Теоретико-эмпирический анализ взаимосвязи самооценочно-волевых характеристик и структурных особенностей личности студента

дипломная работа

1.1 Феномен самооценки

Феномен самооценки представлен в психологической науке достаточно подробно. Различные аспекты изучения самооценки рассмотрены в работах Б.Г. Ананьева, М.И. Лисиной, Л.И. Божович, Е.С. Шороховой, И.С. Кона, Л.В. Бороздиной, В.В. Столина, А.И. Липкиной, А.К. Болотовой, А.В. Захаровой, У. Джемса, Ч. Кули, Дж. Мида, Э. Эриксона, К. Рождерса, Р. Бернса и др.

Следует признать, однако, что в современной психологии до сих пор нет единого подхода к определению феномена «самооценка», несмотря на активное изучение его как отечественными, так и зарубежными исследователями. Анализ трудов, посвященных изучению самооценки человека, позволяет говорить о большом разнообразии используемых психологических категорий для ее описания. Здесь можно выделить такие понятия как обобщенная самооценка, самоуважение, Я-образ, самосознание, Я-коцепция, самопринятие, самоотражение, самопознание, эмоционально-ценностное отношение к себе, самоотношение, самоуверенность, самоудовлетворение, чувство собственного достоинства, аутосимпатия, самоценность и др.

За этими различиями в словоупотреблении чаше всего не стоит каких-либо общепризнанных и определенных концептуальных разграничений; значения используемых терминов в большинстве случаев употребляются как синонимы. Вместе с тем, анализ той психологической реальности, которая «скрывается» за вышеперечисленными понятиями, позволяет получить более подробные сведения о феноменологии отношения человека к себе.

В нашей работе мы проведем анализ понятий «самооценка», «самоотношение», «самосознание», «Я-образ», «Я-концепция», в связи с тем, что категории эти являются наиболее употребляемыми в рамках понимания сущности процесса самооценивания.

Самым устоявшимся в психологии является термин «общая» или «глобальная самооценка». Слово «самооценка» происходит от латинского «aestimare», означающего оценивание, которое человек делает в отношении чьей-либо значимости [77].

Глобальная самооценка стала предметом исследовательского интереса ученых-психологов благодаря работам У. Джеймса, изданным в конце XIX века. Он отнёс её к «первичным эмоциям», поставив её, таким образом, в один ряд с гневом и болью. По У. Джеймсу самооценка - это неудовлетворенность или удовлетворенность субъекта собой, т.е. самоотношение [25].

Предметом самооценки и самовосприятия индивида, может быть его тело, способности, социальные отношения и другие личностные проявления. Соответственно этому, становится возможным выделение системы частных самооценок. Однако предполагается, что эти частные самооценки, взятые в совокупности, объединены в некоторое переживание, которое связанно целостным образом «Я». Именно эта обобщенная и относительно устойчивая самооценка во многих исследованиях является предметом психологического изучения. При этом, рассматривая механизмы формирования глобальной самооценки из частных, можно выделить три подхода [75].

1. Глобальная самооценка как совокупность частных самооценок, связанных с различными аспектами Я-концепции.

Понятие «Я-концепция» трактуется как совокупность установок «на себя» (например, у Р. Бернса [10]). В соответствии с этим, такие традиционные аспекты установки как когнитивный, поведенческий, эмоциональный в рамках Я-концепции представлены как:

- образ «Я» - представления человека о себе;

- самооценка - оценка данного представления с участием эмоциональной сферы человека, которая имеет разную степень интенсивности в связи с тем, что отдельные свойства образа «Я» могут вызывать более или менее сильные эмоции, которые принимаются либо осуждаются;

- потенциальная поведенческая реакция - определенные действия, которые вызываются и напрямую зависят от представлений индивида о себе и от его самооценки.

При этом когнитивная составляющая самооценки пробуждает у индивида оценочную реакцию, эмоции, степень интенсивности которых зависит от контекста и от самого когнитивного содержания.

2. Как целостная самооценка, состоящая из ее частных аспектов, определенных по их значимости для индивида.

У. Джеймс утверждал, что неуспех в малозначимых сферах мало влияет на общую самооценку, т.е. различные свойства и особенности личности, рассматриваемые как объекты самооценок, далеко неравнозначны: самооценка играет большую роль, там, где оцениваемый аспект является субъективно более значимым для человека [25]. Наиболее популярным среди исследователей является именно этот подход, поэтому соответствующих представлений придерживались многие ученые.

