logo
Сущность и содержание психологической борьбы в локальном вооружённом конфликте

1. Основные силы и средства психологических операций

В настоящее время наиболее развитые армии мира обладают значительным потенциалом информационно-психологического воздействия на противника, который является важной составляющей их военной мощи и одним из средств достижения победы в современной войне.

В последнем совместном издании Устава СВ и корпуса морской пехоты ВС США ФМ33-1/ФМ33-5 психологические операции определяются, как «спланированные операции по передаче иностранным аудиториям выборочной информации с целью повлиять на их эмоции, мотивы, объективность суждений и, в конечном счете, на поведение иностранных правительств, организаций, групп и отдельных личностей. Цель ПсО заключается в изменении поведения и формировании взглядов зарубежной аудитории в свою пользу». Онищук С.М. Информационные операции и особенности их ведения миротворческим контингентом ВС США в Боснии и Герцеговине (во второй половине 90-х гг. 20 в.) // Сборник научных статей адъюнктов Часть 2.-2001.- № 9.- С 112.

Организационно-штатная структура подразделений психологических операций не является постоянной. В ее построении применена концепция модульной структуры. В зависимости от особенностей боевой обстановки и поставленных командованием задач формируются соответствующие подразделения. Основной административно-тактической единицей органов психологической войны является батальон психологических операций. Существуют четыре вида таких батальонов: региональные, подготовки и распространения материалов психологической войны, тактических психологических операций и по работе с военнопленными противника.

Региональные батальоны психологических операций предназначены для ведения стратегических и оперативных психологических операций на конкретных театрах военных действий.

Батальон подготовки и распространения материалов предназначен для подготовки и распространения печатных, аудио и аудиовизуальных материалов, а также для обеспечения дальней и тактической связи частей и формирований.

Батальон тактических психологических операций отвечает за вопросы планирования психологических операций в штабах и проводит их для непосредственной поддержки боевых соединений и частей.

Батальон по работе с военнопленными противника, интернированными гражданскими лицами подразделения органов психологической войны резерва, предназначенное для работы в лагерях военнопленных и интернированных лиц, контроля больших скоплений людей, предварительной проверки и последующей оценки эффективности материалов психологических операций.

Оперативная группа психологических операций используется, как правило, в крупных и достаточно продолжительных военных конфликтах средней и высокой интенсивности

Оперативные формирование психологических операций создается для небольших операций и конфликтов низкой интенсивности. Оно состоит из штаба, необходимых подразделений соответствующего регионального батальона, а также подразделений из состава батальонов подготовки и распространения информационных материалов и тактических психологических операций. Крысько В. Г. Секреты психологической войны (цели, задачи, методы, формы, опыт) / Под общ. ред. А. Е. Тарасова.- Мн.: Харвест, 1999.-С.130.

Когда в Чечне к власти пришел Дудаев Д., к нему обратился М.Удугов с развёрнутым планом идеологических диверсий против Российской армии, в котором особая роль отводилась газетам, радио, телевидению, как боевым средствам ведения идеологической войны. Основным в предстоящей работе должно было стать сознательный обман и дезинформация отечественной и зарубежной СМИ о происходящих событиях, используя принцип: «ложь, сказанная в тысячу первый раз, становится правдой» или «чем откровеннее ложь, тем охотнее в неё верят». Дудаеву план понравился, поэтому к услугам журналистов у М.Удугова всегда были «свежие свидетели» зверств российских солдат и офицеров, сомнительного вида «солдатские матери» с жуткими историями службы своих сыновей, повергавшими в шок общественность.

Структура и состав сил и средств информационно-психологических операций незаконных вооружённых формирований.

Выполнение задач психологического обеспечения возлагалось на специальные отряды психологического обеспечения, находившиеся в непосредственном подчинении командования Д.Дудаева в 1994-1996 годах, и А.Масхадова в 1996-2001 годах. Основной целью информационно-психологического давления незаконных вооружённых формирований (далее НВФ) и экстремистских элементов (далее ЭЭ) являлась дестабилизация морально-психологической устойчивости военнослужащих, склонение их к измене Родине и дезертирству. В первой чеченской военной кампании по решению Д.Дудаева на опыте западных подразделений психологических операций был сформирован батальон психологической борьбы численностью более 50-ти человек. В его составе действовали как представители отечественных и западных средств массовой информации (далее СМИ), так и специалисты психологи, диверсанты и т.д. Информационная война НВФ во второй чеченской кампании была начата задолго до вторжения на территорию Дагестана банд Ш.Басаева и Хаттаба. Для её ведения была создана специальная группировка сил и средств.

