Стрессоустойчивость личности и уровень развития творческого потенциала
Заключение
Напряженный ритм современной жизни часто приводит к появлению негативных эмоциональных переживаний. И подросток не меньше взрослых подвержен воздействию различных стрессовых ситуаций. Иногда даже в большей степени. То, что для взрослого только мелкие неприятности, для подростка может стать источником сильного стресса. Стресс у подростков может привести к серьезным проблемам со здоровьем как физическим, так и эмоциональным. Итак, сегодня, стресс является серьезной проблемой для многих подростков.
Изучая литературу по данной теме, я выяснила, что основными причинами стресса у подростков являются: трудности с учебой и проблемы с родителями.
В результате данного исследования, я выяснила, что у большинства подростков хороший уровень стрессоустойчивости, но так же есть учащиеся с низким уровнем. Во многих подростках заложен значительный творческий потенциал, но некоторые не используют его. Но все же, учащиеся у которых высокий уровень развития творческого потенциала в меньшей степени испытывают стресс.
Таким образом, гипотеза о том, что учащиеся с высоким уровнем творческого потенциала менее подвержены стрессу, подтвердилась, так как 80% учащихся из 5 выявленных не имеют высокого показателя стресса. Считаем, что наш вывод нуждается в дальнейшей проверке с большим количеством учащихся, чтобы достоверность заключения была более высокой.
Список литературы
1. Р.А. Тигранян "Стресс и его значение для организма" Москва "НАУКА" 1988г.
2. Бернар Азон "Стресс излечим" Москва "КРОН-ПРЕСС" 1994г.
3. Е.В. Елезанова // Я познаю мир. Психология: энцикл. // М.: АСТ: Астрель, 2005г.
4. Г. Селье. Стресс без болезней. - Спб,: ТОО "Лейла", 1994г.
5. Вербальная диагностика самооценки личности / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М., 2002.
6. Самооценка творческого потенциала личности / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М., 2002.
7. Пономаренко Л.П., Белоусова Р.В. Основы психологии для старшеклассников: Пособие для педагога: В 2 ч. - М.: ВЛАДОС, 2001. Ч.1. Основы психологии: 10 класс.
8. Были использованы следующие интернет - ресурсы:
9. http://www.gn24.net - тест самооценки стрессоустойчивости С. Коухена и Г. Виллиансона.
10. http://mirrosta.ru/depressiya-i-stress/chto-takoe-stress-ponyatie-stressa-i-vidi-stressa.html
11. http://ksusha-club.ru/prichiny-stressa-u-podrostkov. htm
12. http://krasota-zdorowie.ru/stress-u-podrostkov/
13. http://www.yourfreedom.ru/razvitie-tvorcheskogo-potenciala-2/
14. http://studopedia.ru/1_52564_tvorcheskiy-potentsial-lichnosti.html
15. http://www.grandars.ru/college/psihologiya/stress.html)
Приложения
1) Тест на самооценку стрессоустойчивости личности
Способность к саморегуляции - очень важное качество, помогающее человеку сохранить внутреннее равновесие, не допуская в сознание сведения, несущие угрозу для его благополучия.
Конфликты, как и ряд других негативных факторов нашей жизни, создают нервозные состояния и часто приводят к стрессу. Стрессоустойчивостъ - это свойство личности, включающее в себя эмоциональный, волевой и интеллектуальный компоненты, обеспечивающие оптимальное достижение цели без вреда для здоровья человека. Ниже предлагается тест, который позволит тебе получить оценку твоего уровня стрессоустойчивости.
(Пономаренко Л.П., Белоусова Р.В. Основы психологии для старшеклассников: Пособие для педагога: В 2 ч. - М.: ВЛАДОС, 2001. Ч.1. Основы психологии: 10 класс. - С.187-188.) Инструкция. Постарайся отвечать на вопросы как можно более искренне и откровенно. Обведи кружком подходящий вариант по каждому утверждению (при отсутствии бланков на листочках рядом с номером вопроса ставится балл).
