Теоретические основы и типология тренингов

реферат

2.1 Условия успешной работы Т-групп

Ведущим принципом организации социально-психологического тренинга является принцип диалогизации взаимодействия, т.е. полноценного межличностного общения. Оно базируется на уважении к чужой мысли, доверии, избавлении участников от взаимных подозрений, неискренности, страха и т.п. явлений.

Уровень организации работы в значительной мере зависит от того, как практически реализуется принцип психологического взаимодействия. Для достижения положительных личностных изменений, базовой перестройки отношений иногда нужны «острые моменты, потрясение». Поэтому в учебно - тренинговой группе должны использоваться такие приемы, как открытое обсуждение поведения участников, элементы психодраммы и ряд других эмоционально насыщенных средств обратной связи.

Одним из основных является принцип самодиагностики, спровоцированной группой для каждого из участников и руководителя. Он включает в содержание занятий вопросы и упражнения, рассчитанные на то, чтобы любой из участников группы рассказал о своих психологических проблемах и предложил пути их практического решения.

Также необходимо сделать акцент на принципе практической материализации социально-психологических феноменов, которые изучаются. Благодаря его реализации много проявлений человеческой психики не только возникают перед членами группы в виде теоретических понятий, а и становятся достоянием их практического опыта. Важно организовать переживание предложенных межличностных феноменов каждым участником группы.

Существенным является вопрос о комплектовании группы. Желательно проводить предшествующие индивидуальные собеседования со всеми потенциальными участниками.

Формируя группу, лучшее не включать в неё людей с очень стереотипозованной психологической защитой, т.к. занятия могут значительно усилить тревожность таких субъектов. Кроме того, это может отрицательно повлиять на групповой процесс. Также нежелательно участие людей, которые не намерены продуктивно работать в плане личного развития и идут в группу только с целью «познания метода» или ради приятного времяпровождения.

Отправным пунктом для обеспечения успешной работы тренинговой группы выступает принцип добровольности. Члены группы должны быть заинтересованы в собственных изменениях и готовы целеустремленно достигать поставленной цели. Сплоченность в группе возникает намного быстрее, если группа закрыта, а работа в ней четко структурирована.

Продолжительность занятий в идеале должна быть определена заранее. Размещать участников во время тренинга лучшее по кругу в мягких креслах. Важно, чтобы каждый из них был уверен, что их не подслушивают.

На начальной стадии обучения важнейшей задачей, которую решает руководитель, является выработка групповых норм и усвоение участниками главных требований тренинга. Руководитель должен подробно ознакомить всех с главными нормами и принципами тренингового общения.

К основным правилам тренингового общения относятся:

1Общение по принципу «здесь и теперь».

Для многих участников характерно стремление переключится с непосредственной тренинговой работы на обсуждение прошлых или будущих событий. В этом случае срабатывает механизм психологической защиты. Однако главная идея тренинга состоит в том, чтобы группа превратилась в своеобразное объемное зеркало или даже систему зеркал, в которых каждый член группы смог бы увидеть себя во время выполнения упражнений. Это достигается, в частности, тем, что в группе существует интенсивная обратная связь, базирующаяся на доверительном межличностном общении .

2Принцип персонификации высказываний.

Суть данного принципа состоит в добровольном отказе от безличных языковых форм, которые помогают в повседневном общении скрывать собственную позицию того, кто говорит, или же избегать прямых высказываний в нежелательных случаях. Например, вместо высказываний: «общеизвестно...», «некоторые считают, что...» в группе учат говорить, используя формы: «я считаю, что ...» и т.п.

3Принцип акцентирования на языке чувств.

Согласно этому принципу, участники группы должны делать акцент на эмоциональных состояниях и проявлениях (своих собственных и партнеров по группе) и во время обратной связи, насколько возможно, использовать язык, фиксирующий такое состояние. Примером данной формы обращения может служить констатация типа: «Твоя манера говорить на повышенных тонах вызывает у меня раздражение». Для повседневного общения высказывания в подобной эмоционально акцентируемой манере не являются типичными. Соответственно, перед каждым участником ставится задача перестроить стиль своего общения и, в частности, выработать умение понимать, четко идентифицировать и адекватно высказать свои чувства.

4Принцип активности.

Соблюдение этого принципа является главным требованием к поведению участников тренинга. Речь идет о реальном включении каждого участника в интенсивное групповое взаимодействие, основной задачей которого является целенаправленное познание себя, партнера и группы в целом. В обыденной жизни человек под влиянием различных обстоятельств нередко замыкается в себе и концентрируется лишь на собственных проблемах. Задача тренинга как раз и состоит в том, чтобы помочь ему научиться объединять эту замкнутость на себя с активной включённостью в другого, в анализ групповых процессов. Именно в связи с этим на занятиях в разумных пределах , поощряется конструктивная полемика между всеми участниками, включая руководителя.

5Принцип доверительности.

Данный принцип предусматривает создание благоприятных условий для доверительного общения участников тренинга, обеспечивает групповую динамику и, в конечном итоге, в значительной мере определяет результативность занятий. В качестве первого и простейшего шага к практическому созданию такого климата руководитель предлагает принять единую форму обращения друг к другу (например, на «ты»). Это не только психологически уравнивает всех членов группы, но и привносит определенный элемент интимности и доверия. Кроме того, доверительность поддерживается неопровержимым правилом: «Говорить только правду, или хотя бы не врать».

6. Принцип конфиденциальности.

Суть этого принципа раскрывается в рекомендации не выносить содержание общения, развивающееся в процессе тренинга, за пределы группы. Это также оказывает содействие установлению близких и доверительных отношений, т.к. участники уверены, что содержание общения останется в рамках этой группы, и легче идут на открытый, искренний контакт. Конфиденциальность дает возможность группе сохранить свой дискуссионный потенциал; обсуждение же участниками тренинга проблем группы за ее пределами приводит к тому, что готовность и потребность в обсуждении данных проблем в пределах самой группы уменьшается, ведь тема в определенной мере исчерпывает себя.

Одной из типичных закономерностей начального периода общения в тренинговой группе является явное либо скрытое противодействие со стороны её отдельных участников, возникающее из-за тревожных ожиданий или очень развитой психологической защиты. Для того чтобы разрушить начальную скованность, можно использовать подгруппы (по 2-4 человека), в которых участники могли бы обсуждать волнующие их проблемы.

Делись добром ;)