детей по рисуночным методикам «Кактус» и «Несуществующие животное». Тестирование проводились в разные дни недели и в разное время суток: до и после дневного сна, что способствовало более надежным результатам исследования, потому - что проявление признаков в двух и более рисунках одного и того же отклонения в разных тестах свидетельствует об его устойчивости.

Для количественной оценки тестов общепринятые качественные показатели были сгруппированы в следующие симптомокомплексы: 1) агрессивность 2) тревожность, 3) стремление к защите, 4) адекватность самооценки 5) эгоцентризм 6) демонстративность. В результате мы получили данные, которые представили в виде таблицы «Выраженность отклонений в развитии эмоционально - волевой сферы», где « +» означает присутствие двух и более признаков отклонения. Например: симптом агрессивность выражена наличием в рисунке когтей у животного и именем животного угрожающего содержания «злой динозавр».

Как уже было сказано выше, нельзя по одному рисунку судить о наличии того или иного отклонения, поэтому при выявлении отклонений мы учитывали только тех детей, у которых симптомокомплекс проявлялся дважды, т.е. в обоих рисунках.

Анализируя данные, мы получили следующие общие показатели:

· Симптом «агрессивность» имеют - 3 детей это 13 % обследуемых детей. Элементы агрессии, выраженные в наличии оружия, острых игл и даже сама тематика рисунка говорит о повышенном уровне агрессивности у Кирилла Н. У Кати Н. сама поза животного, рот в оскале создает впечатления угрозы, об агрессивности также свидетельствуют длинные иглы на кактусе, торчащие во все стороны. Соня П, нарисовав сначала кактус, подумала, и добавила длинные и черные иглы, а в несуществующем животном само название «динозавр» и наличие зубов и когтей свидетельствует об устойчивой агрессии.

· Завышенная самооценка у 1 ребенка - Кирилла Н, это и рисунок в верхней части листа, рисование себя, при отсутствии такого задания, и явное желание выделиться среди других (во время рисования постоянно выкрикивал с места, что у него рисунок будет лучше, чем у других ребят).

· У троих детей, это 13% процентов испытуемых заниженная самооценка: например у Тани И. и Ильи С. об этом свидетельствуют маленькие рисунки внизу листа, в левой части листа.

· «Тревожность» выражена у 14 детей - 58%. Это и двойные отрывистые незаконченные линии с размазыванием рисунка как у Вани Ж., и огромные с преувеличенными зрачками глаза, беспорядочные «грязные» линии, в несуществующем животном у Даши Т. О повышенной тревожности у Данила С. свидетельствуют незаконченные рисунки с жирными прочерченными с сильным нажимом линии, и явное нежелание раскрываться в тестировании.

· Стремление к защите обнаруживается в рисунках 9 человек - 38% исследуемых детей - например наличие домашнего горшка у кактуса, который нарисован у 46 % детей свидетельствует о эмоциональном отторжении ребенка родителями, стремлении к домашнему эмоционально близкому общению, «домашнему теплу». Также о стремлении к родительской защите свидетельствуют наличие нескольких растений или животных как Саши Ш., Максима Д, Никиты Г. И у других детей или наличие защитного панциря в несуществующем животном, как у Саши Ш..

· Выражение эгоцентризма у 3 детей - 13% это большие рисунки выходящие за край листа у Сони П., Ростика Д., Даши К. или животное с человеческим лицом в «анфас» как Кати Н, Вики В. При этом у 13 человек проявляются двойные или тройные симптомы отклонений в эмоционально - волевой сфере, например: тревожность и стремление к защите; тревожность, стремление к защите, эгоцентризм.

Учитывая данные по рисуночным тестам, мы всех исследуемых детей условно разделили на две группы. В первую вошли 11 испытуемых - это дети, у которых не выявлено отклонений в развитии эмоционально - волевой сферы или дети, которые имеют неустойчивые (которые проявились один раз) изменения. Во вторую группу (13 человек) вошли дети, которые имеют двойные или тройные симптомокомплексы отклонений в развитии эмоционально - волевой сферы. У нас получились следующие результаты, представленные в таблице:

Таблица 1 Разделение исследуемых детей на подгруппы по степени выражености отклонений в развитии эмоционально - волевой сферы.

1 группа

2 группа

Отклонения в ЭВС

1

Кристина А.

1

Соня П.

Агрессивность +тревожность+ эгоцентризм

2

Леня Б.

2

Вика В.

Тревожность+ стремление к защите

3

Марина Г..

3

Никита Г.

Тревожность + стремление к защите

4

Ростик Д

4

Ирина Д.

Тревожность + стремление к защите

5

Максим Д.

5

Ваня Ж.

Тревожность + стремление к защите

6

Ирина Л.

6

Таня И.

Тревожность + стремление к защите + низкая со

7

Кристина П.

7

Даша К.

Тревожность + стремление к защите + эгоцентризм

8

Илья С.