М. Розенберг высказал подобную точку зрения в своей интерактивной гипотезе. Согласно основным ее положениям высокие уровни самооценок по значимым аспектам значительно повышают глобальную самооценку индивида, тогда как, при низких уровнях частных значимых самооценок самоотношение оказывается существенно сниженным. И, соответственно, наоборот: вклад самооценок по менее значимым аспектам в глобальную самооценку оказывается меньшим [78].

3. Как иерархическая структура, которая включает конгломерат частных самооценок, интегрированных по сферам личностных проявлений, составляющих в комплексе обобщенное «Я», находящееся наверху иерархии.

Одна из наиболее распространенных моделей такого рода принадлежит Р. Щавельзону, которым на основе анализа «номологической сети» переменных самооценки был выделен ряд сфер, наиболее важных для понимания обобщенного «Я». В соответствии со структурой этой модели общая самооценка, находящаяся на вершине иерархии, разделяется на академическую и неакадемическую (связанную или несвязанную с успехами в учебе). Неакадемическая, в свою очередь, подразделяется на социальные, физические, эмоциональные аспекты. Следовательно, Я-концепция и обобщенная самооценка - это просто одно и то же [78].

Несмотря на то, что подобные точки зрения кажутся вполне очевидными и, к тому же являются весьма распространенными, прямых доказательств их обоснованности до сих нор не получено [72; 74].

В отечественной психологии под глобальной самооценкой преимущественно понимается особое аффективное образование личности, которое является результатом интеграции самопознания и эмоционально-ценностного самоотношения [112] или общее чувство «за» или «против» себя как совокупность позитивных и негативных моментов самоотношения [83]. Необходимо отметить, что в отечественной психологии понятие целостной общей самооценки развития не получило: большее число исследований посвящено частным самооценкам, которые являются факторами саморегуляции личности, и не позволяют судить о самой сути отношения человека к себе.

В процессе формирования глобальной самооценки психологи обнаруживают такие механизмы, как проекция осознаваемых качеств на внутренний эталон [80; 88]; суждение индивида о самом себе, относящееся к степени, в которой он или какие-либо аспекты его «Я» соответствуют желаемым свойствам; сравнение реального «Я» с идеальным «Я» [23; 81; 84; 114]; отражение субъектом информации о себе с точки зрения определенной системы ценностей [18]; личностное суждение о собственной ценности, отражающее субъективную значимость «Я» [10; 13]; оценка своих характеристик как способствующих или препятствующих самореализации [75; 98; 100]; оценка личностью реализации своего « Я» [94]; своей успешности [52].

Анализ психологических механизмов формирования глобальной самооценки позволяет, вслед за И.С. Коном [47], утверждать, что в ее основании обнаруживаются такие процессы как усвоение субъектом внешних оценок (это может быть и непосредственное отражение чужих оценок, и равнение на генерализированного другого), социальное сравнение по признакам «лучше - хуже» или «похожий - непохожий» и самоатрибуция, когда индивид заключает о себе и о своих внутренних состояниях, наблюдая и оценивая свое поведение в различных ситуациях.

В психологии самосознания имеют место расхождения относительно содержания глобальной самооценки. Она рассматривается как переживание, устойчивое чувство, пронизывающее «образ Я» [101]; как устойчивое чувство в адрес собственного «Я», которое содержит ряд различающихся как по эмоциональному тону переживания «Я» и по семантическому содержанию специфических модальностей [22; 74]; как система переживаний, включенных в процесс самосознания, отражающая внутренние ценности личности, принятые ею в отношении самой себя [112], как «накапливающийся аффект на себя», связанный с мерой удовлетворенности своими действиями, результатом реализации намеченных целей [29; 30], как чувство самодовольства-недовольства собой [25], как чувство собственного достоинства [81], как «аффективно-моторный эквивалент», сливающийся с общим витальным фоном организма [72], как эмоционально окрашенное состояние личности [52], «ощущение» собственной ценности, осознание того, за что мы ответственны, что мы должны делать, а что нет, если не хотим уронить или лишиться своего человеческого достоинства [119].

