Влияние семейного воспитания на становление личности подростка

курсовая работа

1.2 Возрастные особенности личности и поведения в подростковом возрасте

Подростковый возраст связан с перестройкой организма ребёнка. Одни дети вступают в подростковый возраст раньше, другие позже, пубертатный кризис может возникнуть и в 11, и в 13 лет. Начиная с кризиса, весь период обычно протекает трудно и для самого ребёнка и для близких ему взрослых. Поэтому подростковый возраст часто называют затянувшимся кризисом.

Социальная ситуация как условие развития в отрочестве принципиально отличается от социальной ситуации в детстве не столько по внешним обстоятельствам, сколько по внутренним причинам. Подросток продолжает жить в семье, учиться в школе, он окружен по большей части теми же сверстниками. Однако сама социальная ситуация трансформируется в его сознании в совершенно новые ценностные ориентации. Теперь уже иначе расставляются акценты: семья, школа, сверстники обретают новые значения и смыслы. Для подростка происходят сдвиги в шкале ценностей. [5]

В детстве ребенок был погружен в поле семейной идентификации. Семейное «Мы» - первая группа, которая принимается в детстве как данность. Сами родители, родственники, принадлежащий им мир вещей, семейные традиции, стиль взаимоотношений в детстве воспринимаются как неизменная сущность бытия. Однако, набирая опыт жизни, подросток открывает для себя многообразные отношения, которые отличаются от родительской семьи. В то же время он испытывает потребность в более универсальной, более широкой идентичности и одновременно в укреплении своего собственного чувства личности, в обособлении своего «Я» от семейного «Мы». [22]

Влияние родителей уже ограничено - ими не охватываются все сферы жизни, как это было в младшем школьном возрасте, но его значение трудно переоценить. Для подростков характерно стремление к эмансипации от близких взрослых. Нуждаясь в родителях, их любви и заботе, в их мнении, они, в то же время, испытывают сильное желание быть самостоятельными, равными с ними в правах.

Наиболее характерной чертой подростка является противоречивость поведения. Это проявляется в том, что чрезмерная активность может привести к изнурению, безумная веселость сменяется унынием, уверенность в себе переходит в неуверенность и сомнение в себе, эгоизм чередуется с альтруизмом, интенсивное общение сменяется замкнутостью, живая любознательность переходит в умственное равнодушие, страсть к чтению - в пренебрежение к нему и т.п. [1]

В отрочестве меняется внутренняя позиция по отношению к школе и учению. Так, если в детстве, в младших классах, ребенок был психологически поглощен самой учебной деятельностью, то теперь подростка в большой мере занимают собственно взаимоотношения со сверстниками.

В подростковом возрасте продолжает развиваться теоретическое рефлексивное мышление. Подросток, абстрагируясь от конкретного, наглядного материала, рассуждает в чисто словесном плане. На основе общих посылок он строит гипотезы и проверяет их. Особенности теоретического рефлексивного мышления позволяют подросткам анализировать абстрактные идеи, искать ошибки и логические противоречия в суждениях. Подростки рассуждают об идеалах, о будущем, иногда создают собственные теории, приобретают новый, более глубокий и обобщенный взгляд на мир. Именно в этом возрасте ребёнок приобретает взрослую логику мышления. Происходит дальнейшая интеллектуализация восприятия и памяти. С общим интеллектуальным развитием связано и развитие воображения. Сближение воображения с теоретическим мышлением дает импульс к творчеству: подростки начинают писать стихи, серьёзно заниматься разными видами конструирования. [4] Но далеко не все подростки стремятся к достижению объективного творческого результата, но все используют возможности своего творческого воображения, получая удовлетворение от самого процесса фантазирования. Это похоже на детскую игру. Как считал Выготский Л.С., игра ребёнка перерастает в фантазию подростка. [1] Игра воображения не только доставляет удовольствие и приносит успокоение. В своих фантазиях подросток лучше осознает свои собственные влечения и эмоции, впервые начинает представлять свой будущий жизненный путь.

Подросток, не игнорируя ученье, так же придает особое значение общению. В общении со сверстниками он расширяет границы своих знаний, развивается в умственном отношении, делясь своими знаниями и демонстрируя освоенные способы умственной деятельности. Общаясь со сверстниками, подросток постигает разные формы взаимодействий человека с человеком, учится осмысливать свои реакции на предлагаемые ситуации, отстаивать право на самостоятельный выбор возможного поведения.

Д.Б. Эльконин полагал, что развитие в подростковом возрасте проходит под знаком его взросления, определяется появляющимся у подростков чувством взрослости и тенденции к взрослости. Чувство взрослости, как отношение подростка к самому себе уже как к взрослому, проявляется в возникновении у него настойчивого желания, чтобы окружающие относились к нему не как к маленькому, а как к взрослому. За этим скрываются более частные потребности: уважения, доверия и такта, признания человеческого достоинства и права на определенную самостоятельность. Важным показателем чувства взрослости является наличие у подростков собственной линии поведения, определенных взглядов, оценок и их отстаивание, несмотря на несогласие взрослых или сверстников. Неудовлетворение этих потребностей взрослыми приводит к различным формам протеста: непослушанию, грубости, упрямству, противопоставлению себя взрослым, конфликтами с ними. Новая позиция проявляется в разных сферах, чаще всего во внешнем облике, в манерах. Именно внешний вид подростка часто становится источником постоянных недоразумений и даже конфликтов в семье. Хотя претензии на взрослость бывают нелепыми, иногда даже уродливыми, а образцы для подражания - не лучшими, в принципе подростку полезно пройти через такую школу новых отношений, научиться брать на себя разнообразные роли. В этот период становится возможным самовоспитание благодаря тому, что у подростка развивается саморегуляция. [5]

В конце подросткового возраста представления о себе стабилизируются и образуют целостную систему - «Я концепцию»

Делись добром ;)