Более того, в октябре 1999 года по приказу А. Масхадова в Чечне был сформирован специальный батальон психологической войны. В его состав вошли 30 различных подразделений, и выделенная западными спецслужбами подвижная телевизионная станция. Журавель В.,.Панченко В. Четвертая власть или пятая колонна? // На боевом посту.- 2000 .- № 11.-С.40. Террористы в ходе информационной войны избрали наступательную тактику. Ими тенденциозно подавались происходящие события, искажались задачи и цели контр террористической операции, грубо фальсифицировались события. Его ядро составлял отряд психологического обеспечения, состоящий из 4-х групп психологического обеспечения и группы выпуска пропагандистских материалов. Также были группа резерва и группа по работе с населением.

В настоящее время во многих странах мира информационно-психологические средства осуществления ПсО рассматриваются в качестве приоритетных при достижении военных целей. Для их разработки и практического применения привлекаются значительные материально-технические ресурсы, известные ученые, политики, деятели культуры и искусства, высококлассные военные специалисты. К числу основных средств информационно-психологического воздействия в системе ПсО относятся следующие:

1. Печатные средства

2. Радио и телевидение

3. Кино, видеофильмы, видеоклипы, аудиокассеты

4. Звуковое вещание

5. Предметы повседневного обихода, продукты питания, игрушки, спортивные принадлежности и другие с соответствующим информационным сопровождением.

6. Средства вспомогательной деятельности.

1. Печатные средства

Печатные средства - листовки, плакаты, газеты, буклеты, информационные бюллетени и другие средства их производства (полиграфическая база) и доставки.

Листовки являются наиболее действенным средством пропаганды. Подтверждением этому является тот факт, что при проведении психологического обеспечения НВФ было разработано более 30 вариантов листовок и более 10 видов брошюр. Среди местного населения было распространено более 1 млн. листовок и более 100 номеров газеты, издаваемой органом психологического обеспечения. Листовки издаются разных номеров и на различном материале. Во время войны в Персидском заливе на иранские войска и население региона американцами было сброшено более 30 млн. листовок.Караяни А.Г. Информационно-психологическое противоборство в современной войне.: Учеб. пособие.-М., 1997.-С 23.

В Чечне получили аккредитацию и работали журналисты почти всех ведущих мировых информационных агентств, таких, как Франс-Пресс, Рейтер, ИТАР-ТАСС, а также российских газет «Московские новости», «Московский комсомолец», «Независимая газета», других изданий. Кроме того, для ведения информационной войны боевиками активно использовались СМИ Чечни. Часто ложной и откровенно антирусской была информация о Чечне осенью и зимой 1999-2000 годов, которую публиковали большинство западных газет и журналов. Они отдавали предпочтение сообщениям из чеченских источников. В западных газетах печатались интервью с Масхадовым, уверявших своих собеседников, что его армия отступает по плану и сохраняет силы, чтобы разгромить российского «агрессора». Конечно, в западной печати встречались и объективные публикации, но задавали тон, к сожалению, не они. Анализ публикаций в российской и иностранной прессе и отрицательная тональность некоторых СМИ заставили по-новому взглянуть на вопросы координации информационно-аналитической работы федеральных органов исполнительной власти, принимавших участие в контртеррористических операциях.

2. Радио и телевидение.

Важным средством психологического обеспечения являются радио и телевидение. Сюда относятся стационарные и подвижные (автомобильные, самолетные, корабельные) радио- и телецентры, как штатные, так и захваченные у противника, с соответствующими программами вещания. Роль этого средства психологического обеспечения особенно возрастает в регионах, насыщенных радио- и телеприемниками, а также при вещании на малограмотное население.