Утверждения |
Редко |
Иногда |
Часто |
|
1. Я думаю, что меня недооценивают в коллективе |
1 |
2 |
3 |
|
2. Я стараюсь работать, даже если совсем не здоров |
1 |
2 |
3 |
|
3. Я постоянно переживаю за качество своей работы |
1 |
2 |
3 |
|
4. Я бываю настроен агрессивно |
1 |
2 |
3 |
|
5. Я не терплю критики в свой адрес |
1 |
2 |
3 |
|
6. Я бываю раздражителен |
1 |
2 |
3 |
|
7. Я стараюсь быть лидером там, где это возможно |
1 |
2 |
3 |
|
8. Меня считают человеком настойчивым и напористым |
1 |
2 |
3 |
|
9. Я страдаю бессоницей |
1 |
2 |
3 |
|
10. Своим недругам я могу дать отпор |
1 |
2 |
3 |
|
11. Я эмоционально и болезненно переживаю неприятность |
1 |
2 |
3 |
|
12. У меня не хватает времени на отдых |
1 |
2 |
3 |
|
13. У меня возникают конфликтные ситуации |
1 |
2 |
3 |
|
14. Мне недостает власти, чтобы реализовать себя |
1 |
2 |
3 |
|
15. У меня не хватает времени, чтобы заняться любимым делом |
1 |
2 |
3 |
|
16. Я делаю все быстро |
1 |
2 |
3 |
|
17. Я испытываю страх, что не поступлю в институт |
1 |
2 |
3 |
|
18. Я действую сгоряча, а затем переживаю за свои дела и поступки |
1 |
2 |
3 |
Обработка и интерпретация результатов. Далее подсчитайте суммарное число баллов, которое вы набрали, и определите, каков уровень вашей стрессоустойчивости, по таблице:
Суммарное число баллов |
Уровень вашей стрессоустойчивости |
|
51-54 |
1 - очень низкий |
|
53-50 |
2 - низкий |
|
49-46 |
3 - ниже среднего |
|
45-42 |
4 - чуть ниже среднего |
|
41-38 |
5 - средний |
|
37-34 |
6 - чуть выше среднего |
|
33-30 |
7 - выше среднего |
|
29-26 |
8 - высокий |
|
18-22 |
9 - очень высокий |
Чем меньше число (суммарное число) баллов вы набрали, тем выше ваша стрессоустойчивость, и наоборот. Если у вас 1-й и даже 2-й уровень стрессоустойчивости, то вам необходимо кардинально менять свой образ жизни.
2) Тест самооценки стрессоустойчивости С. Коухена и Г. Виллиансона
1. Насколько часто неожиданные неприятности выводят вас из равновесия?
Никогда - 0, Почти никогда - 1, Иногда - 2, Довольно часто - 3, Очень часто - 4
2. Насколько часто вам кажется, что самые важные вещи в вашей жизни выходят из-под вашего контроля?
Никогда - 0, Почти никогда - 1, Иногда - 2, Довольно часто - 3, Очень часто - 4
3. Как часто вы чувствуете себя "нервозным", подавленным?
Никогда - 0, Почти никогда - 1, Иногда - 2, Довольно часто - 3, Очень часто - 4
4. Как часто вы чувствуете уверенность в своей способности справиться со своими личными проблемами?
Никогда - 4, Почти никогда - 3, Иногда - 2, Довольно часто - 1, Очень часто - 0
5. Насколько часто вам кажется, что все идет именно так, как вы хотите?
Никогда - 4, Почти никогда - 3, Иногда - 2, Довольно часто - 1, Очень часто - 0
6. Как часто вы в силах контролировать раздражение?
Никогда - 4, Почти никогда - 3, Иногда - 2, Довольно часто - 1, Очень часто - 0
7. Насколько часто у вас возникает чувство, что вам не справиться с тем, что от вас требуют?
Никогда - 0, Почти никогда - 1, Иногда - 2, Довольно часто - 3, Очень часто - 4
8. Часто ли вы чувствуете, что вам сопутствует успех?
Никогда - 4, Почти никогда - 3, Иногда - 2, Довольно часто - 1, Очень часто - 0
9. Как часто вы злитесь по поводу вещей, которые вы не можете контролировать?
Никогда - 0, Почти никогда - 1, Иногда - 2, Довольно часто - 3, Очень часто - 4
10. Часто ли вы думаете, что накопилось столько трудностей, что их невозможно преодолеть?
