Техника и приемы развития памяти

реферат

2. Виды, типы, процессы и механизмы памяти

Виды памяти можно классифицировать по нескольким признакам:

1. По характеру психической активности:

· Двигательная память (моторная) - запоминаются, сохраняются и воспроизводятся различных движений.

· Образная память - запоминаются, сохраняются и воспроизводятся образы, звуки, запахи.

· Эмоциональная память - запоминаются, сохраняются и воспроизводятся эмоции и чувства. Эмоции запоминаются не сами по себе, а вместе с явлениями и предметами, которые они вызывают.

· Словесно-логическая - запоминаются, сохраняются и воспроизводятся мысли. Это ведущая память у человека, самая сложная.

2. По характеру цели деятельности:

o Произвольная - есть цель, есть волевое усилие.

o Непроизвольная - автоматическое запоминание, нет контроля сознания, нет цели.

3. По продолжительности сохранения материала:

§ Краткосрочная - быстрое запоминание, сохранение информации на короткий срок. Объем - от 5 до 9 единиц.

§ Оперативная память - хранение информации на определенный срок (от нескольких секунд до нескольких дней).

§ Долговременная память - это волевое усилие. Эта информация, которая запоминается на длительный срок.

Также память делится на зрительную, слуховую, обонятельную, осязательную и вкусовую.

Существуют три совершенно различных типа памяти:

1) как "непосредственный отпечаток" сенсорной информации;

2) кратковременная память;

3) долговременная память.

1) Непосредственный отпечаток сенсорной информации.

Эта система удерживает довольно точную и полную картину мира, воспринимаемую органами чувств. Длительность сохранения картины очень невелика - 0,1-0,5 секунды. Если закрыть глаза, а затем открыть их на мгновение и снова закрыть, увиденная вами четкая, ясная картина некоторое время сохраняется, а затем медленно исчезает. Это и есть "сенсорная память".

2) Кратковременная память.

В данном случае удерживаемая информация представляет собой не полное отображение событий, которые произошли на сенсорном уровне, а непосредственную интерпретацию этих событий. Например, если при вас произнесли какую-то фразу, вы запомните не столько составляющие ее звуки, сколько слова. Обычно запоминается лишь 5-6 слов. Сделав сознательное усилие, вновь и вновь повторяя материал, можно удержать его в кратковременной памяти на неопределенно долгое время. Непосредственные отпечатки сенсорной памяти невозможно повторять, они сохраняются лишь несколько десятых долей секунды и продлить их нет возможности.

3) Долговременная память.

Существует явное и убедительное различие между памятью о только что случившемся событии и событиях далекого прошлого. Долговременная память - наиболее важная и наиболее сложная из систем памяти. Емкость первых названных систем памяти очень ограничена: первая состоит из нескольких десятых секунд, вторая - несколько единиц хранения. Емкость же долговременной памяти практически безгранична. Все, что удерживается на протяжении более чем несколько минут, должно находиться в системе долговременной памяти. Однако здесь уже возникает проблема поиска информации.

По механизму выделяют логическое и механическое запоминание.

Если человек ставит перед собой цель запоминания, но не проявляет при этом интеллектуальной активности, такое запоминание не будет продуктивным. Необходимо сочетание этих двух составляющих (логический механизм).

Лучше всего запоминается то, что возникает в качестве препятствия, затруднения в деятельности. Запоминание материала, данного в готовом виде, осуществляется с меньшим успехом, чем запоминание материала, найденного самостоятельно, в ходе активной деятельности. То, что запоминается хотя бы и непроизвольно, но в процессе активной интеллектуальной деятельности, сохраняется в памяти прочнее, чем то, что запоминалось произвольно.

Результат запоминания выше при использовании наглядного, образного материала. Однако продуктивность запоминания при опоре на слова с возрастом увеличивается, чем при опоре на картинки. При самостоятельном придумывании словесные опоры становятся более действенным средством запоминания, чем готовые картинки.

Материал запоминается лучше и забывается меньше в тех случаях, когда опорные пункты были выделены в процессе запоминания. Сила опорного пункта зависит от того, насколько глубоко и основательно мы осмысливаем содержание раздела.

Механическая память - это повторение и заучивание текста без какого-либо вникания в смысл написанного.

В памяти выделяют три процесса: запоминание (ввод информации в память), сохранение (удержание) и воспроизведение. Эти процессы взаимосвязаны. Организация запоминания влияет на сохранение. Качество сохранения определяет воспроизведение.

Процесс запоминания может протекать, как мгновенное запечатление - импритинг. Состояние импритинга возникает в момент высокого эмоционального напряжения. При многократном повторении одного и того же раздражителя происходит его запечатление без сознательной установки на это. Намерение сохранить материал в памяти характеризует произвольное запоминание.

Организованное повторение материала с целью его запоминания называется заучиванием. Значительный рост способности к заучиванию падает на возраст от 8 до 10 лет и особенно возрастает с 11 до 13 лет. С 13 лет наблюдается относительное снижение в темпах развития памяти. Новый рост начинается с 16 лет. В возрасте 20-25 лет память человека, занятого умственным трудом, достигает высшего уровня.

Продуктивность памяти характеризуется объемом и быстротой запоминания материала, длительностью сохранения, готовностью и точностью воспроизведения.

Объем памяти - это важнейшая характеристика памяти, показатель количества запомненной и сохраненной информации.

Быстрота воспроизведения характеризует способность человека использовать в практической деятельности имеющуюся у него информацию.

Точность воспроизведения отражает способность человека точно сохранять, а самое главное, точно воспроизводить запечатленную в памяти информацию. В процессе сохранения в памяти часть информации утрачивается, а часть - искажается, и при воспроизведении этой информации человек может допускать ошибки. Поэтому точность воспроизведения является весьма значимой характеристикой памяти.

Длительность отражает способность человека удерживать определенное время необходимую информацию.

Запоминание - это процесс запечатления и последующего сохранения воспринятой информации. Запоминание начинается с запечатления, которое первоначально совершается непроизвольно и не ставит себе цели что-либо запомнить.

Процессы памяти у разных людей протекают неодинаково. Общеизвестно, что одни люди запоминают быстро, другие медленно, одни помнят долго, другие скоро забывают, одни воспроизводят точно, другие допускают много ошибок, одни могут запомнить большой объем информации, другие запоминают всего несколько строк.

Одни люди лучше запоминают зрительные, другие - слуховые, третьи - двигательные данные. Один человек, для того чтобы запомнить, должен сам прочесть текст, и в воспоминании у него восстанавливается преимущественно зрительный образ; у другого - такую же преобладающую роль играют слуховые восприятия и представления; у третьего - двигательные: текст закрепляется у него лучше всего посредством записи. Чистые типы встречаются редко, обычно наблюдаются смешанные: зрительно-двигательный, двигательно-слуховой и зрительно-слуховой типы памяти. У большинства людей господствующим является зрительный тип запоминания предметом, совмещенный со словесно-двигательным. Тем не менее встречаются, люди с ярко выраженным зрительным типом запоминания словесного материала. Однако и те и другие могут развивать свою память и увеличивать объемы хранящейся информации. Память человека не является постоянной, а изменяется в течение жизни.

Делись добром ;)