8

Катя Н.

Агрессивность + эгоцентризм

9

Лиза Х

9

Кирилл Н.

Агрессивность + стремление к защите + завышенная со + эгоцентризм

10

Никита Б.

10

Данил С.

Тревожность + низкая со

11

Андрей Т.

11

Андрей Тк.

Тревожность + стремление к защите

12

Ксюша Ч.

Тревожность + стремление к защите

13

Саша Ш.

Тревожность + стремление к защите

Для исследования стиля воспитания ребенка в семье использовался опросник для родителей «Типы воспитания детей». Анализируя данные опроса родителей получили следующие результаты: 37% (9 семей) родителей исследуемых детей используют адекватную практику родительского отношения, которая характеризуется высоким уровнем вербального общения, учетом мнения детей, готовностью родителей прийти на помощь с одновременными адекватными требованиями к ребенку. Соответственно в 15 семьях пользуются различными неправильными стилями семейного воспитания. Из них:

1. «кумир семьи» в трех семьях. Родители потакают всем желаниям ребенка, чрезмерно покровительствуют и обожают, не учитывают или недооценивают реальные психофизические особенности и ограничения ребенка. В этих семьях происходит культивирование внимания всех членов семьи на ребенке, иногда в ущерб другим.

2. «гиперопека» - в трех семьях. Родители сознательно стараются приспособиться к потребностям ребенка, освобождают своих детей от каких либо обязанностей, стараются излишне контролировать своего ребенка, решить за него, считая его маленьким. Реализация этого стремления вносит в их поведение напряженность, недостаток непосредственности с ребенком.

3. «смена образцов воспитания» - в одной семье, в связи с рождением второго ребенка и появлением нового члена семьи «отчима»

4. «противоречивое» - 1, где мама и папа делят право первенства в вопросах воспитания, их отношения характеризуются непоследовательностью, противоречивостью в требованиях к ребенку, реакция на одни и те же проступки неоднозначна.

5. «культ болезни - в двух семьях. В этих семьях дети имеют хронические заболевания и обостренное внимание и забота о здоровье ребенка, желание оградить от «детских неприятностей» выливаются в обилие ограничений и запретов. Дети находятся в постоянном состоянии тревожности за свое здоровье, внушаемое родителями.

6. «повышенной моральной ответственности» - 1. В этой семье на ребенка возложена не соответствующая возрасту и возможностям ребенка ответственность за благополучие и здоровье близких (матери).

7. «ежовые рукавицы» - в одной семье. В этой семье папа занимается воспитанием ребенка: жесткий контроль, навязывание единственно правильного поведения, наказания за провинности, часто в физической форме, непререкаемые требования «авторитета» отца сочетаются полным равнодушием к эмоциональной жизни ребенка.

8. «золушка» - в двух семьях. Родителей в этих семьях не интересует, чем увлечен ребенок, что у него было интересного за день, главное, по их мнению, чтобы на него не пожаловались. Чтобы не сделали дети в этих семьях, ими постоянно не довольны, сравнивают с другими детьми

9. «гипоопека» - в одной семье. В этой семье ребенок опекаемый бабушкой, и все воспитательные воздействия сводятся к тому, чтобы одеть, накормить, отвести в детский сад и забрать, дома ребенок предоставлен сам себе, главное чтобы не мешал.

Таким образом, в 9 семьях - 37 % от общего числа обследуемых детей, практикуется «демократический» стиль семейного воспитания, а в 15 (63%), используют в своей практике неправильный стиль воспитания. В шести семьях (28,5%) потакают всем желаниям ребенка, чрезмерно покровительствуют и обожают. Такие родители не учитывают или недооценивают реальные психофизические особенности и ограничения ребенка. В этих семьях происходит культивирование внимания всех членов семьи на ребенке, иногда в ущерб другим детям или членам семьи. Неприятие индивидуальных особенностей ребенка, сочетающиеся с жестким контролем, регламентацией всей жизни ребенка, с императивным навязыванием ему единственно "правильного" типа поведения. Не соответствующие возрасту и реальным возможностям ребенка требования бескомпромиссной честности, чувства долга, порядочности, возложение на ребенка ответственности за жизнь и благополучие близких, настойчивые ожидания больших успехов в жизни. Наряду с жестким контролем происходит сочетание с равнодушием к распорядку жизни ребенка, полным попустительством происходит в четырех семьях (17%). В трех семьях - (12%), обостренное внимание и забота о ребенке сочетается с мелочным контролем, обилием ограничений и запретов. В одной семье (4 %) - недостаток опеки и контроля за поведением, в другой семье (4%) произошла смена образцов воспитания.

Следовательно 63% родителей обследуемых детей имеют проблемы во взаимоотношениях со своим ребенком, имеют низкий или завышенный уровень родительского контроля и требований, побуждающих детей к развитию зрелости, эмоциональной поддержки, необъективны в оценивании возможностей своих детей.

Делись добром ;)