Никогда - 0, Почти никогда - 1, Иногда - 2, Довольно часто - 3, Очень часто - 4
Интерпретация результатов теста (цит. по Я. Воробейчик, 2004):
Оценка стрессоустойчивости
Отлично |
0.5 |
|
хорошо |
6.8 |
|
удовлетворительно |
14.2 |
|
Плохо |
24.2 |
|
Очень плохо |
34.2 |
3) Диагностика уровня развития творческого потенциала личности
Инструкция. Оцените степень выраженности ваших личностных качеств или частоты их проявления по 9балльной шкале:
§ очень низкий уровень развития - 1 балл;
§ низкий - 2;
§ ниже среднего - 3;
§ чуть ниже среднего - 4;
§ средний уровень - 5;
§ чуть выше среднего - 6;
§ выше среднего - 7;
§ высокий - 8;
§ очень высокий уровень развития - 9 баллов.
Обведите выбранный вами балл самооценки кружком.
Вопросы |
Баллы |
|
Как часто начатое дело вам удается довести до логического конца? |
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 |
|
Если всех людей мысленно разделить на логиков и эвристов, т.е. генераторов идей, то в какой степени вы генератор идей? |
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 |
|
В какой степени вы относите себя к людям решительным? |
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 |
|
В какой степени ваш конечный "продукт", ваше творение чаще всего отличается от исходного проекта, замысла? |
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 |
|
Насколько вы способны проявить требовательность и настойчивость, чтобы люди, которые обещали вам что-то, выполнили бы свое обещание? |
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 |
|
Как часто вам приходится выступать с критическими суждениями в адрес кого-либо? |
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 |
|
Как часто решение возникающих у вас проблем зависит от вашей энергии и напористости? |
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 |
|
Какой процент людей из вашего окружения чаще всего поддерживают ваши инициативы и предложения? |
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 |
|
Как часто у вас бывает оптимистическое и веселое настроение? |
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 |
|
Если все проблемы, которые приходилось вам решать за последний год, условно разделить на теоретические и практические, то каков среди них удельный вес практических проблем? |
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 |
|
Как часто вам приходится отстаивать свои принципы, убеждения? |
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 |
|
В какой степени ваша общительность, коммуникабельность способствует решению важных для вас проблем? |
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 |
|
Как часто у вас возникают ситуации, когда главную ответственность за решение наиболее сложных проблем и дел в коллективе вам приходится брать на себя? |
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 |
|
Как часто и в какой степени ваши идеи, проекты удается воплотить в жизнь? |
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 |
|
Как часто вам удается, проявив находчивость и даже предприимчивость, хоть в чем-то опередить своих соперников? |
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 |
|
Как много людей среди ваших друзей и близких, которые считают вас человеком воспитанным, интеллигентным? |
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 |
|
Как часто вам приходилось коренным образом изменять свою жизнь или находить принципиально новые подходы в решении старых проблем? |
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 |
|
Как часто вам приходилось предпринимать нечто такое, что было воспринято даже вашими друзьями как неожиданность, как принципиально новое дело? |
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 |
|
Общий балл: |
Обработка результатов
Подсчитывается общий балл по всем вопросам теста и определяется уровень развития творческого потенциала личности:
§ средний уровень - 54-72 балла;
§ выше среднего - 90-126 баллов;
§ высокий - 144-162 балла.
4) Оценка творческого потенциала личности
Инструкция. Просим вас дать свои ответы на предложенные вопросы. Для этого в бланке ответов рядом с номером вопроса проставьте свой ответ в буквенной форме.
1. Считаете ли вы, что окружающий мир может быть улучшен?
а) да;
б) нет;
в) да, но только кое в чем.
2. Думаете ли вы, что сами сможете участвовать в значительных изменениях окружающего мира?
а) да, в большинстве случаев;
б) нет;
в) да, в некоторых случаях.
3. Считаете ли вы, что некоторые из ваших идей вызовут значительный прогресс в той сфере деятельности, которую вы выбрали?
а) да;
б) откуда у меня могут быть такие идеи;
в) может быть, и не значительный прогресс, но кое-какой успех возможен.
