Сфера эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста вынужденных сменить место жительства

дипломная работа

1.3 Арт-терапия как средство коррекционной деятельности социального педагога

Термин «арт-терапия» стал использоваться в нашей стране сравнительно недавно. Относительно молодой возраст имеет и направление лечебно- реабилитационной, педагогической и социальной работы, которое он обозначает. С английского языка это понятие можно перевести как «лечение, основанное на занятиях художественным (изобразительным) творчеством…».[42,7] Однако на практике арт-терапия не всегда связана с лечением в строгом медицинском смысле слова. Хотя лечебные задачи ей свойственны, существует много примеров применения арт-терапии скорее как средства психической гармонизации и развития человека, как пути к разрешению социальных конфликтов или с другими целями.

Во многих случаях «арт-терапевтическими» называют оздоровительные занятия с использованием физических упражнений, танцев, вдыханием благовоний, чтением сказок и т. д., поскольку считают, что такое определение охватывает все многообразие форм творческой деятельности и может использоваться для описания воздействия видов искусств на человека. Действительно, за рубежом, особенно в странах континентальной Европы, термин «арт-терапия» при его употреблении во множественном числе нередко несет именно такой смысл, однако для обозначение частных форм терапии творчеством применяются понятия драматерапия (психотерапия посредством театрального искусства и ролевой игры), музыкальная терапия ( психотерапия посредством музыки) и т.д.. Современное понимание арт-терапии предполагает, во-первых, использование языка изобразительной экспрессии; во-вторых, непосредственное участие человека в изобразительном творчестве.[24]

Быстро растущий интерес к арт-терапии можно объяснить ее ориентацией на присущий каждому человеку потенциал здоровья и силы, ее акцентом на естественном проявлении мыслей, чувств и настроений в творчестве. Арт-терапия не навязывает человеку «внешних», «механических» средств лечения или разрешения его проблем.

Очевидными преимуществами атр-терапии является то, что:

1. Каждый человек может участвовать в арт-терапевтической работе, которая не требует от него каких-либо способностей к изобразительной деятельности или художественных навыков. Каждый, будучи ребенком, рисовал, лепил и играл. Поэтому арт-терапия практически не имеет ограничений в использовании. Нет оснований говорить и о наличии каких-либо противопоказаний к участию тех или иных людей в арт-терапевтическом процессе.

2. Арт-терапия является средством преимущественно невербального общения. Это делает ее особенно ценной для тех, кто недостаточно хорошо владеет речью, затрудняется в словесном описании своих переживаний, либо, напротив, чрезмерно связан с речевым общением. Символическая речь является одной из основ изобразительного искусства, позволяет человеку зачастую более точно выразить свои переживания, по-новому взглянуть на ситуацию и житейские проблемы и найти благодаря этому путь к их решению.

3. Изобразительная деятельность во многих случаях позволяет обходить «цензуру сознания», поэтому предоставляет уникальную возможность для исследования бессознательных процессов, выражения и актуализации латентных идей и состояний, тех социальных ролей и форм поведения, которые находятся в «вытесненном» виде либо слабо проявлены в повседневной жизни.

4. Продукты изобразительного творчества являются объективным свидетельством настроений и мыслей человека, что позволяет использовать их для ретроспективной, динамической оценки состояния, проведения соответствующих исследований и сопоставлений.

5. Арт-терапевтическая работа в большинстве случаев вызывает у людей положительные эмоции, помогает преодолеть апатию и безынициативность, сформировать более активную жизненную позицию.

6. Арт-терапия основана на мобилизации творческого потенциала человека, внутренних механизмов саморегуляции и исцеления.

Как самостоятельное направление в лечебно-реабилитационной, педагогической и социальной работе арт-терапия насчитывает всего несколько десятилетий своей истории. В качестве эмпирического метода арт-терапия начала формироваться с середины ХХ века, когда получил широкую известность опыт работы некоторых художников и арт-педагогов (например, А. Хилла в Великобритании), попытавшихся вовлечь пациентов различных лечебных учреждений в занятия изобразительным искусством. Примерно в то же время ряд психотерапевтов с психоаналитической подготовкой начали применять совершенно новые формы интеракций, осуществлявшихся через работу с изобразительной продукцией клиентов (например, М. Наумбург в США). В этот период пионеры арт-терапевтического направления сочетали в себе разные профессиональные роли, являя пример странного гибрида художника и психотерапевта. Их статус и функции в лечебных и образовательных учреждениях были недостаточно ясны не только окружающим, но и им самим.[44]

1960-1980-е годы оказались решающими в становлении арт-терапевтического направления.[24] Именно тогда были созданы первые профессиональные объединения, способствовавшие внедрению и более четкому определению роли арт-терапевтических методов в разных областях практической работы. Начали действовать первые центры арт-терапевтического образования, в некоторых странах произошла государственная регистрация арт-терапии как самостоятельной специальности.

Большие изменения в деятельности арт-терапевтов произошли в последние 10-15 лет. Окончание «холодной войны», утверждение принципов информационной открытости и европейская интеграция стимулировали процессы профессионального обмена и распространения наиболее передовых и эффективных форм арт-терапевтической работы. Кроме того, впервые был поставлен вопрос о разработке и введении единых стандартов профессиональной арт-терапевтической подготовки и практики.

В 1980-1990-х годах во многих странах мира произошло заметное изменение культурного климата, вызванное активизацией интегративных процессов, притоком иммигрантов, перемещением значительных групп беженцев, трансформацией гендерных ролей и другими факторами. В сложившихся условиях арт-терапевты столкнулись с новыми проблемами, связанными с существованием человека в культурно разнородной среде, в непосредственном контакте с представителями разных этнических и расовых сообществ. Испытывая на себе влияние различных культур, арт-терапевты ассимилируют их опыт и художественные языки и стоят перед необходимостью равного уважения установок, ценностей и верований их представителей.

Делись добром ;)