В боевых событиях последних лет органами психологического обеспечения широко используются средства вхождения в боевые радиосети противника с целью сбора информации, передачи дезинформации, распространения панических слухов, настроений. Так, например, специалисты подрывных акций Чечни иногда оперировали в своей пропаганде фамилиями наших военнослужащих, подробностями из жизни воинских частей и подразделений, а порой весьма успешно дезинформировали руководителей российских войск именно благодаря эффективному применению средств радиоперехвата, радиопередачи и радиоэлектронной борьбы (далее РЭБ).

На начальном этапе контртеррористической операции на территории Северо-Кавказского региона России в августе - сентябре 1999 года было выявлено более 150 пунктов управления и радиоэлектронных объектов, работавших в интересах НВФ. К исходу сентября средствами огневого поражения были уничтожены 77 из них, в том числе 22 радиовещательные станции из 38. 18 радиоэлектронных объектов были обесточены. 90% базовых станций (ретрансляторов) радиорелейной, сотовой и других видов связи были захвачены или выведены из строя. Интенсивность работы средств радиосвязи КВ и УКВ диапазонов, используемых НВФ, была практически сведена к минимуму.

3. Кино, видеофильмы, видеоклипы, аудиокассеты.

Кино, видеофильмы, видеоклипы, аудиокассеты и другие носители видео- и аудиоинформации, рассчитанной как на убеждающее, так и на внушающее воздействие. Например, в ходе военных событий в Чечне среди населения различных регионов России и других государств активно распространялись видеокассеты с материалами, изображающими Б.Ельцина тираном народов Российской Федерации. В то же время они содержали сюжеты, свидетельствующие о могуществе и справедливости чеченцев.

В качестве пропагандистского материала на территории использовались видеоматериалы, отснятые членами НВФ в ходе боевых действий против федеральных сил. Например, засада, устроенная на тыловую колонну 245 мсп в апреле 1996 года на участке дороги, проходящей по западной окраине н.п. Ярышмарды, где в течение полутора часов вся техника и личный состав были уничтожены. Также, более свежие видеоматериалы 2000-2001 годов с операциями по уничтожению Пермского, Подольского, Сергеев-Пасадского ОМОНов, казни российских военнослужащих, попавших в плен.

4. Звуковое вещание.

Одним из самых эффективных средств информационно-психологического воздействия на противника в рамках тактических психологического обеспечения является звуковое вещание.

Оно осуществляется с помощью звуковещательных станций (далее ЗС) и других средств усиления голоса. В том числе переносных, смонтированных на джипах, грузовиках, танках, БТР, вертолетах, самолетах. Громкоговорители на грузовиках используются преимущественно в тыловых районах, на танках - для сопровождения наступления, переносные и на малых машинах - для позиционного вещанияКараяни А.Г. Информационно-психологическое противоборство в современной войне.: Учеб. пособие.-М., 1997.-С 23..

5. Предметы повседневного обихода, продукты питания, игрушки, спортивные принадлежности.

Эффективным средством информационно-психологического воздействия на население, являющееся объектом психологического обеспечения, служат предметы повседневного обихода, продукты питания, игрушки, спортивные принадлежности и другие с соответствующим информационным сопровождением.

Во время войны в Корее распространялись взрывающиеся карандаши и ручки, во Вьетнаме - одночастотные транзисторные радиоприемники, на Гаити - бейсболки, майки, футбольные мячи, в регионе Персидского залива - майки, аудиокассеты, в Чечне полевая форма одежды, головные уборы с их символикой, различного рода ножи с арабскими надписями и т.п.

6. Средства вспомогательной деятельности.

В ходе осуществления психологического обеспечения часто используется такое эффективное средство подрыва морального духа противника, как «вспомогательная деятельность». Сюда относят:

демонстрацию силы;

повышение степени готовности войск; переброску войск в "кризисные регионы";

программы гражданских действий;

инициацию гражданского неповиновения, митингов, демонстраций в "стане" противника;

программы в области образования, сельского хозяйства, медицины; некоторые способы боевых действий. Караяни А.Г. Информационно-психологическое противоборство в современной войне.: Учеб. пособие.-М., 1997.-С 23.

