Стрессоустойчивость личности и уровень развития творческого потенциала

курсовая работа

Заключение

Напряженный ритм современной жизни часто приводит к появлению негативных эмоциональных переживаний. И подросток не меньше взрослых подвержен воздействию различных стрессовых ситуаций. Иногда даже в большей степени. То, что для взрослого только мелкие неприятности, для подростка может стать источником сильного стресса. Стресс у подростков может привести к серьезным проблемам со здоровьем как физическим, так и эмоциональным. Итак, сегодня, стресс является серьезной проблемой для многих подростков.

Изучая литературу по данной теме, я выяснила, что основными причинами стресса у подростков являются: трудности с учебой и проблемы с родителями.

В результате данного исследования, я выяснила, что у большинства подростков хороший уровень стрессоустойчивости, но так же есть учащиеся с низким уровнем. Во многих подростках заложен значительный творческий потенциал, но некоторые не используют его. Но все же, учащиеся у которых высокий уровень развития творческого потенциала в меньшей степени испытывают стресс.

Таким образом, гипотеза о том, что учащиеся с высоким уровнем творческого потенциала менее подвержены стрессу, подтвердилась, так как 80% учащихся из 5 выявленных не имеют высокого показателя стресса. Считаем, что наш вывод нуждается в дальнейшей проверке с большим количеством учащихся, чтобы достоверность заключения была более высокой.

Список литературы

1. Р.А. Тигранян "Стресс и его значение для организма" Москва "НАУКА" 1988г.

2. Бернар Азон "Стресс излечим" Москва "КРОН-ПРЕСС" 1994г.

3. Е.В. Елезанова // Я познаю мир. Психология: энцикл. // М.: АСТ: Астрель, 2005г.

4. Г. Селье. Стресс без болезней. - Спб,: ТОО "Лейла", 1994г.

5. Вербальная диагностика самооценки личности / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М., 2002.

6. Самооценка творческого потенциала личности / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М., 2002.

7. Пономаренко Л.П., Белоусова Р.В. Основы психологии для старшеклассников: Пособие для педагога: В 2 ч. - М.: ВЛАДОС, 2001. Ч.1. Основы психологии: 10 класс.

8. Были использованы следующие интернет - ресурсы:

9. http://www.gn24.net - тест самооценки стрессоустойчивости С. Коухена и Г. Виллиансона.

10. http://mirrosta.ru/depressiya-i-stress/chto-takoe-stress-ponyatie-stressa-i-vidi-stressa.html

11. http://ksusha-club.ru/prichiny-stressa-u-podrostkov. htm

12. http://krasota-zdorowie.ru/stress-u-podrostkov/

13. http://www.yourfreedom.ru/razvitie-tvorcheskogo-potenciala-2/

14. http://studopedia.ru/1_52564_tvorcheskiy-potentsial-lichnosti.html

15. http://www.grandars.ru/college/psihologiya/stress.html)

Приложения

1) Тест на самооценку стрессоустойчивости личности

Способность к саморегуляции - очень важное качество, помогающее человеку сохранить внутреннее равновесие, не допуская в сознание сведения, несущие угрозу для его благополучия.

Конфликты, как и ряд других негативных факторов нашей жизни, создают нервозные состояния и часто приводят к стрессу. Стрессоустойчивостъ - это свойство личности, включающее в себя эмоциональный, волевой и интеллектуальный компоненты, обеспечивающие оптимальное достижение цели без вреда для здоровья человека. Ниже предлагается тест, который позволит тебе получить оценку твоего уровня стрессоустойчивости.

(Пономаренко Л.П., Белоусова Р.В. Основы психологии для старшеклассников: Пособие для педагога: В 2 ч. - М.: ВЛАДОС, 2001. Ч.1. Основы психологии: 10 класс. - С.187-188.) Инструкция. Постарайся отвечать на вопросы как можно более искренне и откровенно. Обведи кружком подходящий вариант по каждому утверждению (при отсутствии бланков на листочках рядом с номером вопроса ставится балл).

