Творческие проявления у старших дошкольников

дипломная работа

ВВЕДЕНИЕ

Основным приоритетом образования сегодня выступает личностно-ориентированное взаимодействие педагога с ребёнком: принятие и поддержка его индивидуальности, интересов и потребностей, развитие творческих способностей и забота о его эмоциональном благополучии. Мир, окружающий ребёнка, становится год от года всё разнообразнее и сложнее и требует от него не шаблонных, привычных действий, а подвижности мышления, быстроты ориентировки, творческого подхода к решению больших и малых задач.

Отечественные психологи и педагоги (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, Н.Н. Поддъяков, Н.А. Ветлугина, Н.П. Сакулина, Е.А. Флёрина и др.) доказали, что творческие способности детей проявляются уже в дошкольном возрасте. Развитие этих способностей происходит при овладении общественно выработанными средствами деятельности в процессе специально-организованного обучения. Поэтому одной из определяющих проблем современного образования является проблема формирования и развития творческой личности.

Проблема соотношения личности и творчества представлена в работах Д.Б. Богоявленской, Л.Б. Ермолаевой - Томиной, Н.Н. Поддъякова. Изучению творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста посвятили свои работы Д.Б. Богоявленская, Н.А. Ветлугина, В.Я. Воронова, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин. В работах таких психологов, как Л.А. Венгер, Н.Е. Веракса, Л.С. Выготского, О.М. Дьяченко, А.Н. Леонтьева процесс творческой деятельности рассматривается как один из основополагающих аспектов развития личности уже на начальном этапе её становления.

Однако, несмотря на огромное значение дошкольного детства для всего последующего развития творческих способностей в онтогенезе, многие аспекты проблемы детского творчества исследованы пока еще недостаточно. Одним из таких аспектов и является тема нашей работы: "Взаимосвязь творческих проявлений и социального статуса в группе сверстников детей старшего дошкольного возраста". Исходя из этого, теоретическое и практическое значение данной проблемы и необходимость ее решения обусловили ее актуальность.

Объектом данной работы являются творческие проявления у старших дошкольников.

Предметом - взаимосвязь творческих проявлений и высоты статуса у старших дошкольников.

Цель дипломной работы: выявить взаимосвязь между частотой и яркостью творческих проявлений и высотой статуса.

В качестве общей гипотезы работы выдвинуто предположение о том, что существует взаимосвязь между творческими проявлениями и социальным статусом в группе сверстников детей старшего дошкольного возраста.

В качестве частной гипотезы мы предположили, что частота и яркость творческих проявлений у старших дошкольников связаны с их высоким статусом в группе сверстников.

В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой, нами были поставлены следующие задачи дипломного исследования:

1. Изучить и проанализировать научную психолого-педагогическую литературу, посвященную изучению проблемы взаимосвязи творческих проявлений и социального статуса в группе сверстников у детей старшего дошкольного возраста.

2. Провести анализ теоретических основ изучения проблемы взаимосвязи творческих проявлений и социального статуса в группе сверстников у детей старшего дошкольного возраста.

3. Провести эмпирическое изучение взаимосвязи творческих проявлений и социального статуса в группе сверстников у детей старшего дошкольного возраста.

4. Подвести итоги проведенного исследования и сформулировать выводы.

5. На основании полученных результатов, разработать практические психолого-педагогические рекомендации для педагогов и родителей.

Для достижения цели и решения, поставленных в работе задач, нами были использованы следующие методы: 1. Метод изучения научной психолого-педагогической литературы, архивных материалов. 2. Социометрия. 3. Психодиагностический метод. 4. Социограмма. 5. Наблюдение. 6. Метод количественного и качественного анализа полученных данных. 7. Метод математического анализа и статистики (корреляционный анализ).

Теоретико-методологическую основу работы составляют труды и Т. Антоновой, Д.Б. Богоявленской, Л.А. Венгер, Н.Е. Веракса, Н.А. Ветлугиной, Л.Н. Выготского, О.М. Дъяченко, Т. Ендовицкой, Я.Л. Коломенского, Т.С. Комаровой, А.А. Леонтьева, М.И. Лисиной, Б.Ф. Ломова, В.С. Мухиной, Е.И. Николаевой, Л. Обуховой, Т.А. Репиной и др.

Эмпирическую основу нашей дипломной работы составляют методические материалы периодической печати, а также материалы психологов и педагогов-практиков, взятые из Всемирной сети Интернет.

Практическая значимость данной дипломной работы заключается в том, что проведенное нами теоретико-методологическое исследование заявленной проблемы может служить дополнительным информационным материалом для студентов, а также может использоваться любой категорией людей, заинтересованных в изучении этого вопроса. Эмпирическое исследование может быть использовано как достоверный, полученный экспериментальным путем материал для дальнейшего, более расширенного исследования проблемы.

Структура и объем работы. Представленная дипломная работа состоит введения, 2-х глав, заключения, библиографии и приложений.

Во введении определены цели и задачи исследования, его объект и предмет, доказана актуальность изучаемой проблемы и показана практическая значимость работы, сформулированы общая и частная гипотезы, намечены методы и методологии исследования.

В 1-й главе работы проведен анализ теоретических основ изучения проблемы взаимосвязи творческих проявлений и социального статуса в группе сверстников у детей старшего дошкольного возраста: освещена психология детского творчества; изучена проблема развития творческих способностей у детей; описана проблема статуса в гуманистических науках; раскрыты особенности статуса детей старшего дошкольного возраста в группе сверстников, а также изучена взаимосвязь творческих проявлений и социального статуса в группе сверстников у детей старшего дошкольного возраста.

Во 2-й главе работы приведено описание проведенного нами эмпирического изучения взаимосвязи творческих проявлений и социального статуса в группе сверстников у детей старшего дошкольного возраста: определены план и задачи исследования; дано обоснование методов и методик исследования; приведены и проанализированы результаты исследования; разработаны рекомендации и сформулированы выводы.

В заключении сформулированы результаты дипломного исследования, отмечена степень выполнения цели и поставленных задач, подтверждены рабочие гипотезы, намечены перспективы дальнейшего изучения проблемы.

В библиографии в алфавитном порядке указаны литературные источники, изученные при выполнении данной дипломной работы.

В приложениях описаны методики, использованные для проведения эмпирического исследования.

Делись добром ;)