Особенностью военных действий на Северном Кавказе являлось то, что оппозиционные силы на протяжении всего периода военного конфликта имели открытую поддержку в лице США, Англии, Франции и других стран блока НАТО, стран Ближнего Востока не только вооружением, финансированием, но и специалистами психологической войны, налаживали деятельность своих органов информационно-психологического воздействия. Причем, существовала широко разветвленная, структурно оформленная сеть этих органов на всей территории: снизу (районы), до верху (в масштабе страны). Кроме того, имелись учебные центры подготовки специалистов «психологической войны в соседних государствах (Саудовская Аравия, Иордания, Пакистан, Иран), которые на правах исламского братства оказывали сепаратистам помощь в размещении и содержании этих центров.

Анализируя уроки чеченской компании 1994-1996 годов, специалисты пришли к единому мнению, что СМИ в современных вооружённых конфликтах играют особую роль. Игнорировать их влияние на развитие событий - значит заведомо обречь себя на поражение.

Ввод войск в Чечню в декабре 1994 года обществом был встречен неоднозначно. Некоторые партии и движения резко осудили акцию российского руководства. Ими была развёрнута беспрецедентная кампания очернительства армии и внутренних войск, на плечи которых легла основная тяжесть борьбы с НВФ. Защитники Отечества подверглись яростной атаке СМИ. Их обвиняли в отсутствии профессионализма, в варварском отношении к местному населению, в неуважении религиозных святынь правоверных мусульман, мародёрстве, взяточничестве. Урон, который нанесли СМИ авторитету армии, внутренним войскам, удалось восполнить спустя годы. Журналисты посеяли в умах россиян сомнения по поводу правомерности и целесообразности действий политического руководства страны на Северном Кавказе. Они подорвали веру миллионов людей в армию, внутренние войска как гарантов стабильности в обществе. На фоне сложной международной обстановки, плачевного состояния отечественной экономики, социального расслоения общества, обострившихся межнациональных противоречий возникла реальная угроза национальной безопасности России. И её составляющей - безопасности информационной.

Причины неудачи в информационном противоборстве с чеченскими сепаратистами в 1994 -1996 годах:

большинство влиятельных российских электронных и печатных СМИ являлись неподконтрольными государству акционерными обществами;

имела место крупномасштабная финансовая подпитка СМИ дудаевским режимом, в результате журналисты стремились преподнести населению России и зарубежных государств только те факты, которые были выгодны лидерам НВФ;

отсутствие регулярного информирования общественности официальными лицами из правительственных и военных структур о том, что происходит в Чеченской Республике, в других субъектах федерации на Северном Кавказе;

однобокое освещение событий в Чеченской Республике, изобилие в массовых изданиях фотографий погибших солдат, мирных жителей, искорёженной военной техники, а также материалов, негативно освещавших действия российских войск;

лидеры НВФ с первых же дней ввода российских войск на территорию Чечни прочно завладели инициативой на фронте информационной войны, используя любой эпизод, любой повод для развития успеха.

В результате в России и за её пределами о действиях российского правительства и группировки федеральных сил в Чеченской Республике создавалось негативное общественное мнение. Как писал в своей книге «Моя война» Геннадий Трошев: «Неоперативное, некачественное, порой сумбурное информирование общественности в первой чеченской кампании сегодня практически возведено в ранг хрестоматийного примера порочной работы силовых ведомств с прессой. Чтобы там ни говорили о войне 1994-1996 годов, убеждён: проиграли её не военные, которые находились в окопах и боролись с бандитами, а те, кто отвечал за информационное обеспечение операции « по восстановлению конституционного порядка». Какие только сказки и небылицы не рождались в той войне! Увы, информационные «утки» почти никто не опровергал. Потому и живучи мифы о «бездарности» Российской армии…». Трошев Г. А. -Моя война. - М., 2001.- С 114.

Таким образом, опыт служебно-боевой деятельности войск показывает, что морально-психологическая обстановка при проведении специальных, разноплановых операций во многом определяется наличием и эффективностью деятельности средств и органов психологической борьбы в стане противника. Умелое их использование НВФ и ЭЭ в чрезвычайных условиях региона способно оказывать ощутимое воздействие на сознание и психику личного состава, морально-психологическую устойчивость военнослужащих.