Теоретико-методологические основы исследования конфликтного поведения личности подростков

дипломная работа

1.2 Организация и методики исследования конфликтного поведения личности подростков

Организация исследования:

Исследование проводилось среди подростков в городе Рязани на базе ДЮСШ № 1. В исследовании приняло участие 30 учащихся школы спортивной гимнастики в возрасте от 11 до 16 лет (15 девушек, 15 юношей).

Данное исследование включало в себя четыре основных этапа:

1. Подготовительный - на этом этапе производился анализ литературы, подбор диагностических методик исследования, планирование исследования (определение целей и задач исследования, выбор объекта и предмета исследования, выдвижение основных гипотез исследования). Основными методами, используемыми при сборе данных, послужили опрос и тестирование.

Для изучения конфликтного поведения личности подростков были использованы 3 методики: тест Томаса - типы поведения в конфликте, вопросник «Конфликтная ли Вы личность?», личностный опросник Г.Айзенка - на определение типологических особенностей темперамента.

2. Сбор эмпирических данных. Методики были предъявлены учащимся во время учебно-тренировочных занятий. Ученикам были предоставлены бланки для заполнения. Инструкции давались в устной форме. Время, выделенное для ответов на вопросы опросников, составило примерно 30 минут.

3. Обработка и интерпретация результатов - первичная обработка результатов методик осуществлялась в соответствии с ключами, предлагаемыми авторами методик. Статистическая обработка данных осуществлялась с помощью программы SPSS. Для выявления связи между типологическими особенностями личности подростков и поведением в конфликтной ситуации использовался критерий корреляции r-Пирсона. Для наиболее полной интерпретации результатов использовался также и качественный анализ полученных данных.

4. Анализ практики и пути оптимизации конфликтного поведения подростков - на заключительном этапе, по результатам исследования были написаны выводы и рекомендации, разработан и апробирован социально-психологический тренинг на снижение уровня конфликтности в подростковой среде.

Методики исследования конфликтного поведения личности подростков

В соответствии с целями, задачами и гипотезами исследования были подобраны 3 методики на изучение конфликтного поведения личности подростков:

1. Методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К.Томаса.

Личностный опросник разработан К. Томасом и предназначен для изучения личностной предрасположенности к конфликтному поведению, выявления определенных стилей разрешения конфликтной ситуации. В России тест адаптирован Н.В. Гришиной. В своем опроснике по выявлению типичных форм поведения К. Томас описывает каждый из пяти возможных вариантов 12 суждениями о поведении индивида в конфликтной ситуации. В различных сочетаниях они сгруппированы в 30 пар, в каждой из которых респонденту предлагается выбрать то суждение, которое является наиболее типичным для характеристики его поведения. Инструкция, которая давалась испытуемым: «В каждой паре выберите то суждение, которое наиболее точно описывает ваше типичное поведение в конфликтной ситуации». Количество баллов, набранных индивидом по каждой шкале, дает представление о выраженности у него тенденции к проявлению соответствующих форм поведения в конфликтных ситуациях. Доминирующим считается тип (типы) набравшие максимальное количество баллов (см.Приложение1,2).

Томас выделяет следующие способы регулирования конфликтов:

- соперничество (конкуренция) как стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому; наименее эффективный, но наиболее часто используемый способ поведения в конфликтах, выражается в стремлении добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому;

- приспособление, означающий принесение в жертву собственных интересов ради другого;

- компромисс как соглашение между участниками конфликта, достигнутое путем взаимных уступок;

- избегание для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тeнденции к достижению собственных целей;

- сотрудничество, когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон.

2. Методика - вопросник «Конфликтная ли Вы личность?»

Цель: изучение предрасположенности личности к конфликтам.

Вопросник состоит 11 вопросов, которые направлены на определение поведения личности в самых разнообразных ситуациях. На каждый вопрос предлагается три варианта ответа, один из которых испытуемый должен выбрать; за каждый ответ начисляется определенный балл (см.Приложение5). Сумма баллов, набранная индивидом, будет показывать, какое поведение наиболее типично для личности в конфликтных ситуациях.

Интерпретация результатов:

От 30 - 44 баллов - тактичность, не любите конфликтов, стараетесь сглаживать конфликтные ситуации, стремитесь быть приятным для окружающих; От 15 - 29 баллов - конфликтны, настойчиво отстаиваете свое мнение, невзирая на то, как это отразиться на ваших взаимоотношениях с окружающими; От 10 - 14 - ищете повода для споров и конфликтов, большинство из которых излишни; любите критиковать, навязываете свое мнение, даже если не правы.

3. Личностный опросник Г.Айзенка.

Данный опросник разработан Г.Айзенком, опубликован в 1963 г. и содержит 57 вопросов, 24 из которых направлены на выявление экстравсрсии-интроверсии, 24 других - на оценку эмоциональной стабильности-нестабильности (нейротизма), остальные 9 составляют контрольную группу вопросов, предназначенную для оценки искренности испытуемого, его отношения к обследованию и достоверности результатов. Инструкция, которая давалась испытуемым: «Вам предлагается ответить на вопросы, касающиеся особенностей вашего поведения. Оцените себя мысленно, согласны или не согласны вы с предлагаемым суждением, если согласны с утверждение, то поставьте напротив него знак «+», а если не согласны знак «-«. Над ответами долго не задумывайтесь.» (см.Приложение 3,4).