Утверждения

Редко

Иногда

Часто

1. Я думаю, что меня недооценивают в коллективе

1

2

3

2. Я стараюсь работать, даже если совсем не здоров

1

2

3

3. Я постоянно переживаю за качество своей работы

1

2

3

4. Я бываю настроен агрессивно

1

2

3

5. Я не терплю критики в свой адрес

1

2

3

6. Я бываю раздражителен

1

2

3

7. Я стараюсь быть лидером там, где это возможно

1

2

3

8. Меня считают человеком настойчивым и напористым

1

2

3

9. Я страдаю бессоницей

1

2

3

10. Своим недругам я могу дать отпор

1

2

3

11. Я эмоционально и болезненно переживаю неприятность

1

2

3

12. У меня не хватает времени на отдых

1

2

3

13. У меня возникают конфликтные ситуации

1

2

3

14. Мне недостает власти, чтобы реализовать себя

1

2

3

15. У меня не хватает времени, чтобы заняться любимым делом

1

2

3

16. Я делаю все быстро

1

2

3

17. Я испытываю страх, что не поступлю в институт

1

2

3

18. Я действую сгоряча, а затем переживаю за свои дела и поступки

1

2

3

Обработка и интерпретация результатов. Далее подсчитайте суммарное число баллов, которое вы набрали, и определите, каков уровень вашей стрессоустойчивости, по таблице:

Суммарное число баллов

Уровень вашей стрессоустойчивости

51-54

1 - очень низкий

53-50

2 - низкий

49-46

3 - ниже среднего

45-42

4 - чуть ниже среднего

41-38

5 - средний

37-34

6 - чуть выше среднего

33-30

7 - выше среднего

29-26

8 - высокий

18-22

9 - очень высокий

Чем меньше число (суммарное число) баллов вы набрали, тем выше ваша стрессоустойчивость, и наоборот. Если у вас 1-й и даже 2-й уровень стрессоустойчивости, то вам необходимо кардинально менять свой образ жизни.

2) Тест самооценки стрессоустойчивости С. Коухена и Г. Виллиансона

1. Насколько часто неожиданные неприятности выводят вас из равновесия?

Никогда - 0, Почти никогда - 1, Иногда - 2, Довольно часто - 3, Очень часто - 4

2. Насколько часто вам кажется, что самые важные вещи в вашей жизни выходят из-под вашего контроля?

Никогда - 0, Почти никогда - 1, Иногда - 2, Довольно часто - 3, Очень часто - 4

3. Как часто вы чувствуете себя "нервозным", подавленным?

Никогда - 0, Почти никогда - 1, Иногда - 2, Довольно часто - 3, Очень часто - 4

4. Как часто вы чувствуете уверенность в своей способности справиться со своими личными проблемами?

Никогда - 4, Почти никогда - 3, Иногда - 2, Довольно часто - 1, Очень часто - 0

5. Насколько часто вам кажется, что все идет именно так, как вы хотите?

Никогда - 4, Почти никогда - 3, Иногда - 2, Довольно часто - 1, Очень часто - 0

6. Как часто вы в силах контролировать раздражение?

Никогда - 4, Почти никогда - 3, Иногда - 2, Довольно часто - 1, Очень часто - 0

7. Насколько часто у вас возникает чувство, что вам не справиться с тем, что от вас требуют?

Никогда - 0, Почти никогда - 1, Иногда - 2, Довольно часто - 3, Очень часто - 4

8. Часто ли вы чувствуете, что вам сопутствует успех?

Никогда - 4, Почти никогда - 3, Иногда - 2, Довольно часто - 1, Очень часто - 0

9. Как часто вы злитесь по поводу вещей, которые вы не можете контролировать?

Никогда - 0, Почти никогда - 1, Иногда - 2, Довольно часто - 3, Очень часто - 4

10. Часто ли вы думаете, что накопилось столько трудностей, что их невозможно преодолеть?