Несмотря на существенные различия в понимании содержания глобальной самооценки, она отражает такую сторону отношения человека к себе как его чувство «за» или «против» себя. Это чувство характеризуется относительной устойчивостью, амодальностью, недифференцируемостью и мало зависит от актуального самовосприятия. При этом чувство «за» или «против» себя традиционно рассматривается как устойчивая личностная черта (свойство), которая складывается постепенно и приобретает привычный характер.

Так, человек с высоким самоуважением верит в себя, считает, что может преодолеть свои недостатки. Развитое позитивное чувство в адрес «Я» как устойчивая личностная черта является центральным звеном внутреннего психического мира человека, оно лежит в основе единства и целостности его личности, согласовывает и упорядочивает внутренние ценности, завершает структуру характера [112]. Самоотношение как свойство личности теснейшим образом связано с целями ее жизни и деятельности, с ее ценностными ориентациями, выступает важнейшим фактором образования и стабилизации ее единства [4; 71]. Выступая устойчивой личностной чертой, самоотношение тесно связано с другими свойствами личности, особенно волей. Оно влияет на формирование содержания, структуры и формы проявления целой системы психологических особенностей личности [112].

Человек с низким самоуважением - это человек с устойчивым чувством неполноценности, ущербности [44], ранимостью, чувствительностью к внешним воздействиям, оторванностью от реального взаимодействия с другими людьми. В сфере деятельности такое отношение к себе может проявляться в непоследовательности и нерешительности. Личность с пониженным самоуважением отличается неустойчивым внутренним миром, не обладает твердой и последовательной линией поведения в общении, во взаимоотношениях с другими людьми [112].

В психологической литературе можно встретить такие специфические обозначения чувства человека в адрес самого себя как гордость или стыд [71; 119], высокомерие, тщеславие, самопочитание, заносчивость, чувство собственного достоинства, и противоположные им - скромность, смирение, сострадание, застенчивость, уничижение, сознание собственного позора [25], чувство неполноценности, недовольство собой [116]. Близким глобальной самооценке по своей содержательной нагрузке является разработанная в рамках аналитической психологии категория «чувство уверенности в себе» [119].

Термин «самоотношение» впервые в научный обиход ввел Н.И. Сарджвеладзе, рассматривая его как подкласс социальной установки. Самоотношение - это отношение субъекта потребности к ситуации ее удовлетворения, которое направленно на самого себя. По мнению исследователя, отношение к себе наряду с социальным статусом и установкой личности к внешнему миру, составляет содержание системы «личность - социальный мир» и является одной из структурных единиц диспозиционального ядра личности. Диспозиция по Н.И. Сарджвеладзе - это «предрасположение к определенному взаимодействию личности с социумом и самим собой, ... как некоторая готовность или фиксированная установка субъекта жизнедеятельности» [87, с. 192].

В рамках теории «отношений» А.Ф. Лазурского - В.Н. Мясищева была разработана категория «самоотношение», где данное понятие описывается как совокупность динамических и содержательных компонентов личности, степень осознанности и качество эмоционально-ценностного принятия себя как ответственного и инициативного человека в социуме [49; 68].

Самоотношение личности - это сложное когнитивно-аффективное образование, адекватность которого можно определить степенью согласованности его составляющих и качеством их взаимосвязей [49; 53]. Структура самоотношения описывается как состоящая из двух компонентов:

1) рациональное отношение к себе как субъекту, включенному в социальные связи («образ-Я» или категориальное «Я»)

2) эмоционально-ценностное отношение к себе - переживание и оценка собственной значимости как субъекта социальной активности, которые образуют рефлексивное «Я» [49]. Эти компоненты взаимодействуют с потребностно-мотивационной сферой личности, в результате чего самоотношение включается в процесс деятельностной и личностной саморегуляции, стимулируя развитие рефлексивности. Необходимо отметить, что в отношении именно регуляционного аспекта самоотношения психологи проявляют самый большой исследовательский интерес. Еще У. Джемс писал, что «самочувствие проявляется через «инстинктивные побуждения», которые направлены на заботу человека о себе, на его стремление к социальному и духовному самосохранению» [25, с. 14].