Г. Айзенк, выделил 2 главных факторов: экстраверсию (интроверсию) и нейротизм. Первый фактор - характеризует ориентацию личности либо на мир внешних объектов (экстраверсия), либо на субъективный внутренний мир (интроверсия). Второй фактор -- нейротизм -- описывает некоторое свойство-состояние, характеризующее человека со стороны эмоциональной устойчивости, тревожности, уровня самоуважения и возможных вегетативных расстройств. Пересечение этих 2 характеристик позволяет получать неожиданный результат -- достаточно четкое отнесение человека к одному из четырех 4 темперамента. Представление результатов по шкалам экстраверсии и нейротизма осуществляется при помощи системы координат.

Описание и интерпретация шкал

Экстраверсия -- интроверсия

Экстраверт - общительность и обращенность индивида вовне, широкий круг знакомств, необходимость в контактах. Он действует под влиянием момента, ипульсивен, вспыльчив, беззаботен, оптимистичен, добродушен, весел. Предпочитает движение и действие, имеет тенденцию к агрессивности. Чувства и эмоции не имеют строгого контроля, склонен к рискованным поступкам. Интроверт -- это спокойный, застенчивый, интроективный человек, склонный к самоанализу. Сдержан и отдален от всех, кроме близких друзей. Планирует и обдумывает свои действия заранее, не доверяет внезапным побуждениям серьезно относится к принятию решений, любит во всем порядок. Контролирует свои чувства, его нелегко вывести из себя.

Нейротизм - характеризует эмоциональную устойчивость или неустойчивость (эмоциональная стабильность или нестабильность).

Эмоциональная устойчивость характеризуется зрелостью, отличной адаптацией, отсутствием большой напряженности, беспокойства, а также склонностью к лидерству, общительности. Неустойчивость выражается в чрезвычайной нервности, неустойчивости, плохой адаптации, склонности к быстрой смене настроений (лабильности), чувстве виновности и беспокойства, озабоченности, депрессивных реакциях, рассеянности внимания, неустойчивости в стрессовых ситуациях.

Типы темперамента

Сангвиник быстро приспосабливается к новым условиям, быстро сходится с людьми, общителен. Чувства легко возникают и сменяются, эмоциональные переживания, как правило, неглубоки. Несколько непоседлив, нуждается в новых впечатлениях, недостаточно регулирует свои импульсы, не умеет строго придерживаться выработанного распорядка, жизни, системы в работе.

Холерик отличается повышенной возбудимостью, действия прерывисты. Ему свойственны резкость и стремительность движений, сила, импульсивность, яркая выраженность эмоциональных переживаний. Вследствие неуравновешенности, увлекшись делом, склонен действовать изо всех сил, истощаться больше, чем следует. Имея общественные интересы, темперамент проявляет в инициативности, энергичности, принципиальности.

Флегматик характеризуется сравнительно низким уровнем активности поведения, новые формы которого вырабатываются медленно, но являются стойкими. Обладает медлительностью и спокойствием в действиях, глубиной чувств и настроений. Настойчивый и упорный «труженик жизни», он редко выходит из себя, не склонен к аффектам, рассчитав свои силы, доводит дело до конца, ровен в отношениях, в меру общителен, не любит попусту болтать.

Меланхолик. Ему трудно долго на чем-то сосредоточиться. Сильные воздействия часто вызывают у меланхолика продолжительную тормозную реакцию (опускаются руки). Ему свойственны сдержанность и застенчивость, робость, нерешительность.

Выводы

Таким образом, конфликт - это столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в осознании отдельно взятого индивида, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с острыми отрицательными эмоциональными переживаниями.

Изучением различных сторон и аспектов психологии конфликта занимались зарубежные ученые А.Адлер, К.Левин, К.Томас, З.Фрейд, К.Хорни, Р.Фишер, У.Юри, Д.Морено, Д.Мид и другие. В нашей стране известны исследования по проблемам конфликтов А.Я.Анцупова, Ф.М.Бородкина, Н.В.Гришиной, А.И.Донцовой, А.А.Ершова, Л.А.Петровской, А.И.Шипилова, А.Н.Сухова. В работах Л. И. Божович, Л. С. Славиной, Б. С. Волкова, В. И. Илийчука конфликтное поведение рассматривается как результат внутренних и внешних противоречий между обществом, микросредой и самим человеком.

Конфликт - это сложное, но необходимое социальное явление. Каждый конфликт по-своему уникален, неповторим по причинам возникновения, формам взаимодействия двух или более сторон, исходу и последствиям. Эффективное решение проблемы, приведшей к конфликтной ситуации, требует от каждого субъекта ясного представления об общей природе и специфике данного типа конфликта, определенного стиля поведения, выбор которого зависит от личностных типологических особенностей, в том числе и особенностей темперамента. Темперамент заключает в себе целый комплекс особенностей личности, в том числе и поведенческих, которые проявляются при социальном взаимодействии, и особенно ярко в конфликтных ситуациях.

Подростковый возраст характеризуется повышенной возбудимостью, неустойчивостью эмоций и поведения, подростки плохо контролируют себя, эмоциональны и нестабильны, что приводит к повышению агрессивности и конфликтности.

В качестве основных методик в данном исследовании использовались тест Томаса - определение стиля поведения личности в конфликтных ситуациях; вопросник «Конфликтная ли Вы личность», диагностирующий склонность личности подростков к конфликтам и личностный опросник Г.Айзенка, позволяющий выявить личностные типологические особенности подростков.

Делись добром ;)