Никогда - 0, Почти никогда - 1, Иногда - 2, Довольно часто - 3, Очень часто - 4

Интерпретация результатов теста (цит. по Я. Воробейчик, 2004):

Оценка стрессоустойчивости

Отлично

0.5

хорошо

6.8

удовлетворительно

14.2

Плохо

24.2

Очень плохо

34.2

3) Диагностика уровня развития творческого потенциала личности

Инструкция. Оцените степень выраженности ваших личностных качеств или частоты их проявления по 9балльной шкале:

§ очень низкий уровень развития - 1 балл;

§ низкий - 2;

§ ниже среднего - 3;

§ чуть ниже среднего - 4;

§ средний уровень - 5;

§ чуть выше среднего - 6;

§ выше среднего - 7;

§ высокий - 8;

§ очень высокий уровень развития - 9 баллов.

Обведите выбранный вами балл самооценки кружком.

Вопросы

Баллы

Как часто начатое дело вам удается довести до логического конца?

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9

Если всех людей мысленно разделить на логиков и эвристов, т.е. генераторов идей, то в какой степени вы генератор идей?

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9

В какой степени вы относите себя к людям решительным?

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9

В какой степени ваш конечный "продукт", ваше творение чаще всего отличается от исходного проекта, замысла?

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9

Насколько вы способны проявить требовательность и настойчивость, чтобы люди, которые обещали вам что-то, выполнили бы свое обещание?

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9

Как часто вам приходится выступать с критическими суждениями в адрес кого-либо?

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9

Как часто решение возникающих у вас проблем зависит от вашей энергии и напористости?

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9

Какой процент людей из вашего окружения чаще всего поддерживают ваши инициативы и предложения?

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9

Как часто у вас бывает оптимистическое и веселое настроение?

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9

Если все проблемы, которые приходилось вам решать за последний год, условно разделить на теоретические и практические, то каков среди них удельный вес практических проблем?

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9

Как часто вам приходится отстаивать свои принципы, убеждения?

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9

В какой степени ваша общительность, коммуникабельность способствует решению важных для вас проблем?

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9

Как часто у вас возникают ситуации, когда главную ответственность за решение наиболее сложных проблем и дел в коллективе вам приходится брать на себя?

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9

Как часто и в какой степени ваши идеи, проекты удается воплотить в жизнь?

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9

Как часто вам удается, проявив находчивость и даже предприимчивость, хоть в чем-то опередить своих соперников?

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9

Как много людей среди ваших друзей и близких, которые считают вас человеком воспитанным, интеллигентным?

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9

Как часто вам приходилось коренным образом изменять свою жизнь или находить принципиально новые подходы в решении старых проблем?

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9

Как часто вам приходилось предпринимать нечто такое, что было воспринято даже вашими друзьями как неожиданность, как принципиально новое дело?

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9

Общий балл:

Обработка результатов

Подсчитывается общий балл по всем вопросам теста и определяется уровень развития творческого потенциала личности:

§ средний уровень - 54-72 балла;

§ выше среднего - 90-126 баллов;

§ высокий - 144-162 балла.

4) Оценка творческого потенциала личности

Инструкция. Просим вас дать свои ответы на предложенные вопросы. Для этого в бланке ответов рядом с номером вопроса проставьте свой ответ в буквенной форме.

1. Считаете ли вы, что окружающий мир может быть улучшен?

а) да;

б) нет;

в) да, но только кое в чем.

2. Думаете ли вы, что сами сможете участвовать в значительных изменениях окружающего мира?

а) да, в большинстве случаев;

б) нет;

в) да, в некоторых случаях.

3. Считаете ли вы, что некоторые из ваших идей вызовут значительный прогресс в той сфере деятельности, которую вы выбрали?

а) да;

б) откуда у меня могут быть такие идеи;

в) может быть, и не значительный прогресс, но кое-какой успех возможен.

4. Считаете ли вы, что в будущем станете играть столь важную роль, что сможете что-то принципиально изменить?

а) да;

б) очень маловероятно;

в) может быть.

5. Когда вы решаете что-то сделать, уверены ли вы в том, что дело получится?

