logo
Типы акцентуаций характера и их особенности в подростковом возрасте

2.1 Методы исследования акцентуации характера в подростковом возрасте

Цель: изучение методов исследования проявления акцентуации характера; диагностическим путем выявить акцентуации характера у подростков; проанализировать результаты.

Для исследования, наблюдения и понимания акцентуации характера используются различные методы и методики.

Существуют различные методы, используемые для изучения акцентуированного поведения: некоторые из них применяются исключительно в экспериментах, другие же могут быть использованы как в экспериментальных, так и в неэкспериментальных исследованиях.

Наблюдение акцентуации. Эти подходы предусматривают «прямую» запись поведения подготовленным наблюдателем, который придерживается строгих правил и установленной процедуры для регистрации текущего реального поведения. Главное преимущество таких методов состоит в том, что они позволяют изучать причиняющее реальный вид повреждение.

Полевые наблюдения. Слово «полевые» подразумевает наблюдение за поведением людей в естественных условиях, когда они занимаются повседневными делами и не помышляют об участии в каких-то психологических исследованиях.

Недостаток в том, что исследователь может потратить уйму времени, наблюдая неакцентуированное поведение, прежде чем дождется хоть каких-то проявлений акцентуированного поведения. Поэтому во многих случаях приходится вмешиваться в ситуацию способом, повышающим вероятность проявления акцентуированного поведения.

Натуралистические наблюдения. Когда наблюдатель просто следит за естественным поведением, не вмешиваясь в него, то это называется методом натуралистических наблюдений. Такая техника применяется главным образом в исследованиях поведение детей и животных.

Лабораторные наблюдения. Наиболее общий способ наблюдения акцентуации состоит в наблюдении за поведением контролируемых лабораторных условиях. У этого метода немало важных достоинств. [11. c 139]

Опросник Шмишека.

Данная методика была разработана Шмишеком в 1970 на основе концепции акцентуированных личностей К.Леонгарда. По форме она представляет собой опросник, состоящий из 88 вопросов и предполагающий два варианта ответов - "да", "нет".

Для проведения тестирования требуется сам опросник и ответный бланк. Тестирование может проводиться как индивидуально, так и в групповом варианте. Опросник может с успехом применяться как для исследования взрослых, так и для изучения школьников, начиная с 14 лет.

Прилагаемая к опроснику инструкция может быть изменена, если возникнет необходимость приспособить ее к особенностям контингента испытуемых. Инструкция должна быть максимально простой и соответствовать умственным возможностям испытуемых. В случае испытуемых-подростков желательно подкрепить инструкцию 1-2 примерами.

После тестирования психолог обрабатывает ответный бланк с помощью ключей. В результате он получает показатели по каждому из типов акцентуаций (сырые баллы). Затем полученные показатели преобразуются с помощью соответствующих коэффициентов по формуле: Сырые Баллы Х Коэффициент = Итоговый показатель.

Результаты подсчета записываются в бланке фиксации результатов. Сразу же может быть дана приблизительная оценка типа акцентуации. Если итоговый показатель превосходит 12 (максимальное значение - 24), то это считается признаком акцентуации по данному типу. Однако имеются данные, которые подтверждаются также и нашими исследованиями, о том, что критическое значение для диагностики типа лежит в пределах 14-16.

Анализ полученных результатов

Исследование проводилось на базе МБОУ СОШ №68 им. Н.И. Долгих г. Тула. В опытно - экспериментальной работе участвовало 20 подростков 8 «Б» класса.

Диагностическая методика: Тест-опросник Шмишека

Цель методики: определение типа акцентуации характера.

Материал: вопросы и готовые бланки для ответов на анкету (приложение 1, приложение 2).

Условия проведения: анкетирование проводится со всеми учащимися класса.

Экспериментатор предлагает испытуемому выбрать один из двух вариантов ответа, который наиболее всего подходит испытуемому, близок ему, ответы «да» или «нет».

Для ответов испытуемый получил бланк с вопросами и бланк с фиксацией ответов. Напротив номера вопроса он должен поставить выбранный им ответ.

В результате анализа полученных данных было выявлено, что у большинства обследованных подростков присутствует акцентуация характера.

95% обследованных подростков имеют акцентуацию характера.

Типы акцентуаций

Общее процентное соотношение

Процентное соотношение у девочек

Процентное соотношение у мальчиков

Экзальтированный тип

10%

5%

5%

Демонстративный тип

20%

5%

15%

Дистимический тип

15%

10%

5%

Циклотимный тип

10%

5%

5%

Тревожный тип

15%

10%

5%

Эмотивный тип

5%

-

5%

Педантичный тип

5%

5%

-

Застревающий тип

5%

5%

-

Гипертемический тип

15%

5%

10%

Экзальтрованный тип зафиксирован у 10 % подростков; демонстративный - у 20% подростков; дистимический - у 15%; возбудимый - у 10%; циклотимный - у 10% подростков; тревожный тип - у 15% обследованных; эмотивный - у 5%; педантичный - у 5%; застревающий - у 5%; гипертимический - у 15% обследованных подростков.

Таким образом, анализируя результаты диагностических исследований по выявлению акцентуации характера у детей подросткового возраста, можно сказать, что с данной группой подростков необходима целенаправленная коррекционно-развивающая работа по нивелированию акцентуации характера.