4. Считаете ли вы, что в будущем станете играть столь важную роль, что сможете что-то принципиально изменить?
а) да;
б) очень маловероятно;
в) может быть.
5. Когда вы решаете что-то сделать, уверены ли вы в том, что дело получится?
а) конечно;
б) часто охватывают сомнения, смогу ли сделать;
в) чаще уверен, чем не уверен.
6. Возникает ли у вас желание заняться каким-то неизвестным для вас делом, в котором в данный момент вы некомпетентны, то есть совершенно его не знаете?
а) да, все неизвестное привлекает меня;
б) нет;
в) все зависит от самого дела и обстоятельств.
7. Вам приходится заниматься незнакомым делом. Испытываете ли вы желание добиться в нем совершенства?
а) да;
б) что получается, то хорошо;
в) если это не очень трудно, то да.
8. Если дело, которое вы не знаете, вам нравится, хотите ли вы знать о нем все?
а) да;
б) нет, надо учиться самому главному;
в) нет, я только удовлетворю свое любопытство.
9. Если вы терпите неудачу,
а) то какое-то время упорствуете, даже вопреки здравому смыслу;
б) сразу махнете рукой на эту затею, как только увидите нереальность;
в) продолжаете делать свое дело, пока здравый смысл не покажет непреодолимость препятствий.
10. Профессию нужно выбирать исходя из:
а) своих возможностей и перспектив для себя;
б) стабильности, значимости, нужности профессии, потребности в ней;
в) престижа и преимуществ, которые она обеспечит.
11. Путешествуя, могли бы вы легко ориентироваться на маршруте, по которому уже прошли?
а) да;
б) нет;
в) если местность понравилась и запомнилась, то да.
12. Можете ли вы вспомнить сразу же после беседы все, что говорилось во время нее?
а) да;
б) нет;
в) вспомню все, что мне интересно.
13. Когда вы слышите слово на незнакомом языке, можете ли вы его повторить по слогам без ошибок, даже не зная его значения?
а) да;
б) нет;
в) повторю, но не совсем правильно.
14. В свободное время вы предпочитаете:
а) остаться наедине, поразмышлять;
б) находиться в компании;
в) мне безразлично, буду ли я один или в компании.
15. Если вы занимаетесь каким-то делом, то решаете прекратить его только тогда:
а) когда дело закончено и кажется вам отлично выполненным;
б) когда вы более-менее довольны выполненным;
в) когда дело кажется сделанным, хотя его еще можно сделать лучше. Но зачем?
16. Когда вы одни, то вы:
а) любите мечтать о каких-то, возможно, абстрактных вещах;
б) любой ценой пытаетесь найта себе конкретное занятие;
в) иногда любите помечтать, но о вещах, которые связаны с вашими делами.
17. Когда какая-то идея захватывает вас, то вы станете думать о ней:
а) независимо от того, где и с кем находитесь;
б) только наедине;
в) только там, где тишина.
18. Когда вы отстаиваете какую-то идею, то:
а) можете отказаться от нее, если аргументы оппонентов покажутся вам убедительными;
б) останетесь при своем мнении, если сопротивление окажется слишком сильным.
Ключ обработки и интерпретация
Начисляется по 3 балла за ответ "а", по 1 баллу за ответ "б", по 2 балла за ответ "в".
Подсчитывается общая сумма баллов.
48 и более баллов. В вас заложен значительный творческий потенциал, который предоставляет вам богатый выбор творческих возможностей. Если вы сможете реализовать свои способности, то вам доступны самые разнообразные формы творчества.
24 - 47 баллов. У вас есть качества, которые позволяют вам творить, но есть и барьеры. Самый опасный - это страх, особенно если вы ориентированы только на успех. Боязнь неудачи сковывает ваше воображение - основу творчества. Страх может быть и социальным - страх общественного осуждения. Любая новая идея проходит через этап неожиданности, удивления, непризнания окружающими. Боязнь осуждения за новое, непривычное для других поведение, взгляды, чувства "вковывают вашу творческую активность, приводят к деструкции вашей творческой личности.
23 и менее баллов. Вы просто недооцениваете себя. Отсутствие веры в свои силы приводит вас к мысли, что вы не способны к творчеству, поиску нового.