а) конечно;

б) часто охватывают сомнения, смогу ли сделать;

в) чаще уверен, чем не уверен.

6. Возникает ли у вас желание заняться каким-то неизвестным для вас делом, в котором в данный момент вы некомпетентны, то есть совершенно его не знаете?

а) да, все неизвестное привлекает меня;

б) нет;

в) все зависит от самого дела и обстоятельств.

7. Вам приходится заниматься незнакомым делом. Испытываете ли вы желание добиться в нем совершенства?

а) да;

б) что получается, то хорошо;

в) если это не очень трудно, то да.

8. Если дело, которое вы не знаете, вам нравится, хотите ли вы знать о нем все?

а) да;

б) нет, надо учиться самому главному;

в) нет, я только удовлетворю свое любопытство.

9. Если вы терпите неудачу,

а) то какое-то время упорствуете, даже вопреки здравому смыслу;

б) сразу махнете рукой на эту затею, как только увидите нереальность;

в) продолжаете делать свое дело, пока здравый смысл не покажет непреодолимость препятствий.

10. Профессию нужно выбирать исходя из:

а) своих возможностей и перспектив для себя;

б) стабильности, значимости, нужности профессии, потребности в ней;

в) престижа и преимуществ, которые она обеспечит.

11. Путешествуя, могли бы вы легко ориентироваться на маршруте, по которому уже прошли?

а) да;

б) нет;

в) если местность понравилась и запомнилась, то да.

12. Можете ли вы вспомнить сразу же после беседы все, что говорилось во время нее?

а) да;

б) нет;

в) вспомню все, что мне интересно.

13. Когда вы слышите слово на незнакомом языке, можете ли вы его повторить по слогам без ошибок, даже не зная его значения?

а) да;

б) нет;

в) повторю, но не совсем правильно.

14. В свободное время вы предпочитаете:

а) остаться наедине, поразмышлять;

б) находиться в компании;

в) мне безразлично, буду ли я один или в компании.

15. Если вы занимаетесь каким-то делом, то решаете прекратить его только тогда:

а) когда дело закончено и кажется вам отлично выполненным;

б) когда вы более-менее довольны выполненным;

в) когда дело кажется сделанным, хотя его еще можно сделать лучше. Но зачем?

16. Когда вы одни, то вы:

а) любите мечтать о каких-то, возможно, абстрактных вещах;

б) любой ценой пытаетесь найта себе конкретное занятие;

в) иногда любите помечтать, но о вещах, которые связаны с вашими делами.

17. Когда какая-то идея захватывает вас, то вы станете думать о ней:

а) независимо от того, где и с кем находитесь;

б) только наедине;

в) только там, где тишина.

18. Когда вы отстаиваете какую-то идею, то:

а) можете отказаться от нее, если аргументы оппонентов покажутся вам убедительными;

б) останетесь при своем мнении, если сопротивление окажется слишком сильным.

Ключ обработки и интерпретация

Начисляется по 3 балла за ответ "а", по 1 баллу за ответ "б", по 2 балла за ответ "в".

Подсчитывается общая сумма баллов.

48 и более баллов. В вас заложен значительный творческий потенциал, который предоставляет вам богатый выбор творческих возможностей. Если вы сможете реализовать свои способности, то вам доступны самые разнообразные формы творчества.

24 - 47 баллов. У вас есть качества, которые позволяют вам творить, но есть и барьеры. Самый опасный - это страх, особенно если вы ориентированы только на успех. Боязнь неудачи сковывает ваше воображение - основу творчества. Страх может быть и социальным - страх общественного осуждения. Любая новая идея проходит через этап неожиданности, удивления, непризнания окружающими. Боязнь осуждения за новое, непривычное для других поведение, взгляды, чувства "вковывают вашу творческую активность, приводят к деструкции вашей творческой личности.

23 и менее баллов. Вы просто недооцениваете себя. Отсутствие веры в свои силы приводит вас к мысли, что вы не способны к творчеству, поиску нового.

Делись добром ;)