То, как человек относится к себе, оказывает непосредственное влияние на его социальную активность, обусловливает адекватную адаптацию. Самоотношение является мотивом саморегуляции поведения, включаясь во все этапы осуществления деятельности от возникновения мотивов до оценки результата этого поведения, участвует в механизмах регуляции поведения от уровня конкретной ситуации деятельности до уровня длительной реализации идейных замыслов [112].

В психологии представлено огромное количество исследований, выявляющих взаимосвязь между отношением человека к себе как к субъекту жизненных отношений и поведением [3; 6; 7; 9; 40; 50; 56; 58; 108]. В них отмечается, что высокое самоуважение личности является условием продуктивности в деятельности, максимальной активности, реализации потенциала [57], влияет на свободу самовыражения, спонтанности в общении [84]. Позитивное самоотношение позволяет человеку верить в свои возможности, проявлять энергичность, самостоятельность, оптимизм в ситуациях неопределенности [38]. Люди, относящиеся к себе позитивно, гораздо реже страдают психосоматическими расстройствами, так как не поглощены своими внутренними проблемами. Одним из мотивов, побуждающих человека соблюдать моральные нормы, является его стремление сохранить положительное самоотношение [120].

Поведение человека с негативным самоотношением ригидно в связи с тем, что его поглощает проблема ценности своего «Я», излишне повышается уровень активности, затрудняя выбор способов адекватного взаимодействия [81]. Неприятие личностью себя, конфликтное отношение к себе предопределяет ее девиантное поведение: наркоманию, алкоголизм, совершение преступлений, суицидальное и агрессивное поведение [18; 45; 78; 83], а также положительно коррелирует с депрессией [79].

Влияние самоотношения на процессы самопознания достаточно подробно описано И.Г. Чесновой. Она обращается к имеющимся в психологии данным, что развитие аффективной составляющей в онтогенезе предшествует познанию себя, о том, что знание человека никогда не бывает свободным от оценочных характеристик, которые играют чрезвычайно важную роль в механизмах восприятия. Воспринимая и описывая другого человека, люди в значительной степени фиксируются на его общей привлекательности (неосознанно), приписывая при этом многие положительные характеристики тем, кто им нравится, и отрицательные тем, кто не нравится. В механизмах межличностного восприятия, самовосприятия процессы когнитивного анализа находятся под сильным и непрерывным влиянием эмоциональных факторов, вносящих свой вклад в их ход и результат. Эмоциональные оценки черт личности (будучи во многом независимыми от наблюдения за реальным поведением) как бы накладываются на структуру этих наблюдений, придавая образам социальной перцепции необходимую константность, целостность и обобщенность. Отсюда общее эмоциональное отношение к самому себе играет роль «цемента», скрепляющего всегда разрозненные, часто противоречивые фрагменты процесса познания и самопознания [111].

В психологической литературе имеются данные, которые указывают на зависимость эталонных представлений педагога о личности ученика [43], восприятия им педагогической ситуации от типологических характеристик самоотношения [42].

Таким образом, в исследованиях регуляторной функции самоотношения личности можно выделить три взаимодополняющих друг друга аспекта:

- изучение влияния отношения личности к себе как субъекта жизненных отношений на ее поведение;

- изучение самоотношения личности как детерминанты самовосприятия;

- изучение обусловливания самоотношением личности ее восприятия других людей.

В психологической науке самооценку рассматривают в качестве компонента самосознания, функционирующего как ее часть [13; 29; 44; 85; 99; 101; 112].

В психологии принято следующее определение самосознания: «Совокупность психических процессов, посредством которых индивид осознает себя в качестве субъекта деятельности, называется самосознанием, а его представления о самом себе складываются в определенный «образ «Я». «Образ «Я» - это не просто представление или понятие личности о самой себе, а социальная установка, отношение личности к себе. Поэтому в образе «Я» можно выделить три компонента:

- познавательный (когнитивный) - знание себя, самосознание;

- эмоционально-оценочный - ценностное отношение к себе;

- поведенческий - особенности регуляции поведения [44].

Интеграция этих компонентов возможна на основе методологического положения о единстве деятельности, личности и (само)сознания [55; 85]. Так, С.Л. Рубинштейн пишет, что «изучение... деятельности естественно и закономерно переходит в изучение свойств личности... Всякая деятельность исходит от личности как ее субъекта... Личность как сознательный субъект осознает не только окружающее, но и себя в своих отношениях с окружающими... сознательно присваивает себе все, что делает человек, относит к себе все исходящие от него дела и поступки и сознательно принимает на себя ответственность в качестве их автора и творца... Проблема... изучения личности... завершается раскрытием самосознания» [85, с. 434-435].

