Влияние самооценки на эмоциональную сферу подростка

курсовая работа

Введение

Подростковый возраст - остро протекающий переход от детства к взрослости, в котором переплетаются противоречивые тенденции. [11] Для этого сложного этапа показательны как позитивные, так и негативные проявления. В это время завершается оформление той схемы поведения, которая будет влиять на физическое и психическое здоровье, на всю дальнейшую общественную и личную жизнь. [17]

Одним из главных моментов является то, что в подростковый период происходит выход человека на качественно новую социальную позицию, в которой формируется и активно развивается сознание и самосознание личности. [20] Поведение подростка начинает все больше регулироваться его самооценкой.

Следует отметить, что проблема самооценки является одной из сложнейших в психологии личности. Существует множество теорий самооценки, иногда пересекающихся в своих существенных частях, а иногда противоречащих друг другу. Основная функция самооценки в психической жизни личности заключается в том, что она выступает необходимым внутренним условием регуляции поведения и деятельности [41]. Следовательно, проблеме самооценке необходимо уделять значительное внимание при изучении особенностей подросткового возраста.

Ещё одной особенностью, характеризующей подростковый период, является становление эмоционально - волевой сферы, с которой тесно связано формирование личности - сложный и длительный процесс, характеризующий психическое развитие. При нарушении эмоциональной сферы подростка возникает такое явление как тревожность. Тревожность - очень широко распространенный психологический феномен нашего времени. Она является частым симптомом неврозов и функционального психоза, а также пусковым механизмом расстройства эмоциональной сферы личности. Значение тревоги как социально - обусловленного фактора было отмечено на одном из первых, ежегодных симпозиумов, проводящихся Американской ассоциацией психологов и психопатологов [34], что доказывает необходимость более подробного её изучения.

Актуальность нашей работы обусловлена тем, что самооценка и тревожность являются важнейшими взаимосвязанными между собой характеристиками подросткового возраста. Но, несмотря на большое количество работ, посвящённых их теоретическому обоснованию, сохраняется потребность в практическом изучении взаимосвязей между двумя этими психологическими переменными. И это в свою очередь позволит открыть широкие возможности целостного и всестороннего понимания личности подростка.

Предмет исследования: особенности самооценки и тревожности в подростковом возрасте.

Объект исследования: подростки в возрасте 15-16 лет.

Цель нашего исследования: определить влияние самооценки на эмоциональную сферу подростка.

Задачи исследования:

1. Описать общую характеристику подросткового возраста.

2. Выявить основные научные подходы к изучению самооценки и определить её значение в жизни человека.

3. Изучить особенности самооценки в подростковом возрасте

4. Изучить феномен тревожности как нарушение эмоциональной сферы подростка.

5. Провести практическое исследование взаимосвязи самооценки и тревожности в подростковом возрасте.

Гипотеза нашего исследования: чем ниже самооценка подростка, тем выше его ситуативная и личностная тревожность.

Для проведения практического исследования и доказательства гипотезы нами были выбраны две методики - методика измерения самооценки Дембо-Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан и методика измерения уровня ситуативной и личностной тревожности Ч.Д. Спилбергера в переводе Ю.Л. Ханина.

Работа состоит из двух частей. Первая часть посвящена теоретическому анализу особенностей подросткового возраста, в частности вопросов самооценки и тревожности. В этой части описывается общая характеристика подросткового возраста, основные подходы к изучению проблем самооценки, значение самооценки в жизни человека, особенности самооценки в подростковом возрасте и проблема тревожности, как нарушение эмоциональной сферы подростка. Первая часть основана на анализе работ следующих авторов: И.В. Дубровина, М.И. Лисина, М. Кле, А.Н. Леонтьев, В.В. Столин, И.И. Чеснокова, Т.Я Шибутани, Ф. Зимбардо, Л.И. Божович, Л.Ф. Обухова, Х. Ремшмидт, Д.И. Фельдштейн, И.С. Кон, А.В. Захарова и т.д.

Вторая часть нашей работы посвящена практическому исследованию особенностей самооценки и тревожности подростков. Она включает описание выборки исследования, обоснование выбранных методик, результаты, полученные в ходе исследования, и их интерпретацию, а также выводы и рекомендации.

Глава 1. Теоретический анализ психологических особенностей подросткового возраста

Делись добром ;)