Теоретическое и эмпирическое изучение особенностей проявления лжи у студентов с различным уровнем локуса контроля

дипломная работа

2.1 Организация и методы исследования

Для проверки основной и дополнительной гипотез исследования необходимо эмпирически изучить уровень локуса контроля и особенности проявления видов лжи у студентов.

Для достижения цели были поставлены следующие эмпирические задачи:

1. Исследовать локус контроля студентов.

2. Выявить достоверные различия в особенностях проявления различных видов лжи между студентами с интернальным и экстренальным локусом контроля.

3. Выявить взаимосвязь между проявлениями различных видов лжи и локусом контроля студентов.

Эмпирическое исследование было проведено на базе Сургутского государственного педагогического университета. Выборку составили студенты 1-3 курсов очного обучения в количестве 60 человек, в возрасте от 18 до 22 лет. Несомненно, данная выборка состоит из студентов, отличающихся между собой по многим параметрам. Это, в том числе, и условия проживание: многие студенты приезжие и вынуждены жить в общежитии, другие же находятся в своем родном городе. У некоторых уже есть свои семьи, дети. Также, существуют различия и во времяпрепровождении, многие из студентов совмещают работу и учебу, вследствие этого наблюдается нехватка времени, другие посвящают свое свободное время встрече с друзьями и развлечениям. Для кого-то учеба в университете - это то, к чему они стремились многие годы, для других же это желание их родителей, либо солидарность с друзьями. Для некоторых студентов вуз - это место не просто для получения знаний, а еще и место, где они проводят большое количество времени, это и посещение секций, и посещение студенческого совета. У многих в университете большое количество знакомых, друзей, у других референтные лица находятся за пределами вуза. Студенты младших курсов только начинают входить в студенческий образ жизни, знакомятся с правилами и нормами университета. Другие уже несколько лет находятся в данном учебном заведении.

Но несмотря на все эти различия, студентов нашей выборки объединяет то, что все они находятся в одном учебном заведении, в одной социальной ситуации, характеризующейся одними и теми же нормами и правилами. Также все студенты так или иначе контактируют между собой, делятся информацией по тому или иному вопросу. Кроме того, в данном вузе производится качественный отбор студентов на специальности, поэтому учатся только те, кто действительно способен к учебе и кто имеет мотивацию к учению в данном университете.

Нами были использованы следующие методы исследования:

1. Психодиагностические методики:

- опросник "Виды лжи" (автор И.П. Шкуратова);

- опросник "Локус контроля" (автор Дж. Роттер).

2. Методы математической статистики:

- t-критерий Стюдента для независимых выборок;

- коэффициент корреляции Пирсона.

Наше исследование осуществлялось в три этапа.

На первом этапе мы экспериментально изучили особенности проявления видов лжи у студентов. Для этого мы использовали опросник "Виды лжи" (разработан И.П. Шкуратовой). Шкуратова в своем опроснике выделила следующие шкалы:

1. Этикетная ложь

2. Ложь во благо

3. Ложь-фантазия

4. Ложь-оправдание

5. Умолчание

6. Сплетня

7. Ложь-самопрезентация

8. Мотивы лжи

Мы в своей работе взяли семь шкал, так как восьмая ("мотивы лжи") не имеет отношения к нашему исследованию. В данной работе мы изучаем проявления видов лжи, тогда как мотивация лжи остается за рамками данного исследования.

Данный опросник состоит из 48 утверждений, на которые даются ответы по четырехбалльной шкале от 0 до 3 баллов, при этом 3 балла означает ответ "очень характерно для меня", 0 баллов - ответ "совсем не характерно для меня".

На втором этапе был изучен локус контроля студентов, с помощью опросника "Локус контроля" Дж. Роттера, который диагностирует локализацию контроля над значимыми событиями. В основе его лежит различение двух локусов контроля - экстернального и интернального - и, соответственно, двух типов людей - экстерналов и интерналов. Тестовый материал состоит из 29 утверждений в паре (а и б), из которых нужно выбрать одно.

Количественный анализ предполагает подсчет совпадений в соответствии с ключом по экстернальности и интернальности. Качественный анализ проводится путем интерпретации результатов по ведущему типу локуса контроля.

Делись добром ;)