Театрализованная деятельность как средство развития детского творчества дошкольников с нарушением интеллекта

дипломная работа

Введение

  • Использование театральной деятельности для коррекции недостатков развития детей является актуальной проблемой в современной специальной психологии и педагогики.
  • Для современного этапа развития системы специального образования характерны поиск и разработка новых технологий обучения и воспитания детей. При этом в качестве приоритетного используется деятельностный подход к личности ребенка. Одним из видов детской деятельности, широко используемых в процессе воспитания и всестороннего развития детей, является театрализованная игра. Л.С.Выготский определяет драматизацию, или театральную постановку, как самый частый и распространенный вид детского творчества, так как драматическая форма отражения жизненных впечатлений свойственна природе детей и находит свое отражение стихийно, не зависимо от желания взрослых.
  • Детское творчество несет печать безудержной энергии - колористической, цветовой, пластической. Под творчеством понимается деятельность по созданию новых, оригинальных продуктов, новых результатов, имеющих общественное значение. Творчество - это не просто всплеск эмоций, оно неотделимо от знаний, умений, а эмоции сопровождают творчество, одухотворяют деятельность человека. При решении каких-либо задач происходит акт творчества, находится новый путь или создается нечто новое. Вот здесь то и требуется развитие особых качеств ума, такие как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, находить связи и воображать все то, что в совокупности и составляет творческие способности.
  • А детское творчество - это чудесная и загадочная страна, помочь ребенку войти в нее и научиться чувствовать себя там, как дома, значит, сделать жизнь маленького человека интереснее и насыщеннее.
  • Специфика театрализованной игры как особого вида игровой деятельности заключается в том, что она позволяет реализовывать принципы природосообразности и культуросообразности воспитания через формирование «образа мира», развитие пространственно-временной ориентировки, знакомство с законами природы - цикличностью, взаимосвязью и взаимозависимостью объектов и явлений окружающей действительности. В то же время в этих играх формируется умение отличать мир представлений, воображения от действительности, реального мира.
  • Объект изучения - детское творчество и его особенности у дошкольников с нарушением интеллекта.
  • Предмет исследования - театрализованная деятельность как средство развития детского творчества дошкольников с нарушением интеллекта.
  • Цель исследования - изучить особенности детского творчества, определить возможности театрализованной деятельности в развитии творчества детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта.
  • В соответствии с предметом и объектом исследования были поставлены следующие задачи:
  • 1. Проанализировать психологическую, методическую и историческую литературу по данной теме.
  • 2. Изучить особенности детского творчества дошкольников с нарушением интеллекта.
  • 3. Рассмотреть средства развития детского творчества в дошкольном возрасте.
  • 4. Выявить влияние театрализованной деятельности на развитие детского творчества.
  • 5. Разработать организацию и руководство театрализованной деятельности как средством развития детского творчества дошкольников с нарушением интеллекта.
  • Из поставленных нами целей будет выделяться следующая гипотеза: исходя из знаний о структуре дефекта при нарушении интеллекта, можно предположить, что в развитии творческих способностей данные категории детей можно выделить следующие особенности:
  • - нарушение мотивационно - потребностной сферы деятельности: у детей отмечается сниженность интереса, эмоционального отношения к действительности и к игре;

    - отсутствие стремления действовать с предметами в соответствии с их назначением;

    - затруднения при понимании значения и смысла речи и литературного текста в частности;

    - снижена потребность в согласованной деятельности, т. е. нарушена интерактивная сторона общения;

    - ограниченность жизненного опыта в силу нарушения познавательной деятельности обусловливает нечеткость, упрощенность и искаженность общих представлений, недостаточный объем знаний о жизни, деятельности и отношениях людей, окружающем мире;

    - недостаточно сформированы навыки владения собственным телом, координация движений, мелкая моторика рук;

    - затруднения в установлении последовательности эпизодов и понимании внутренней логики отношений между персонажами.

    Наличие выделенных особенностей говорит о необходимости проведения работ по развитию творческих способностей, которая может осуществляться в разных видах детской деятельности, но в большей степени этому способствует театрализованная деятельность, которая направлена на расширение представлений детей об окружающем мире, на воссоздающее творческое воображение на развитие эмоции, мимики.

    Делись добром ;)