По мнению Л.В. Бороздиной, внутри самосознания имеются некоторые образования, подструктуры, которые не следует смешивать: образ себя, самооценка и отношение к себе - это разные элементы, имеющие свою самостоятельную природу, сущность. В целом самосознание есть отражение в сознании персоны его носителя, данного субъекта [13].

Образ «Я» - не статичное, а чрезвычайно динамичное образование личности. Образ «Я» может возникать, как представление о себе в момент эмоционального переживания, в котором отражается собственное отношение личности к тому, что она узнает, понимает, «открывает» относительно самой себя, обозначаемого в психологии как реальное «Я». Одновременно образ «Я» является идеальным, т.е. таким, каким он должен стать, чтобы соответствовать социальным нормам и ожиданиям окружающих. Это то, к чему стремится человек, кем он хочет стать в будущем. Возможно еще существование и фантастического «Я». В этом случае человек смотрит на себя сквозь призму собственных желаний, не учитывая своих реальных возможностей. Все «Я» уживаются в человеке одновременно. При перевесе в структуре личности фантастических представлений о себе, не сопровождающихся поступками, происходит дезорганизация деятельности и самосознания человека [44; 46].

«…образ Я и самооценка различные образования самосознания, но имеющие определенные соотношения друг с другом: знание о себе служит необходимым материалом для самооценки, а оценка себя позволяет соотнести отдельные стороны «образа Я» с определенной системой ценностей» [93, с.231]. Кроме того, самооценка служит источником пополнения знаний человека о себе, знаний особых, прошедших оценку, поэтому имеющих более высокий порядок [13].

Знание о себе накапливается в процессе самопознания и фиксируется в виде «Я-концепции». Во многих психологических исследованиях «Я-концепция» рассматривается как совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженная с их оценкой [10].

Существует точка зрения, которая предполагает, что «Я-образ» и «Я-концепция» - два разных компонента самосознания. В самосознании, согласно этим представлениям, различают образный и понятийный компоненты; говоря о «Я-образе» и «Я-концепции» выделяют образ себя и знания о себе [104]. В.В. Столин отмечает, что «Я-концепция» - это для себя, а «Я-образ» - это для других [100].

А.А. Реан и Я.Л. Коломинский подчеркивают, что «Я-концепция» - это относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и относится к себе. Несмотря на очевидную близость, психологические понятия самооценки и «Я-концепции» имеют отличия. «Я-концепция» представляет набор скорее описательных, чем оценочных представлений о себе. Понятие самооценки, наоборот, непосредственно связано с тем, как человек оценивает свои собственные качества. Одни и те же качества могут интерпретироваться одним человеком в позитивном плане, а другим - в негативном. В целом понятие «Я-концепция» шире понятия «самооценка» [82].

Следовательно, можно сделать вывод о том, что самооценка - это сложное и многогранное понятие, однако в научной литературе нет его однозначной трактовки. В ходе теоретического анализа понятие «самооценка» соотнесено нами с такими категориями, как: «самосознание», «Я-концепция», «Я-образ», «самоотношение». Самооценка, Я-концепция, самоотношение, Я-образ входят в структуру самосознания. Самооценка рассматривается как центральный компонент Я-концепции и понимается как отражение человеком знаний о самом себе разной степени осознанности, дифференцированности, обобщенности, связанное с его индивидуальными особенностями. «Я-концепция» - это относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и относится к себе. Несмотря на очевидную близость, психологические понятия самооценки и «Я-концепции» имеют отличия. «Я-концепция» представляет набор скорее описательных, чем оценочных представлений о себе. Понятие самооценки, наоборот, непосредственно связано с тем, как человек оценивает свои собственные качества. Структура самоотношения состоит из двух компонентов: рационального отношения к себе как субъекту, включенному в социальные связи («образ-Я»); эмоционально-ценностное отношение к себе - переживание и оценка собственной значимости как субъекта социальной активности, которые образуют рефлексивное «Я». Образ-Я - динамичное образование личности, включающее три составляющие: я-реальное, я-идеальное, я-фантастическое.

Делись добром ;)